search
main
0

Старт с площадки. Стажировочной.

С введением ФГОС в школу пришли большие перемены. Проработав предыдущий учебный год в пилотном проекте по апробации ФГОС, можем сказать: эти перемены радуют! Радуют педагогов, детей, родителей. Опасения и сомнения, которые, конечно, были, когда мы вступали в эксперимент, исчезли. Стало понятно: новая школа станет гораздо более современной, интересной, творческой и для тех, кто учится, и для тех, кто учит.

Модернизация в образовании вовсе не означает отказ от всего старого. Но из этого багажа в Нашу новую школу мы возьмем те технологии, методики и инструменты педагогического мастерства, которые помогут сегодняшним школьникам уверенно чувствовать себя в завтрашнем дне. Введение ФГОС даст возможность всем ученикам испытать себя в роли исследователя, первооткрывателя, ученого, творца, а не только тем, кому посчастливилось учиться в классе замечательного педагога. Деятельностные технологии обучения позволяют детям лучше узнать себя, понять свои сильные стороны, развить их, научиться принимать решения, активно участвовать в происходящих событиях, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Школьники учатся учиться, а помогает им в этом учитель – знающий, творческий, внимательный и терпеливый!

Я работаю заместителем директора и учителем начальных классов, поэтому очень хорошо вижу, как на глазах меняется образовательный процесс – меняется в лучшую сторону. В каждом учебном кабинете на каждом уроке кипит работа, происходит что-то интересное, новое. Учителям, безусловно, прибавилось забот. Они осваивают новую технику, учатся, обмениваются опытом. Но усилия того стоят! Мотивация ребенка многократно возрастает, когда он не просто запоминает предложенную информацию, а сам ее находит, анализирует, приводит в систему. Например, на экскурсии изучали деревья, растущие возле школы, рассматривали осенние листья. Потом в классе, работая в группах, их рисовали, «собирали» дерево, составили о нем рассказ. Все запомнили, какие бывают деревья, научились распознавать их по листьям и силуэту. В итоге на большом плакате получился замечательный осенний сад, созданный всем классом. Так хочется, чтобы его сегодня же увидели родители! Как быть? Можно сфотографировать и поместить фото в информационном пространстве. Результатом такого обучения довольны все. И чем больше таких результатов, тем больше замечательных педагогических идей появляется у учителя.

Перевести образовательный процесс на новый качественный уровень, безусловно, помогает современное оборудование, которое поступило и продолжает поступать в школу: «макинтоши», интерактивные доски, видеокамеры, фотоаппараты, сканеры, графические планшеты, цифровые микроскопы, комплекты лабораторного оборудования, конструкторы и многое другое. Сначала прикасаться к таким сокровищам учителям было страшновато. Но, используя знания, полученные на курсовой переподготовке, они успешно осваивают новую технику – активно используют ее при подготовке и проведении уроков и внеурочных занятий, учат коллег с ней работать. За прошедший год использование современной техники, работа с информационными ресурсами стали неотъемлемой частью образовательного процесса не только в пилотных классах, но и во всей начальной школе. Новое оборудование, конечно же, с удовольствием и энтузиазмом встретили наши ученики. Они бережно и уважительно относятся к новеньким белоснежным «макам», благодаря которым создают проекты, презентации, осваивают интернет-пространство, выполняют интересные задания. И дети, и родители поняли, что компьютер в школе – это источник информации, помощник, современный инструмент, необходимый в учебном процессе.

Апробация ФГОС в начальных классах отразилась на работе всей нашей школы. Своими знаниями и опытом участники пилотного проекта непрерывно делятся с коллегами, работающими в старших классах. Учителя средней школы активно интересуются всем, что происходит сегодня в начальных классах: посещают уроки, знакомятся с новым оборудованием и формами работы. Они готовятся принимать новых учеников – творческих, активных, думающих, не привыкших просто запоминать и воспроизводить информацию! Об этом мы постоянно говорим на педагогических советах и заседаниях методических объединений школы, обсуждаем вопросы преемственности и модернизации образовательного процесса. В результате этого на новом уровне – более продуктивно заработала внутришколь-ная система обмена опытом между учителями начальной и средней школы.

С 2011 года наша школа работает как стажировочная площадка для педагогов САО. Тьюторское сопровождение осуществляют наши учителя, участвующие в пилотном проекте. Они ведут курсы повышения квалификации «ИКТ-компетентность учителя начальных классов». На занятиях за парты с «макинтошами» садятся учителя будущих 1-х классов. Надо сказать, что тьюторам досталась очень сложная работа. Оказалось, что помогать детям осваивать новые технологии гораздо проще, чем учить этому их педагогов. Ведь большинству учителей, которые сегодня работают в школе, уже за 40 (молодежь, увы, не привлекает работа в школе). Это взрослые, а иногда и довольно пожилые, женщины с давно сформировавшимися взглядами на жизнь и профессию. У каждой семья, дети, домашние заботы и проблемы, которые, несмотря на изменения в образовании и в обществе, с плеч современной женщины, матери никто не снимает. А освоение новых технологий дело трудоемкое, требующее немало времени, поэтому нередко свое недовольство, возмущение, плохое настроение люди выплескивают на преподавателей курсов. Вот и приходится тьюторам не только кропотливо, иногда дольше запланированного времени, помогать справляться с заданием своим взрослым ученикам, но и объяснять значение ФГОС, снимать стрессы и напряжение, разрешать различные проблемы. Часто и техника подводит. Главная проблема -плохая работа Интернета. Бывает, что он вообще отключается, очень медленно загружа-

ются нужные страницы – приходится ждать полчаса, час (теряем драгоценное время!), иногда невозможно бывает отправить в форум выполненные задания. Но, несмотря на возникающие сложности, учителя успешно учатся. Большинство из них ответственно и профессионально подходят к выполнению заданий, как дети радуются своим успехам, помогают друг другу, делятся опытом. Огромная заслуга наших тьюторов Екатерины Малышевой и Татьяны Богаевской в том, что на нашей стажировочной площадке во время курсовых занятий царит спокойная, рабочая, очень доброжелательная и творческая атмосфера, нет отстающих. После окончания очередного блока курсов в адрес школы и тьюторов звучит много добрых слов. Учителя видят открывающиеся возможности в обучении с использованием нового оборудования и технологий! В их глазах уже нет того смятения, которое читалось после первых занятий: «Зачем это нужно и как я это освою?» На память приходят слова римского писателя Плиния Старшего, жившего в I в. до н. э.: «Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены». Многие учителя еще до окончания курсов активно начинают применять полученные знания в своей работе.

Только проведением курсов работа стажировочной площадки не ограничивается. И тьюторы, и остальные педагоги начальной школы постоянно проводят консультации для преподавателей округа – делятся опытом по самым разным вопросам введения ФГОС. Администрация школы и преподаватели – активные участники семинаров, конференций и форумов разного уровня по трансляции опыта работы ГЭП «Компетентност-ный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Мы проводим целевые и методические консультации, обучающие занятия, мастер-классы по организации образовательного процесса, инновационной деятельности, использованию нового оборудования и современных технологий в начальной школе.

Много мероприятий мы организуем в рамках сотрудничества с другими образовательными учреждениями округа. Тесно и плодотворно проходит наша работа с детским садом №2012, педагоги и воспитанники которого частые гости в школе. Для детей мы организуем не только экскурсии, выставки, соревнования, шефские представления, но и приглашаем их на совместные (школьники – воспитанники подготовительной группы детского сада) занятия. Дошкольники получают возможность прикоснуться к школьной жизни, увидеть, как используют учебное оборудование (компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты, конструкторы) их старшие друзья, поучаствовать вместе с ними в интерес-

ном творческом процессе. А это очень мощная мотивация, необходимая для будущего первоклассника! Педагоги детского сада, посещая эти занятия, уроки в 1-х классах, участвуя в круглых столах и различных открытых мероприятиях, знакомятся с изменениями, которые происходят в школе с введением ФГОС, получают возможность повысить свой профессиональный уровень, что крайне важно для организации преемственности дошкольного и начального общего образования.

Наша школа уже много лет активно сотрудничает с педагогическим колледжем №13 им. С.Я.Маршака. И преподавателям, и студентам интересен новый опыт работы учителей. Кроме еженедельного консультирования по организации образовательного процесса на уроках, учителя проводят для студентов и педагогов колледжа мастер-классы, открытые уроки с применением современных технологий и методов обучения. Опыт работы школы в рамках пилотной площадки по введению ФГОС мы представляли на городском семинаре педагогических колледжей Москвы, который проходил в педагогическом колледже №13 им. С.Я.Маршака.

Огромное внимание наша школа уделяет работе с родителями. Поступление ребенка в школу – важное событие в каждой семье. Все мамы и папы, бабушки и дедушки заботятся о благополучии ребенка, хотят, чтобы он побыстрее освоился в школе, успешно учился, получил хорошее образование и, конечно же, был здоров. С точки зрения всех этих вопросов родителей волнует введение новых ФГОС. Кто-то собрал из прессы и Интернета массу негативной информации о сегодняшнем обучении в школе, кто-то вообще про стандарты ничего не слышал. Поэтому одна из задач педагогов – просвещение и своевременное информирование родителей о том, какие изменения происходят в образовании. Администрация школы и учителя разъясняют вопросы введения ФГОС на днях открытых дверей в школе, родительских собраниях, проводят индивидуальные консультации и беседы с родителями. Но слов порой бывает недостаточно – мамы и папы хотят увидеть конкретные результаты, наглядную работу, так сказать, стандарты в действии. Для этого организуются выставки детских работ, мастер-классы с участием детей и взрослых, где уже сами школьники знакомят родителей с новыми технологиями и оборудованием, желающие могут посетить открытые уроки. Свои индивидуальные опасения, проблемы родители могут обсудить со школьным психологом и логопедом. Они не только осуществляют сопровождение воспитательно-образовательного процесса в школе, но и консультируют родителей будущих первоклассников.

Вместе со школьниками родители (некоторые впервые садятся за компьютер!) учатся сотрудничеству через информационное пространство учителя. Пугающая многих поначалу, эта форма обучения и взаимодействия становится в дальнейшем удобной и понятной. У родителей есть возможность, не выходя из дома, получить информацию о том, чем дети занимались в школе, что нового узнали, увидеть результаты их работы. Школьники могут еще раз посмотреть презентацию, показанную на уроке, получить дополнительную информацию по интересующему материалу, проверить свои знания с помощью тестов, поучаствовать в опросах. Через форумы можно задать вопросы учителю и высказать свое мнение. Знакомство родителей с возможностями взаимодействия через информационное пространство мы тоже начинаем с обучающего мастер-класса. По опыту работы пилотных классов приятно видеть, как со временем и дети, и родители становятся не только активными участниками информационного пространства, но и партнерами учителя в его создании.

Работая в пилотном проекте, в рамках стажировочной площадки мы принимаем большое количество гостей, общаемся с преподавателями разных образовательных учреждений и хорошо видим необходимость перемен в образовании. Обществу, а тем более завтрашнему (ведь сегодняшние ученики – новое поколение нашей страны!), нужны люди думающие, творческие, умеющие осваивать любые современные технологии, ответственно и осознанно принимающие решения. Современным школьникам нужны современные учителя. И если у школьников есть время, отведенное на учебу, то учителям нужно быть современными, то есть шагать в ногу со временем, уже сегодня. В рамках введения ФГОС есть вопросы, требующие скорейшего решения. Необходимо продумать дальнейшее обучение и подготовку тьюторов. Хотелось бы улучшить работу Интернета: качество связи, мощность, организацию инфраструктуры сети, техническую поддержку. Нельзя останавливаться только на внедрении ИКТ-технологий. Особого внимания требует практическая разработка системы оценивания, так как традиционная совершенно не соответствует новым подходам к обучению, его результатам. Введение новых ФГОС, как и любое другое преобразование, дело трудоемкое. Но от результата этого труда зависит будущее наших детей, нашего общества, страны. Нам очень нужна современная школа, и уже сегодня видно, что в ней нашим детям будет хорошо!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте