Данный цикл уроков разработан в рамках методического комплекта. Он является результатом моей многолетней работы учителем изобразительного искусства и представляет собой I цикл авторской программы, которая последовательно проходила апробацию и была сертифицирована в 1995, 1998 и 2001гг. Полный курс рассчитан на 407 часов и условно разделен на две части («Рисую мир» для 1-4-х классов – 135 часов и «Изобразительное искусство и его история» для 5-9-х классов). Программа успешно применяется на практике с 1992 года. Отличительной особенностью этого курса занятий являются преемственность и связь между преподаваемым материалом и знаниями, полученными на других уроках, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов образования, знаниево- и личностно-ориентированный подход в обучении. Главная цель данной программы – создать условия для формирования внутреннего мира школьника, его духовно-нравственного облика. Не менее важно сформировать у детей интерес к окружающей жизни, увлечь их искусством, развить способность воспринимать искусство и потребность общаться с ним. По УМК успешно работают педагоги ряда школ г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи
Предметно-информационная составляющая:
– понятия «верх», «низ», «левый» и «правый» края листа;
– простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
– простейшие способы передачи пространства на плоскости;
– способы изображения объема предметов шаровидной формы на плоскости;
– этапы художественной работы: замысел, эскиз в карандаше, заполнение листа, цветовое решение работы и ее завершение.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
– ориентирование на плоскости листа;
– использование выразительного характера линии;
– развитие мелкой моторики;
– умение сконцентрировать свое внимание на выполнении работы;
– умение выполнять работу аккуратно и доводить ее до конца;
– привлечение своего жизненного опыта и примеров из окружающей действительности.
Ценностно-ориентационная составляющая:
– овладение начальными навыками использования художественных материалов;
– становление интереса к изобразительной деятельности;
– эмоциональное наблюдение за явлениями окружающего мира, их эстетическое восприятие;
– осознание единства и многообразия окружающего мира;
– расширение кругозора.
Основная цель цикла уроков: расширение кругозора, получение и закрепление навыков изобразительной деятельности в процессе создания иллюстрированной книжки по знакомой сказке с новым содержанием.
Подготовка к урокам. Прочитать сказку о Колобке. Найти и рассмотреть иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Посетить книжные магазины, парки, зоопарк, посмотреть телепередачи и фильмы о природе и животном мире родного края, сформулировать личные наблюдения.
Оборудование уроков.
Для учителя: книги для читателей разного возраста, сказка «Колобок» в иллюстрациях разных художников, иллюстрации с изображениями деревенских домов, домашних животных, полевых растений, птиц и обитателей наших лесов, eжиков.
Для учащихся: альбом книжного формата (можно самодельный на 8 листов), карандаш, цветные материалы по выбору учителя или детей (цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, мелки), фломастеры.
Рекомендации к урокам.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Часто картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребенок. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками, особенно те, в создании которых они принимают непосредственное участие. В этом возрасте дети предпочитают ролевые игры, подражая действиям взрослых. В процессе игры они усваивают систему эталонов – сенсорных, этических, практических и др., учатся применять их в жизненных ситуациях. Параллельно уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира. Это помогает превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, обеспечить малышу естественный переход от игры к обучению, развивать его творческие способности, основа которых – воображение. Выполнение учебных заданий становится осмысленным и интересным. Овладение нужными формообразующими движениями проходит в форме эмоциональной игры.
Для создания ситуации успеха, учитывая разный уровень художественной подготовки первоклассников, рекомендуется, демонстрируя способы изображения, объясняя законы композиции и перспективы, нарисовать на классной доске вариант иллюстрации. Взяв за основу этот вариант, дети смогут изменить его или дополнить своими деталями, проявить фантазию. Во время занятий ребята получают знания, навыки и эстетическое удовольствие от творческой работы. Чувство удовлетворения порождает у них желание работать дальше. Ребенок перестает бояться рисовать, бояться, что «выйдет плохо». У каждого «получается по-своему» и удачно, даже у ребят, ранее неспособных к творческой деятельности.
Именно в иллюстрации, с помощью разных средств выразительности, ребенок учится передавать определенное настроение и характер героев, свое отношение к ним.
Работая с репродукциями картин, необходимо знакомить учащихся с их названиями и именами художников, учить рассматривать и анализировать изображение, обращать внимание на эмоциональное восприятие произведений искусства.
Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Новые термины и понятия следует прописывать на доске, это помогает ребёнку объединить зрительный образ с грамматикой слова.
Тематическая направленность четверти позволяет сочетать учебную и внеклассную деятельность, расширяя кругозор учащихся, создает условия для формирования целостного восприятия окружающего мира. Наблюдения за миром живых существ помогают понять единство и неразрывность природных связей, воспитывают бережное отношение к ним. Посещая выставки и музеи, дети получают элементарное представление о взаимодействии искусства с жизнью.
Впечатления об услышанном и увиденном, полученные знания учащиеся закрепляют в различных видах изобразительной деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Это очень важно для детей в том возрасте, когда эмоциональная и зрительная память преобладает над другими видами памяти. Уроки проводятся с учетом интересов учащихся, их психофизиологических возрастных особенностей и возможностей. На практической части занятий следует опираться на знания и умения школьников, приобретенные ранее, углубляя и развивая их в области рисунка, живописи и композиции. Ученики последовательно развивают зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, изучают закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, приемы объемного изображения и цветоведение, совершенствуют изобразительные навыки.
Краткие рекомендации к оформлению самодельных книжек. Если нет возможности купить альбомы книжного формата, то макет выполняется самостоятельно в каникулы. Текст сказки желательно располагать на левом развороте. Текст можно заранее отпечатать и последовательно наклеивать или переписывать с доски, закрепляя навыки письма, вне урока изо. Справа идут иллюстрации к тексту. Некоторые детали рисунка могут оформлять и лист с текстом.
Краткое содержание занятий
Урок 1. Моя сказка «Колобок». Обложка
Цели изучения данной темы – знакомство с основными требованиями к оформлению книги и выполнение эскиза обложки к сказке «Колобок».
Задачи урока:
– рассмотреть и сравнить оформление книг для людей разных возрастов и интересов;
– проанализировать и понять требования к внешнему оформлению детской литературы;
– познакомиться с основными элементами книги;
– узнать о роли художника-иллюстратора;
– понять роль книжной обложки и познакомиться с простейшими композиционными приемами и художественными средствами, необходимыми для выполнения ее эскиза;
– обучить способу изображения объема предмета шаровидной формы на плоскости.
Оборудование урока.
Для учителя: книги для читателей разного возраста, сказка «Колобок» в иллюстрациях разных художников, наглядные примеры способов изображения шара на плоскости.
Для учащихся: альбом, карандаш, цветные материалы по выбору учителя (цветные карандаши или акварельные краски), фломастеры.
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (особенности работы с красками, способы передачи объема предмета и основы композиции) и уроками письма (правильное написание букв в слове). В ходе беседы ученики отвечают на вопросы. Это нужно для привлечения ребят к совместной устной творческой деятельности. Учитель дополняет их ответы. Урок сопровождается демонстрацией иллюстраций, слайдов или видеозаписей.
Сравнение книг различного назначения: учебных, детских, научных и т.д. Элементы книги: суперобложка, переплет, форзацы (листы, примыкающие к твердому переплету), титульный лист, иллюстрации. Книжный и альбомный формат. Художники – иллюстраторы сказок (просмотр образцов). Искусство оформления книги, стилевое единство всех компонентов книги. Требования к обложке детской книги: добрый, яркий, красивый, красочный и крупный рисунок, понятные и легко читаемые надписи.
Практическая работа. Обратить внимание учащихся на разные примеры композиционного расположения на листе надписи «Колобок» и изображения главного героя сказки. Выполнить рисунок карандашом, дополнить его деталями («надеть» на Колобка обувь, головной убор, вокруг него нарисовать бабочек или цветы), проявив фантазию. Напомнить учащимся о способах передачи объема цветом, о необходимости заполнения всей плоскости листа. Продемонстрировать на наглядных примерах роль контурной линии, выполненной фломастером по готовому рисунку (четкость изображения и декоративность).
Задание на дом. Рассмотреть и сравнить оформление разных книг.
Урок 2. Титульный лист
Цели изучения данной темы – продолжение знакомства с элементами книги, выполнение титульного листа к сказке.
– понять требования к цветовому решению книги в зависимости от ее назначения;
– познакомиться с видами титулов;
– выявить сходство и отличия между оформлением обложки и титульного листа;
– научить ориентированию на плоскости листа;
– выполнить эскиз титульного листа к сказке
– формировать композиционные навыки и технику работы с красками.
Для учителя: примеры оформления титульных листов, иллюстрации с изображением детских лиц.
Для учащихся: альбом, карандаши, фломастеры, акварельные краски или гуашь.
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (техника работы акварельными красками или гуашью, основы композиции, роль контурной линии, цветовое решение работы) и уроками письма (правильное написание слов). Ученики отвечают на вопросы учителя. Урок сопровождается демонстрацией иллюстраций. Проанализировать цветовое решение детской книжки. Титульный лист и его отличие от обложки книги. Виды титулов (начальный, разворотный, контртитул, шмуцтитулы – заглавные листы разделов), конкретные примеры.
Предложить учащимся на титульном листе нарисовать мальчика и девочку, читающих нашу книжку, над рисунком – название книжки «КОЛОБОК. Старая сказка на новый лад», под рисунком выполнить надпись «Художник (имя и фамилия учащегося)».
Практическая работа. Мысленно разделить пространство листа на три части, на которых будут расположены рисунок и две надписи. Рассмотрев примеры изображения детских лиц, определив позы читающих детей, в центре листа выполнить крупный рисунок. На обложке книги в руках у детей воспроизвести работу предыдущего урока.
Предварительно равномерно распределив тонкой линией буквы, выполнить надписи.
Предложить учащимся заполнить пространство листа фоном определенного цвета или прорисовать его по своему усмотрению. Завершить рисунок в цвете, обратив внимание на технику работы цветными материалами (по выбору учителя или учащихся). Напомнить о том, что контурная линия придает четкость изображению и усиливает его декоративность.
Задание на дом. Найти, рассмотреть и принести на урок иллюстрации с изображением интерьеров деревенских домов, обратив особое внимание на предметы, находящиеся в кухне.
Урок 3. В доме
Цели изучения данной темы – знакомство учащихся с интерьером деревенской кухни, выполнение иллюстрации по заданной теме.
– развивать зрительную память;
– привлечь личный жизненный опыт учащихся;
– формировать композиционные навыки и умение ориентироваться на плоскости листа;
– анализировать форму предмета и воспроизводить ее на плоскости листа;
– создать условия для эмоциональной творческой работы на уроке;
– формировать начальные навыки поисковой работы;
– формировать интерес к окружающей жизни через увлечение искусством.
Для учителя: иллюстрации с вариантами интерьера и набор предметов, характерных для кухни (самовар, заварной чайник, чашка с блюдцем, часы с кукушкой и т.д.).
Для учащихся: книжки с изображением интерьера кухни в деревенских домах, альбом и цветные материалы по выбору.
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (основы композиции, ориентирование на плоскости листа, пропорциональное изображение предметов, начальное представление о перспективе), личным жизненным опытом учащихся и материалом, найденным самостоятельно. Урок ведется в форме рассказа-игры. Учитель предлагает детям совместно «сочинить» новую сказку про Колобка.
(Какими словами начинаются сказки?) Жили-были в деревне… (Кто? Дед и баба или…) …бабушка и дедушка. (В каком доме они жили? Многоэтажном каменном или в одноэтажном деревянном? Дом стоял на краю деревни, на пригорке?) На лето приехали к ним в гости внучата. (Сколько и какого они возраста? Что интересного ожидает их в гостях?) Рано утром, пока внуки спали, бабушка решила испечь пирожки. Маленький внук, привыкший очень рано вставать в детский садик, тоже катал тесто, и получился у него колобок. Прилепил маленький шарик к колобку – вот и носик, из изюминок сделал глазки. Испекла бабушка колобок в печке и поставила его на подоконник остывать. (Шторы или занавески бабушка повесила на окно?) Только бабушка с малышом вышли из кухни, Колобок открыл глазки, улыбнулся и огляделся. (Что интересного он увидел на кухне?)
Практическая работа. Предложить учащимся нарисовать стол, на котором стоят самовар и чашка с блюдцем, рядом табурет, на котором сидит кошка и наблюдает за мышкой, на стене часы с кукушкой и полочки с посудой, фотография бабушки с дедушкой или картина в рамке. На подоконнике открытого окна на салфеточке улыбается Колобок, широко открыв глаза. Обратить внимание на выбор цвета фона. Например, желтый. Напомнить о том, какого цвета окна в домах, когда на улице темно, а в квартирах включен свет. Предложить самостоятельно продумать детали и цветовое решение работы.
Задание на дом. Найти и рассмотреть изображения деревенских домиков и домашних животных.
Урок 4. Во дворе
Цели изучения данной темы – обобщение личных наблюдений и знаний учащихся о домашних животных, использование простейших элементов при их изображении.
– развивать зрительную и образную память;
– анализировать форму объекта и выделять характерные черты;
– обучить основам контурного рисунка;
– формировать навыки изображения домашних животных, используя простейшие геометрические фигуры;
– формировать навыки рисунка, композиционной деятельности и цветоведения.
Для учителя: иллюстрации с изображением домика, поросенка, гуся или утки, курицы, петуха и цыплят, выполненные реалистично, условно и декоративно. Таблицы с последовательностью работы.
Для учащихся: альбом и цветные материалы.
Беседа по теме урока. Связь с уроками изобразительного искусства (содержание предыдущих уроков, основы композиции, ориентирование на плоскости листа, начальное представление о перспективе, использование простейших элементов для изображения объектов) и уроками об окружающем мире (внешний облик домашних животных, деревенского дома).
Проснулись старшие внучата (Почему так долго они спали?), пошли умываться, а потом собрались позавтракать бабушкиными пирожками. Понял тут Колобок, что его тоже сейчас съедят, испугался и спрыгнул во двор. (Где стоял домик: на пригорке или в низине, посреди деревни или на краю? Какие домашние животные гуляли во дворе? Как они встретили Колобка?) Вдруг петух, следивший с забора за порядком во дворе, как закукарекает! «Тише, не шуми, не выдавай меня! Я только сегодня на свет появился, хочу мир посмотреть, друзей найти. Помоги мне, и тебе кто-нибудь поможет в трудную минуту», – попросил Колобок. Согласился петух отпустить Колобка: «Беги по дорожке к лесу, а я пока в другую сторону смотреть буду».
Практическая работа. В верхней части листа на пригорке нарисовать домик, обсудив с учащимися его внешний облик. От домика по пригорку к нам извивается дорожка, по которой катится Колобок. В луже плещется гусь или утка. Вокруг курицы играют цыплята. Около грядок или клумбы с цветами гуляет поросенок. На заборе – красавец петух. Предложить детям продумать и нарисовать иллюстрацию к тексту. Рекомендуется одновременно с рассказом прорисовывать все на классной доске, это поможет детям со слабой художественной подготовкой успешно справиться с заданием.
Задание на дом. Найти и рассмотреть изображения полевых трав, цветов, насекомых.
Урок 5. На лугу
Цели изучения данной темы – обобщение знаний учащихся о природе родного края, выполнение иллюстрации с изображением знакомых растений и насекомых.
– обобщить знания о знакомых луговых растениях и насекомых;
– сравнить реалистичное и условное изображение растений и насекомых своего края;
– развивать наблюдательность и зрительную память;
– формировать навыки обобщения увиденного в рисунке;
– развивать навыки изобразительной деятельности;
– обучать основам композиции, равномерному заполнению листа;
– обучать работе с цветными материалами;
– создать условия для эмоционально-положительного отношения ко всему живому;
– воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Для учителя: гербарий полевых растений, коллекция насекомых, фотографии и рисунки по теме.
Для учащихся: альбом, цветные материалы.
Беседа по теме урока. Связь с уроками изобразительного искусства (содержание предыдущих иллюстраций, основы композиции, ориентирование на плоскости листа, цветовые сочетания и техника смешивания цветов, понятие о насыщенности цвета) и уроками по ознакомлению с окружающим миром. Во время рассказа в форме игры с привлечением учащихся рекомендуется на классной доске зарисовывать наиболее характерные растения (травы, ромашки, васильки, колокольчики, незабудки и т.п.) и насекомых (муравьи, кузнечики, божьи коровки, стрекозы, бабочки, мотыльки, жучки, гусеницы, паучки на паутине и т.п.).
Катится Колобок по дорожке. (За деревней сразу густой лес начинается или поле, поляны?) Высокие травы и цветы вокруг него (Какие цветы, как они выглядят?), жучки, паучки, бабочки, стрекозы. (Кого еще встретит Колобок в траве и чем они заняты?) Красиво!
Практическая работа. Выполнить иллюстрацию, изображающую Колобка, любующегося цветами и наблюдающего жизнь насекомых. Обсудить и рассмотреть изображения растений и насекомых, продумать сюжет, композиционное и цветовое решение иллюстрации. Обратить внимание учащихся на равномерное заполнение листа, предложить в качестве фона сочетание зеленого, синего и желтого цветов разной насыщенности. Продемонстрировать свойство влажной бумаги «распускать» краску. Напомнить о необходимости завершения работы.
Задание на дом. Найти и рассмотреть изображения лесных птиц, узнать об образе их жизни. Наблюдать за птицами в городе и в лесу, посмотреть телефильмы, посетить зоопарк.
Урок 6. Среди птиц
Цели изучения данной темы – обобщение и получение новых знаний о жизни птиц, формирование навыков изобразительной деятельности и выполнение работы по заданному сюжету.
– обобщить знания учащихся о мире птиц, живущих в наших лесах;
– осуществлять межпредметную связь;
– проанализировать и выявить сходства и различия в облике разных птиц;
– создать условия для развития наблюдательности и зрительной памяти, научить обобщать и выделять главное;
– формировать навыки композиционной деятельности;
– научить рациональным приемам изображения разных птиц;
– воспитывать аккуратность.
Для учителя: иллюстрации и таблицы с изображением птиц, листьев характерных деревьев.
Беседа по теме урока. Связь с уроками изобразительного искусства (содержание предыдущих иллюстраций, основы композиции, ориентирование на плоскости листа, пропорциональное изображение предметов, начальное представление о цветоведении) и уроками по ознакомлению с окружающим миром (мир наших лесов). Использование в ходе урока знаний учащихся, фотографий, таблиц с последовательностью изображения разных птиц. Обратить внимание на растения и деревья, встречающиеся в наших лесах.
Загляделся Колобок и не заметил, как вокруг потемнело, трава стала ниже и реже, цветов меньше. Вокруг деревья высокие стоят. (Какие деревья увидел Колобок в лесу, как они выглядят?) И звуки изменились (какие звуки мы слышим в лесу?): дятел кору долбит, в гнезде птенцы пищат, высоко наверху ветер в ветках шумит. Вдруг за спиной кто-то как затараторит: «Стой! Куда идёшь! Не видишь, дерево стоит? Кто такой? Почему такой круглый? Караул! Грабят! Пожар!» (Знаете эту лесную птицу? Что вы о ней можете рассказать?) Большой шум подняла сорока, напугав Колобка.
Практическая работа. Предложить учащимся нарисовать нижнюю часть высокого дерева, под ветвями которого происходит действие. Выполняя изображение на доске, учителю рекомендуется проговорить и надписать название птицы, чтобы объединить зрительный образ с грамматикой слова. Используемые в работе элементы необходимо называть (волнистая линия, петля, круг, дуга, овал лежащий, стоящий или наклонный), они должны быть доступны учащимся для воспроизведения. Напомнить о правильном расположении предметов на плоскости: близкие объекты располагают ниже, дальние – выше. Обратить внимание на завершение работы в цвете, на множество оттенков зеленого цвета при изображении листьев и разных трав.
Задание на дом. Найти и рассмотреть изображения лесных животных в детских и научно-популярных книгах. Посетить зоопарк, обращая особое внимание на представителей нашего леса. Посмотреть телепередачи и фильмы о жизни этих животных.
Урок 7. В лесу
Цели изучения данной темы – знакомство со способами изображения лесных обитателей, выполнение иллюстрации к заданному тексту.
– расширить кругозор учащихся;
– формировать навыки анализа формы;
– сравнить изображения одного и того же животного (медведя, лисы, зайца, белки), выполненные разными художниками;
– развивать зрительную и моторную память в процессе работы с образца;
– воспитывать трудолюбие, наблюдательность и интерес к окружающему миру живых существ.
Для учителя: фотографии и иллюстрации с изображением лесных обитателей, работы прошлых лет.
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (сюжеты выполненных ранее иллюстраций, основы композиции, начальное представление о перспективе и цветоведении), уроками письма (тема «Сложные слова и соединительная буква «О» на примере слова «кол-О-бок», а также «самолет», «паровоз», «самовар», «снегоход») и уроками об окружающем мире. Беседа сопровождается показом иллюстраций, слайдов. Во время рассказа учитель, задавая вопросы, привлекает учащихся к активному участию в творческом процессе, создает атмосферу заинтересованности и доброжелательности.
На шум сороки со всего леса звери сбежались. (Какие животные встречаются в нашем лесу?) Одни успокаивают испуганного Колобка, а другие с интересом наблюдают. Из кустов вылез медведь (Какую ягоду он собирал?), поднял Колобка на лапу: «Ты кто?». «Я – Колобок, друзей ищу». – «Знаю твоих друзей, и про тебя знаю. Ты ежик – Колючий Бок! А Колобком-Колобочком тебя ласково назвали», – успокоил Колобка медведь. Уютно устроился Колобок на медвежьей лапе и заулыбался.
Практическая работа. Обратить внимание на последовательность работы над рисунком: от общего к частному. Сравнив животных по размеру, расположить их изображения на плоскости листа. Выполнив работу в деталях контурными линиями, завершить иллюстрацию в цвете.
Задание на дом. Найти и рассмотреть изображения ежиков, выполненные разными художниками в детских книжках.
Урок 8. Праздник
Цели изучения данной темы – знакомство учащихся с различными способами изображения одного и того же животного (ежика), выполнение самостоятельной творческой работы по заданной теме.
– получить представление о разных способах изображения одного и того же объекта;
– понять и продемонстрировать в творческой работе выразительные особенности линии;
– развивать мелкую моторику руки и навыки работы художественными материалами;
– формировать навыки самостоятельной работы по заданному сюжету;
– создать условия для проявления фантазии;
– воспитывать ответственное отношение к изобразительной деятельности;
Для учителя: иллюстрации с различными вариантами изображения ежиков.
Для учащихся: альбом и цветные материалы по выбору.
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (сюжет сказки, основы композиции, ориентирование на плоскости листа, пропорциональное изображение предметов). Учитель задает ученикам вопросы и дополняет их ответы. Демонстрация вариантов графического и живописного изображения ежиков, выполненных разными художниками.
Принес медведь Колобка на полянку, где ежики жили, посадил на пенек. (Как выглядел пенек?) Собрались все лесные ежики около пенечка, и каждый подарил Колобку по иголке. Остался Колобок в лесу жить.
Практическая работа. Обратить внимание учащихся на то, что у ежиков могут быть разные позы, характеры и эмоции (удивленный, смеющийся, серьезный, добрый, сердитый и т.п.). Предложить учащимся, рассмотрев представленные варианты, использовать их в своей иллюстрации. Дополнить работу деталями по своему выбору. Завершить в цвете.
Задание на дом. Придумать продолжение или завершение сказки.
Урок 9. Завершение работ
Цели изучения данной темы – обобщение пройденного материала, выполнение самостоятельной творческой работы.
– обобщить знания о процессе создания книги;
– проявить фантазию в самостоятельном выборе сюжета для последней странички;
– продемонстрировать полученные знания и навыки изобразительной деятельности в творческой работе;
– воспитывать аккуратность и стремление к завершенности в работе;
– создать условия для эмоциональной творческой атмосферы;
– проанализировать степень выполнения поставленных в начале четверти задач, соответствие самодельных книжек требованиям к их оформлению, степень завершенности работ;
– формировать внимательное, бережное и эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Для учителя: работы учащихся прошлых лет, иллюстративный ряд предыдущих уроков (выборочно).
Беседа по теме урока. Связь с предыдущими уроками изобразительного искусства (сюжет сказки, основы композиции, ориентирование на плоскости листа, пропорциональное изображение предметов, начальное представление о перспективе и цветоведении) и знаниями об окружающем мире.
Практическая работа. Предложить учащимся самостоятельно придумать варианты завершения сказки. Обратить внимание ребят на композиционное и цветовое решение работы. Продумать сюжет иллюстрации и образы героев. Самостоятельно выполнить работу на последней странице книжки. По окончании: просмотр и обсуждение работ, подведение итогов и награждение участников конкурса «Рисуем сказку».
Ирина СЕРИКОВА, учитель изобразительного искусства и черчения СШ №168 г. Екатеринбурга, участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии