«У меня все получится, хотя в моей жизни уже не будет армии», – подумал я, когда закончился значимый период моей жизни – служба в Вооруженных силах без малого 30 лет. На службе были взлеты и падения, яркими вспышками промелькнули призыв в армию, поступление в училище, выпуск, первое назначение на должность в далекий дальневосточный гарнизон, где и прошло становление мое как педагога, воспитателя и психолога. Солдаты, которые приходили в часть на службу, – это же вчерашние мальчишки, которые впервые уехали далеко от дома и семьи. И нам, офицерам, приходилось становиться для них и мамами, и папами, которые научат, подскажут и направят на правильный путь.
А потом и новые назначения на должности, и смены гарнизонов, заслуженный успех (лучший психолог дальней авиации) – все промелькнуло, как одно мгновение. И вот я опять стою, как в юности, перед выбором, где применить свои знания, умения и навыки… Кадетское движение! Решение пришло не сразу, было много сомнений, размышлений, смогу ли я. Одно дело – воспитание юношей, у которых есть уже сложившееся мировоззрение, жизненные приоритеты, другое дело – совсем юных мальчишек и девчонок, которые только постигают основы любви к Отчизне, правильные жизненные ценности, умение и желание приносить пользу обществу.
Начало нового этапа моего жизненного пути проходило в Московском кадетском корпусе полиции на должности заместителя директора по безопасности. Приходилось многому учиться заново. Дети в корпусе находились круглосуточно, кроме субботы и воскресенья. Здесь офицеры опять выступают в роли мамы и папы в одном лице, теперь уже для совсем юных ребят, которые решили связать свою жизнь со служением Родине. И я стал одним из них, «родителем» для мальчишек – воспитанников кадетского корпуса.
Конечно же, сначала не хватало знаний, так пришло осознание – надо учиться. Поступил в Московский педагогический университет, где опытные педагоги помогали осваивать основы кадетского движения в школах, нового направления для большинства образовательных организаций столицы. Я учился с энтузиазмом и азартом. Было сложно совмещать учебу и работу, но офицерская закалка помогла справиться и с этой задачей. В это время появилось много идей и творческих задумок, которые воплотились в жизнь в виде такого мероприятия, как «Вахта памяти героям и защитникам Ленинграда». Этот проект готовился несколько недель. Дети изучали архивные документы о защитниках и жителях Ленинграда, просматривали фильмы о войне, погружались в атмосферу блокадного Ленинграда: с помощью декораций, звуковых и световых эффектов кадеты переносились в героический город, смогли попробовать блокадный паек, увидеть, насколько мал и драгоценен был тот заветный кусочек хлеба, помогавший выжить. С каждым новым мероприятием у детей просыпался интерес к героической истории своей страны, запомнились и парад, и посвящение в кадеты. Все это проходило на Поклонной горе. Я видел восхищение и гордость родителей за своих детей.
Многие идеи для совместных мероприятий подсказывают кадеты. Они предложили участие в КВН, хотя результаты наши были весьма скромные, но при подготовке к этому конкурсу мы многому научились: уметь слушать и слышать друг друга, работать в команде, развивали чувство юмора. Приходили на помощь друг другу и учились достойно проигрывать.
Последние годы мне посчастливилось стать частью коллектива школы №1591. Особое внимание уделяю олимпиадам и вовлекаю кадет с начала учебного года в прохождение школьного тура. Есть результат: мои кадеты регулярно становятся победителями и призерами региональных этапов олимпиад по ОБЖ, а также призерами и победителями муниципального этапа других олимпиад.
Все учащиеся-кадеты вступают в Юнармию. Важно отметить, что количество юнармейцев из года в год возрастает. Предлагаемые учебные курсы Юнармии активно посещаются ребятами. Как результат – 3 девочки-кадета и 1 мальчик-кадет стали профессионалами парашютного спорта, сдав нормативы на 3‑й разряд.
Уже второй год подряд стали доброй традицией организация парадов под моим командованием и возложение цветов на 7 ноября в сквере павших в годы ВОВ воинов. Эта практика получила начало в пандемию, когда было резко сокращено количество массовых патриотических мероприятий. Ребята с гордостью чеканят шаг перед смотрящими на них не только ветеранами и администрацией, но и родителями, которые приходят на мероприятие.
Одним из самых важных моментов в воспитании кадет я считаю практику поддержания и укрепления связи поколений. Быть кадетом почетно. Нужно, чтобы даже маленькие дети понимали это!
Для более активного набора в кадетские классы кадеты-старшеклассники общаются с младшими школьниками. В течение учебного года проводятся тематические встречи к знаменательным датам в младших классах, где наряду с проведением мероприятия кадеты проводят профориентационную беседу по вовлечению в кадетские классы. Сейчас в школе два 5‑х кадетских класса, 6, 7, 8, 10 и 11‑й. Такую активную работу мне как офицеру-воспитателю удается вести благодаря поддержке администрации школы №1591.
Я более 10 лет в кадетском образовании и понимаю, что только при наличии определенных профессиональных и высоких морально-нравственных качеств у офицера-воспитателя кадетского класса возможно его положительное влияние на становление и развитие личности подростка-кадета. Офицеру-воспитателю, решившему посвятить себя этой профессии, необходимы такие качества, как терпение, спокойствие, снисходительность, справедливость и доброта. В то же время известно, что в процессе воспитания возникают разные острые ситуации, которые могут сломать человека без сильной воли, твердого характера, выдержки и самообладания, настойчивости в достижении цели.
Сергей ВЯЗОВОЙ, офицер-воспитатель школы №1591
Комментарии