Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Старая новая проблема. Показатели успешности

Учительская газета, №21 от 25 мая 2004. Читать номер
Автор:

Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности педагога сложен: результаты воспитания отдалены во времени и неявны. Трудно точно установить, являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семьи и товарищей. Однако для педагога очень важна оценка его труда, для чего нужны показатели, с помощью которых можно замерять динамику изменений в поведении детей и в системе их отношений. В течение последнего десятилетия российские педагоги имели возможность познакомиться с подходом к решению этой проблемы в других странах.

Так, например, известный американский педагог Артур Эллис пишет, что в качестве показателей успешности он склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, их активность во всех делах, самодисциплину, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться. Другой американский ученый, представитель консервативного направления развития образования Уильям Бэгли, утверждает, что показатель успешности педагогической деятельности – сама жизнь школы, которая должна быть примером и идеалом сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльность по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, готовность не прятаться от фактов, ясные и честные размышления. Хотя все это не всегда относится к всеобщим ценностям, можно с уверенностью предсказать, что они будут сохранять свое значение и тысячу лет спустя, как сохранили его в прошлом.

В отечественной педагогике показатели успешности, как правило, связываются с продолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами после окончания школы, прочностью дружеских связей с одноклассниками и т.п. В качестве показателей успешной личностно-ориентированной воспитательной деятельности педагогов мы предлагаем рассматривать физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания является, на наш взгляд, развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.

Ирина ДЕМАКОВА, доктор педагогических наук, профессор


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту