search
main
0

Станет ли солдат студентом? На этот и другие вопросы отвечает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Федоров

Игорь Борисович Федоров родился в Москве в 1940 г. В 1963 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, прошел все ступени от инженера кафедры «Радиоэлектронные устройства», аспиранта до ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана. На этом посту – с 1991 г. Заведующий кафедрой «Радиоэлектронные системы и устройства» МГТУ, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор. Автор более 180 научных работ, в числе которых 7 монографий и 15 авторских свидетельств и патентов. Член научного совета при Совете безопасности России, президиума ВАК России, Комитета по государственным премиям РФ в области науки и техники, руководитель департамента «Передовые технологии в промышленности и образовании» кафедры ЮНЕСКО, председатель научного совета «Новые информационные технологии» секции «Информационные технологии в радиолокации» отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, председатель советов ректоров вузов Центрального федерального округа, Москвы и Московской области, совета Учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию, президент Ассоциации технических университетов России, почетный доктор наук Университета Де Монтфорт (Великобритания). Лауреат премии Президента России за 1998 г. и премии Правительства РФ за 2002 г. в области образования. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом Французской республики «За заслуги».

– Игорь Борисович, право на высшее образование за государственный счет должно стать эффективным рычагом привлечения молодежи в Вооруженные Силы, реализации Федеральной программы частичного перехода армии на контрактный способ комплектования. Как вам видится эта проблема?

– Она непроста. Льготы есть у ряда категорий военнослужащих. Но очень мало ребят после армии идет в вузы. В нынешнем году с рекомендацией командира воинской части к нам пришел лишь один из 18 тысяч абитуриентов. Значит, дело не только в льготе. Главная преграда на пути большинства вчерашних солдат в вуз – нехватка знаний.

Вскоре Госдума приступит к рассмотрению законопроекта о сокращении отсрочек от призыва. Если с 2008 г. при уменьшении продолжительности срочной службы каждый юноша будет обязан сначала отслужить в армии и лишь затем получит право поступать в вуз, это резко увеличит масштаб проблемы.

Вспомните, как недавно перед выборами в Госдуму общество взбудоражила скандальная кампания вокруг законопроекта о начальной военной подготовке в школах. Ликвидация отсрочек от призыва – тема многократно более болезненная, вокруг которой уже начинаются спекуляции. Если в 2007-2008 гг. на думских и президентских выборах ее превратят в «козырную карту» политической борьбы, нацеленную на подрыв доверия к власти, государству, это может нанести серьезный ущерб стабильности и единству общества.

Нужны решения, которые устранят почву для политических «шоу ужасов». Может быть, – общественная экспертиза, чтобы спрогнозировать: не приведет ли ликвидация отсрочки для учебы к резкому снижению числа юношей-студентов, а затем – к уменьшению и феминизации профессионального, кадрового потенциала страны? Как это отразится на образовании, науке, экономике России?

Если без ликвидации отсрочки для учебы не обеспечить оборону, значит, нужны меры, которые предотвратят ущерб другим общенациональным задачам, позволят юношам в армии не растерять знания и затем обеспечить им доступ в вузы.

Подчеркну: это будет, прежде всего, на пользу армии. Она бьет тревогу по поводу уклонистов от призыва и надеется, что новая льгота даст ей массовый приток контрактников. Но именно боязнь растерять знания, а с ними шанс поступить в вуз порождает у многих ребят нежелание идти в армию. И они небеспочвенны. Когда призывали студентов, после армии в вузы возвращалась лишь половина из них. Для призываемых после школы проблема еще острее. Вспомните, как об этом говорил Президенту России в госпитале им. Бурденко младший сержант Александр Папст. Он сказал, что многие раненые бойцы хотят получить высшее образование, но соревноваться за поступление в вузы с «гражданской» молодежью вряд ли могут.

Президент ответил, что нужно разработать систему социальной помощи уволившимся из Вооруженных Сил в целом, и подумать над отдельной программой помощи получившим ранения. Министр обороны сообщил, что Верховный Главнокомандующий дал приказ готовить соответствующую программу.

– Был разработан комплекс мер, программа подготовки военнослужащих по гражданским специальностям. А по поводу вузов сказано, что льготы уже есть, дополнительные меры не нужны, надо четко выполнять законы, обращать особое внимание на «льготников», которые должны поступать вне конкурса.

– Верно, раненные в боях не соревнуются с другими. Но даже вне конкурса в вузы не вправе принимать тех, кто «провалился» на вступительных экзаменах, кто из-за слабой общеобразовательной подготовки не в силах осваивать учебную программу. Льгота бесполезна для тех, у кого война, ранения, увечья отняли знания, готовность учиться. То же самое может произойти и с новой льготой для контрактников.

Желающих служить станет значительно больше, если дать молодежи гарантии, что в армии будут возможности для подготовки в вузы. Это еще и рычаг укрепления дисциплины. Солдаты, чей досуг занят самообразованием, не станут казарменными хулиганами, разгильдяями, будут служить старательно, чтобы заработать рекомендацию командира для поступления в вуз.

– Но предназначение армии – воевать и учиться воевать, а не готовить в студенты.

– Согласен. Это дело не армии, а гражданских вузов. Они могут создать такой механизм. Но смогут ли солдаты пользоваться им? Это зависит от командования.

Вузам есть смысл браться за дело, если армия активно поддержит это начинание для привлечения молодежи в свои ряды, убедит будущих контрактников и призывников, что в армии они смогут в личное, свободное время готовиться к вступительным экзаменам. А после службы рекомендация командира части обеспечит им поступление в вузы на льготных условиях. Вот тогда образовательная льгота станет эффективным стимулом к службе.

– По этому поводу Президент России, общаясь с военными моряками-тихоокеанцами, сказал, что льготу на поступление отслуживших в вузы надо сделать более обеспеченной, более реализуемой. И обещал на эту тему подумать, посоветоваться в правительстве, как сделать ее более эффективным инструментом привлекательности службы. Как, на ваш взгляд, решать эту проблему?

– Так, как требует глава государства: сформировать конкретные механизмы, систему эффективных мер. Одна из них указана в послании Президента России Федеральному Собранию. Это воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах. В прежние времена именно они превращали солдат в студентов. Для этого нужны соответствующие решения и бюджетное финансирование.

Надо также сделать доступной для солдат и сержантов систему довузовской подготовки высших учебных заведений, адаптировать существующие заочные, очно-заочные формы и создать новые.

МГТУ много лет развивает широкую сеть таких образовательных структур. В ней более 200 профильных школ, лицеев, гимназий, общероссийские молодежные программы «Шаг в будущее», «Космонавтика», подготовительные курсы, олимпиады, выставки, конкурсы. Мы ведем эту работу не только в столице, но и во многих регионах России.

Наш университет работает со школами ряда военных городков, а также на космодромах Байконур и Плесецк (в Мирном), проводит выездные тестирования.

В последние годы прорабатываем возможности нашей сети довузовской подготовки для солдат и сержантов. Уже есть конкретные решения. МГТУ заключил договор о сотрудничестве с научно-исследовательским испытательным институтом Железнодорожных войск РФ. Наряду с научным взаимодействием совместная работа связана с развитием системы довузовской подготовки – открытием при нашем университете интерната для одаренных детей. Договор также предусматривает организацию помощи воинам срочной и контрактной службы, детям военнослужащих из гарнизонов в подготовке к поступлению в вуз. Эта мера призвана открыть им путь к высшему образованию, способствовать росту привлекательности военной службы, профессионализации Вооруженных Сил, доступности образования для защитников России.

По просьбе командования Московского военного округа об организации довузовской подготовки в гарнизонах МВО мы сформировали рабочую группу. Она пришла к выводу, что наиболее перспективно создание для них заочных подготовительных курсов. Эта форма учебы может быть использована и в гарнизонах других округов и флотов, во всех регионах России, в том числе и для бойцов, которые получили ранения и увечья, защищая Родину.

Идею поддержали «Учительская газета» и приложение к ней «Военное образование», готовые взяться за информационное обеспечение дела.

– Не каждый отважится поступать в Бауманский. Могут ли возглавляемые вами Ассоциация технических университетов России, советы ректоров вузов Центрального федерального округа, Москвы и Московской области расширить «географию» вузов для поступления после таких курсов?

– Знания, которые дает система довузовской подготовки нашего университета, позволяют поступать не только в МГТУ, но и в другие технические вузы. Если эти возможности вызовут интерес в Вооруженных Силах, других силовых структурах, можно объединить усилия разных вузов и создать для солдат, сержантов и детей военнослужащих межвузовские заочные курсы. Это расширит выбор. Тестирование позволит заранее проверять знания. Причем его оценки во многих вузах по желанию слушателя могут быть зачтены как результаты вступительных экзаменов.

Словом, у нас есть опыт и структуры довузовской подготовки, возможности их развития на пользу армии, военнослужащих. Главный вопрос в том, чтобы Вооруженные Силы прошли свою часть пути, сформировали условия для использования наших возможностей в воинских коллективах.

– Есть ли здесь поле для взаимодействия вузов Минобразования и Минобороны, других силовых структур?

– Некоторые из выпускников наших профильных школ поступают в военные вузы. Особенно из военных городков, где наша сеть – единственная возможность довузовской подготовки. Военно-учебные заведения могли бы участвовать в создании и работе межвузовских курсов, получая подготовленное пополнение. Впрочем, возможности взаимодействия гораздо больше.

– Что может предложить Бауманский?

– МГТУ – головная организация в Межотраслевой программе сотрудничества Минобразования и Минобороны России. Наш потенциал – более 100 кафедр, более 4,5 тысячи педагогов и ученых, 450 докторов и около 3000 кандидатов наук. Кому, если не нам, взаимодействовать с вузами Минобороны?

МГТУ готов предложить военным коллегам свой опыт. Мы разработали и реализуем концепцию университетского политехнического образования, за которую коллектив под моим руководством в 1998 г. удостоен премии Президента России.

На заседании ученого совета МГТУ В.В. Путин заявил, что важнейшим элементом экономического роста является уровень подготовки кадров, и подчеркнул: уровень обучения, который достигнут в ведущих российских вузах, – главное наше достояние, и мы должны его сохранить. На это нацелен весь наш арсенал – от упомянутой концепции до системы довузовской подготовки. Мы готовы поделиться нашим опытом, высоко оцененным главой государства, с коллегами в погонах.

МГТУ связан многолетним сотрудничеством с главкоматами видов Вооруженных Сил, военными академиями и учреждениями. Он дал стране сотни выдающихся создателей техники и вооружений, свыше 160 тысяч инженеров, большая часть которых – специалисты «оборонки», немало кадровых офицеров и генералов.

Было время, когда наш вуз успешно готовил офицеров. В наших стенах родились Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского, Московская военная академия связи, Военная академия химической защиты, десятки оборонных институтов и факультетов. Ныне мы тесно сотрудничаем с Общевойсковой академией Вооруженных сил РФ, активно помогаем ей в организации учебного процесса. В обучении курсантов академии участвуют наши преподаватели, используется учебно-материальная база МГТУ. Мы можем учить военных инженеров ПВО и ВВС, ракетных и космических войск.

Федеральная программа реформирования системы военного образования предусматривает эксперимент по подготовке на базе гражданских вузов из студентов офицеров для службы по контракту. Мы готовы взяться за эту работу.

Да и офицерская квалификация крайне нужна нашим выпускникам – специалистам оборонно-промышленного комплекса, чтобы со знанием дела создавать вооружения и технику для самых высокотехнологичных войск – космических, ракетных, ПВО.

– Какова роль МГТУ в решении затронутых в нашей беседе проблем?

– Она определяется статусом нашего университета как головной организации в Межотраслевой программе сотрудничества Минобразования и Минобороны России. Мы предлагаем обсудить их за «круглым столом» МГТУ, «Учительской газеты» и приложения к ней «Военное образование», пригласив к дискуссии представителей военного и образовательного министерств, «оборонки», вузов, общественности.

Думаю, для активизации взаимодействия есть смысл создать общественный совет с участием всех заинтересованных сторон. Помимо прочего, он мог бы стать органом общественной экспертизы и поддержки изменений, происходящих на стыке образовательной и военной сфер. И связанных с отсрочками от призыва, и проблем активизации содействия реформе военного образования, подготовки кадров для Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса и других.

Пусть эта публикация станет приглашением к разговору за нашим «круглым столом».

Виталий Денисов, Сергей Манюков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте