За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни: от ученика знающего к ученику умеющему. Новейшие достижения науки и техники требуют ранней подготовки школьников к интеллектуальному творческому труду, направленному на формирование широкого спектра компетентностей, поэтому знакомство с одной из самых занимательных и увлекательных сфер образования – научно-технической – начинается с детского сада и продолжается на всех ступенях обучения.
Современная школа формирует у обучающихся активную жизненную позицию, умение оперативно решать поставленные задачи, способность включаться в коммуникацию и взаимодействовать в команде, умение принимать решение и брать на себя ответственность. Выбор цели, содержания и формы организации своего образования позволяет современному школьнику развиваться и выстраивать собственную уникальную модель развития в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами. Новейшие достижения науки и техники требуют ранней подготовки школьников к интеллектуальному творческому труду, направленному на формирование широкого спектра компетентностей, поэтому знакомство с одной из самых занимательных и увлекательных сфер образования – научно-технической – начинается с детского сада и продолжается на всех ступенях обучения.Свои достижения школьники демонстрируют на площадках Городского фестиваля научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство», который предоставляет широкий спектр конкурсов техносферы по различным видам деятельности: от начально-технического моделирования и конструирования до создания робототехники и мультимедийных проектов, направленных на решение проблем в области ресурсосбережения, самолето- и ракетостроении. С большим интересом юные жители столицы, будущие инженеры и изобретатели, ученые, архитекторы и конструкторы, летчики и космонавты, посещают творческие объединения космического и авиационного моделирования, легоконструирования и робототехники, радиоэлектроники и судомоделирования. В творческом процессе с помощью педагогов школьники воплощают в жизнь свои первые проекты, проходят путь от замысла к изобретению, покоряют свои первые вершины.Ежегодно в фестивале НТТМ принимают участие более шести тысяч школьников. Особый интерес проявляют ребята к информационно-коммуникационным технологиям, которые позволяют освоить проектно-исследовательскую деятельность, программирование и робототехнику, компьютерную графику и анимацию, сайтостроение, web-дизайн и многое другое. Обретая навыки начального технического моделирования и программирования, школьники учатся создавать реально действующие модели роботов.Развитие технического прогресса невозможно без консолидации усилий сферы образования, науки и производства. Такое взаимодействие помогает образовательной организации формировать у школьников представление о современном бизнес-сообществе, облегчает знакомство с современными профессиями, рынком труда, различными областями науки и производства. Именно в школьный период ведется большая работа, направленная на профессиональное самоопределение учащихся. С этой целью в условиях сетевого взаимодействия и партнерских отношений с представителями науки, производства и бизнеса ежегодно к экспертной оценке ученических проектов привлекаются преподаватели высшей школы, представители предприятий, организаций, бизнес-сообщества. Процесс ознакомления с проектами школьников проходит в атмосфере диалога и сотрудничества, что позволяет выявлять прорывные инновационные проекты и внедрять их в производство. Такое плодотворное сотрудничество установлено с вузами: МПГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФЮА, МАИ, МАРХИ, а также с Департаментом топливно-энергетического хозяйства, предприятиями: ПАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Бцх-Энерго», СРО НП «Гарантия» и др.Активное участие в городских конкурсах «Юные техники и изобретатели», «Ресурсосбережение: инновации и таланты», «Школа будущего», «Первый спутник – начало космической эры», «Мой робот», «Наследники В.Шухова» способствует привлечению молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности, повышает престиж научно-технических профессий, развивает познавательные и профориентационные интересы учащихся, их творческое, инженерное мышление, формирует опыт технической деятельности, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.Говоря о национальной политике, формировании патриотизма, сохранении и развитии чувства любви к Родине, нельзя не вспомнить о городском конкурсе мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который проводится в городе с 2008 года. За это время школьниками были подготовлены более шести тысяч оригинальных проектов о боевых и трудовых подвигах родственников, на чью долю выпали испытания в годы Великой Отечественной войны.В 2016-2017 учебном году в отборочном этапе конкурса приняли участие 1375 мультимедийных проектов. Лучшие 524 работы школьники и студенты колледжей защищали на заключительном этапе городского конкурса, который состоялся 15 марта 2017 года в школе с углубленным изучением иностранного языка №1231 имени В.Д.Поленова. Ребята с честью и достоинством рассказывали о значимых страницах истории своих семей, о судьбах родственников, представленных к боевым и трудовым наградам, о тружениках тыла, о семейных династиях военных, ученых, инженеров, о ветеранах Великой Отечественной войны. В проектах проводились глубокие исследования, передавались истории и жизненные воспоминания детей войны – живых свидетелей роковых событий 1941-1945 годов.Школьники креативно подходили не только к самой работе, но и к ее оформлению. Защищая проект в финале, чтобы достовернее передать информацию, ребята надевали военную форму времен Второй мировой войны, привозили на защиту проекта семейные реликвии, копии знамен и флагов, под стягами которых добывали нелегкую победу их родственники-герои. Зачастую такие проекты выполнялись в семьях, организовывалась серьезная исследовательская и поисковая работа, велась переписка, иногда сведения приходили от родственников из-за границы. Через изучение семейных фото- и видеоархивов, посредством восстановления судьбоносных и значимых страниц истории, ведется реконструкция военных действий Второй мировой войны. Эмоционально и трогательно из уст современных школьников передается информация об участниках военных сражений тех далеких сороковых, тем самым ребята показывают свое отношение и сопричастность к историческим событиям, реликвиям, семейным альбомам, письмам с фронта, бережно хранимым в семьях и передаваемым от поколения поколению.По итогам конкурса «История моей семьи в истории России» 23 апреля 2017 года лучшие проекты школьников приняли участие в Межрегиональном форуме «Крепка семья – сильна Россия» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе.Людмила КРИВОШЕЕВА, старший методист Городского методического центра
Комментарии