Парадокс (или, наоборот, закономерность), но сильные ученики желают стать еще сильнее и подойти к ЕГЭ в полной боевой готовности, а слабые ученики не слишком озабочены повышением своего образовательного уровня.
Бакалавриат – дома, магистратура – за границей
Во всех выпускных классах, с учениками которых я общалась, большинство детей занимается дополнительно либо с репетиторами, либо, как вариант репетиторства посещает подготовительные курсы учебных заведений, выбранных для поступления.
Педагоги отмечают некий крен в сторону увлечения школьниками репетиторством. Я неоднократно слышала такое мнение педагогов: «Всему необходимому можно научиться и в своей школе, лишь бы качественно взять то, что здесь дают». Учителя негативно воспринимают то, что дети несколько вечеров в неделю тратят на подготовительные курсы, а на уроках потом расслабляются, лежат вповалку на партах, отдыхают да еще заявляют, мол, не хочу, чтобы в голове все перепуталось, поэтому и не слушаю ваши объяснения.
Ученики же не верят в то, что их должным образом подготовят к ЕГЭ (читай – к поступлению в вуз) в родной школе, испытывают недоверие к некоторым педагогам. Случается такое: ребенку требуется сдавать, например, физику, а в гимназии этот предмет ведется слабо, а иногда преподаватель и вовсе отсутствует. В одной из средних школ (номер просили не указывать) в выпускном классе нет информатики. Два мальчика же выбрали Уральский педагогический университет по специальности «информатика». Конечно, им без дополнительных занятий не обойтись.
Интересное наблюдение: один и тот же взрослый человек, выступая в качестве педагога, говорит о том, что репетиторство излишне, но для собственного ребенка-выпускника нанимает репетитора.
Сколько времени уходит на подготовку к экзаменам? Вопрос почти риторический. Ответы на него серьезно различаются: от 2 часов в день до 5-6 часов в день. Естественно, здесь все зависит от ребенка и от родителей, настраивающих его тем или иным образом на учебу.
О ситуации с подготовкой к ЕГЭ, о настрое детей, об их выборе вузов рассказывает заместитель директора по учебной работе Свердловского мужского хорового колледжа Анна Алексеевна Степанова:
– Современная стратегия поступления – 5 учебных заведений на 3 специальности – стимулирует детей к поиску дополнительных возможностей. Екатеринбург и его система высшего образования предлагает довольно широкий спектр для выбора. Большинство учащихся нашего колледжа планируют поступать в местные вузы, хотя у нас есть опыт выпускников, которые учатся в Москве и Санкт-Петербурге. Иногда ребята подходят ко мне и просят дать совет. Я говорю им следующее.
На Западе широко распространена система, когда студент в одном учебном заведении учится первые три года и затем поступает в другое. Также можно поступать и у нас. Закончить бакалавриат в Екатеринбурге, а для магистратуры подобрать другой вуз. Почему этот вариант я считаю правильным? Во-первых, 17-18 лет – сложный возраст, желательно провести его рядом с семьей, где тебя и накормят, и поддержат. Во-вторых, в этом возрасте еще не все ребята точно знают, чего хотят. А в 20 лет самое время для окончательного определения, да и человек уже куда более зрелый и самостоятельный и может попробовать поступить и в столичные вузы, и в заграничные.
Среди екатеринбургской публики сегодня пользуется популярностью образование в Чехии. Можно также отправиться учиться во Францию, но не в Париж, это все-таки проблематично, а в небольшой студенческий городок. Образование в этих странах до сих пор бесплатное (я не говорю о частных колледжах и университетах). Знание языка, конечно, необходимо. Что дает учеба за границей? Ощущение себя в международном конклаве студентов, появление новых связей и перспектив, космополитический взгляд, открытость миру. Но повторю, все это желательно не в 17 лет.
В целом подготовка к ЕГЭ в школах Екатеринбурга движется естественным ходом, без особых проблем. Правда, педагоги, наученные не всегда сладким опытом, опасаются неприятных сюрпризов (речь идет о формулировке вопросов и задач, о «считывании» ответов), но в итоге стараются подготовить своих учеников и к неожиданностям.
Марина Романова, Екатеринбург
НАШ ОПРОС
Что говорят о подготовке к ЕГЭ ученики и их преподаватели?
Ольга Мстиславовна ДОЙНИКОВА, директор Трегубовской школы, преподаватель русского языка и литературы, деревня Трегубово, Чудовский район, Новгородская область:
– Согласно опросу учащихся у нас в этом году нет детей, которые занимались бы с репетитором. 46% наших учащихся живут в семьях с низким достатком. В нашей школе организованы дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ, по 1-2 часа в неделю с 8 часов утра. Утренний подвоз учащихся из соседних деревень на школьных автобусах адаптирован к графику этих дополнительных занятий.
Занятия по подготовке к ЕГЭ ведутся для учеников бесплатно, а педагогам эти часы оплачиваются из стимулирующей части фонда оплаты труда. Один раз в неделю дети пишут пробные тесты, аналогичные заданиям на ЕГЭ. Сельская школа имеет свои преимущества. При 8-13 учениках в классе по сути дела идет групповое репетиторство, индивидуальная подготовка. Учитель строит так свои занятия, чтобы по отношению к каждому ученику реализовывать индивидуальную программу ликвидации пробелов в знаниях. У каждого учителя есть специальная тетрадка, где он фиксирует все пробелы в знаниях по подготовке к ЕГЭ.
В сельской школе основная проблема подготовки к ЕГЭ заключается в невозможности полноценной организации профильных классов в старшем звене. Поскольку наполняемость классов маленькая, разбить детей на группы по интересам крайне сложно. Но мы нашли выход из ситуации. В следующем учебном году в старших классах мы организуем так называемый общий профиль, но при этом введем элективные курсы для того, чтобы лучше готовить к ЕГЭ учеников, планирующих поступить после школы на ту или иную специальность в вузы и колледжи.
Маргарита Васильевна ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы, школы №14, Великий Новгород:
– В нашей школе есть дети, семьи которых нанимают репетиторов для подготовки к ЕГЭ, есть и те, кто готовится самостоятельно. Парадокс заключается в том, что наиболее подготовленные учащиеся нанимают репетиторов, чтобы улучшить свои результаты на экзамене. А самые плохие ученики, напротив, почему-то уверены, что ЕГЭ они обязательно сдадут на «три», что двойку им не поставят. Если их надежды не сбываются, виноват в этом будет учитель, хотя на самом деле все педагоги стараются одинаково хорошо подготовить к экзамену своих учеников. В самосознании учеников заключается, на мой взгляд, основная проблема подготовки к ЕГЭ.
Лично я всегда оставляю на уроке время для того, чтобы что-то повторить к экзамену. Здесь возникает вторая проблема, которую я вижу как преподаватель русского языка – в недостаточном количестве часов, выделяемых на повторение учебного материала по нашему предмету. Кстати, по программе, на русский язык – предмет, являющийся обязательным для сдачи ЕГЭ – выделяется в 11-м классе всего один час в неделю! Региональный компонент дает возможность вести два часа русского языка в неделю. При этом даже с учетом часов регионального компонента выходит всего 8 часов на повторение в конце года. А между тем именно это время могло бы с успехом быть использовано для подготовки к экзамену.
Я поступаю таким образом. Говорю ученикам: «У меня сегодня 6 или 7 уроков. Если у кого-то из вас есть вопросы по подготовке к ЕГЭ, можно прийти». Веду эти занятия я, конечно, бесплатно. Считаю, нужно официально заложить в программу часы на подготовку к ЕГЭ. Если класс хорошо подготовлен, можно повторять пройденное быстро и без больших усилий. А мне достался такой сложный 11-й класс в этом году, что фактически то, что мы повторяем, приходится давать как новый материал. В последнее время СМИ пытаются обвинить учителей в натаскивании на ЕГЭ. Какое уж тут натаскивание, при таком-то количестве часов!
Маша Кудрякова, 11 класс, школа №14, Великий Новгород:
– Я буду сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и английскому языку. Первые три экзамена нужны будут, чтобы поступить на экономический факультет. А ЕГЭ по английскому языку я хочу сдать просто для себя, чтобы проверить свои знания и улучшить их. Для подготовки к ЕГЭ по обществознанию я езжу в Новгородский государственный университет, там занятия ведет преподаватель НовГУ. По английскому и математике тоже занимаюсь с репетитором, только по русскому языку у меня репетитора нет, русский с Маргаритой Васильевной я хорошо понимаю. Трудности при подготовке вижу такие. Есть такие темы в программах, на которые надо бы отвести в 11 классе всего по два часа, потому что они не нужны для ЕГЭ, кроме русского языка, там никакие темы нельзя пропустить, потому что они могут понадобиться, например, при написании эссе.
По английскому языку у нас было 9 преподавателей за последние годы, и каждый раз были разные учебники, и каждый преподавал по-своему. Поэтому для сдачи ЕГЭ мне пришлось ездить на дополнительные платные курсы по воскресеньям, и из-за этого у меня уже давно нет ни одного выходного на неделе. Это очень тяжело, когда нет ни одного дня, чтобы отдохнуть.
Ну что еще? С пособиями у нас все нормально. Например, Маргарита Васильевна для нас централизованно еще два года назад закупила книжечки по подготовке к ЕГЭ и нас начала настраивать на экзамен. По математике мы тоже книжечки закупили, но готовиться начали буквально несколько месяцев назад. Чем раньше начать, тем лучше. Во-первых, эмоционально трудно, мы переживаем из-за всего. Во-вторых, если начинать готовиться за год, времени не хватит, по всем предметам за 11 лет знаний накопилось много. От учителя здесь много зависит, но и ребенок сам себя должен настраивать!
Опрос провела Светлана Потапова, Великий Новгород
Фото с ресурса http://www.pressfoto.ru/categories/science/?page=78
Комментарии