Заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве доктор юридических наук Игорь Понкин и эксперт Комиссии доктор юридических наук, профессор Михаил Кузнецов обратились с письмом к министру юстиции Российской Федерации Александру Коновалову по поводу нового государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором, в частности, отмечено:
«В противоположность заявленному в Послании Президента РФ требованию, что школа должна стать «центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни», новым стандартом школьного образования неудовлетворительно обеспечивается физкультурное и спортивное воспитание и обучение детей. Физкультура и спорт даже не упомянуты ни в п. 1, устанавливающем главные блоки требований стандарта, ни в п. 6 о целях стандарта, ни среди задач стандарта (п. 7 и 8), ни среди ожидаемых личностных характеристик выпускника (п. 8), ни среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (разд. II), ни в числе личностных результатов и метапредметных результатов освоения указанной образовательной программы (п. 10 и 11). Только ближе к концу стандарта появляются косвенные упоминания о спорте. Так, спортивно-оздоровительное направление вскользь упоминается в п. 19.3 как одно из направлений внеурочной деятельности, там же упоминаются не имеющие непосредственного отношения к школе сторонние организации культуры и спорта. В п. 19.7 говорится о необходимости «развития потребности в занятиях физической культурой и спортом», но про саму организацию занятий физкультурой и спортом в школе ни слова! В п. 25 упоминаются «спортивный зал, бассейн, игровое и спортивное оборудование». И еще несколько раз в косвенном упоминании встречается слово «спорт». Таким образом, физкультура и спорт вообще не указаны среди основных требований, определяющих содержание начального общего образования!
Как мы будем поднимать здоровье нации при таком стандарте?! Стандарт должен быть существенно переработан, а обозначенный серьезный недостаток должен быть исправлен.
Не содержит стандарт в полной необходимой мере и требований по обеспечению безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, о чем совершенно своевременно было сказано в послании президента.
Новый стандарт школьного образования всего один раз (!) косвенно упоминает слово «патриотизм». Более нигде ни слово «патриотизм», ни его производные в стандарте не встречаются. Но главное, что совершенно отсутствуют какие-либо правовые, организационные и педагогические механизмы (конкретные требования, а не пустые декларации) реализации воспитания патриотизма у детей. Следовательно, этот документ не может стать основой для гражданско-патриотического воспитания российских детей. И это в младшем школьном возрасте, когда должны закладываться основы патриотического сознания юных граждан! Очевидно, что новый стандарт школьного образования не соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и других нормативных правовых документов, определяющих государственную политику в области гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних.
Рассматриваемый стандарт школьного образования выхолащивает смысл и позитивное содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры и тем самым дискредитирует главу государства в глазах миллионов граждан, которые с одобрением восприняли указанное его решение. В данном стандарте проигнорированы договоренности, достигнутые в рамках встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителем Администрации Президента РФ С.Е.Нарышкиным, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю.Сурковым и министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко от 19.03.2009. В протоколе этой встречи зафиксирована договоренность сторон ввести «в рамках духовно-нравственной образовательной области» избираемые родителями школьников для их обучения учебные курсы религиозной культуры (православной либо исламской и др.), или курс нерелигиозной этики, или полирелигиоведческий курс.
Содержание п. 12.4 «Основы духовно-нравственной культуры народов России» стандарта является фактически искажением… содержания инициативы Президента России от 21.07.2009, так как школьникам навязывается общеобязательный со смешанным содержанием предмет, в рамках которого до половины учебного времени они будут вынуждены совместно изучать вульгарно-секуляристское религиоведение. Нигде во всем стандарте инициатива Президента не нашла надлежащего, точно, ясно и адекватно сформулированного отражения.
Согласно п. 12.4, строке 4 таблицы п. 19.3, а также п. 19.6 нового стандарта вместо православной культуры школьники, родители которых добровольно и осознанно выбрали для изучения ими именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучению православной культуры. При этом явно и грубо подменяется содержание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 12.4) и предмета «Православная культура» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками. Стандартом установлено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретной религиозной культуры будут насильно навязываться все религии сразу, не учитывая мнение родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести.
В стандарте устанавливается, что всем детям независимо от их выбора будут преподаваться «первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях», «первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности» (пп. 4 и 5 п. 12.4), у них будет формироваться «готовность к духовному саморазвитию» – очевидно, в рамках прослеживаемых по тексту стандарта сомнительных и расплывчатых идеологических установок (пп. 1 п. 12.4). Все эти задачи не имеют прямого отношения к изучению основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур, что, собственно, должно составлять преобладающее содержание занятий по основам конкретной религиозной культуры.
Стандарт закрепляет задачу формирования у детей «нравственности, основанной на свободе совести» (пп. 6 п. 12.4), а не нравственности, основанной на культурных традициях народов России. Мало того что это положение само по себе абсурдно (так же как, например, основанная на свободе передвижения или на свободе выбора профессии «нравственность»), оно предусматривает свободный допуск в школы любых ценностных ориентаций, не исключая религиозного сатанизма и оккультизма, вероучений любых самых изуверских сект, поскольку свобода совести сама по себе юридически не препятствует распространению такого рода деструктивных религиозных убеждений.
В п. 10 стандарта предусмотрено формирование у детей туманных идеологических «гуманистических ценностных ориентаций», а в п. 19.6 – «гуманистического мировоззрения»…
При этом стандарт школьного образования предусматривает обязательность «принятия» обучающимися комплекса установок и ценностей (п. 8), очевидно, указанной выше мировоззренческо-идеологической направленности, что противоречит ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу мысли.
Таким образом, рассматриваемым стандартом фактически подменено содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанное руководителями религиозных организаций исторически представленных в России традиционных религий. Вместо избранной родителями для изучения их ребенком конкретной религиозной культуры дети в соответствии с указанными положениями стандарта вынуждены будут совместно изучать множество разных религий и против их воли усваивать сведения, имеющие очень отдаленное отношение к конкретной религиозной культуре. Это противоречит конституционной гарантии свободы совести (ст. 28), согласно которой недопустимо навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей!
Совершенно очевидно, что в новом стандарте школьного образования проигнорировано требование Президента России обеспечить добровольность выбора детьми и их родителями предмета конкретной религиозной культуры и недопустимость принуждения. В результате установленный в новом стандарте школьного образования механизм реализации предмета «Православная культура» будет побуждать православные семьи массово отказываться от посещения их детьми этого учебного предмета и станет причиной социального конфликта и протестов в российском обществе.
Следовательно, в этой части новый стандарт школьного образования противоречит ст. 28, 29, 14 и 13 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ст. 3 и 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Прежде всего нарушается запрет вовлечения малолетних в религиозные объединения, а также запрет обучения малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Все записанные в этом стандарте положения о патриотическом воспитании детей и об их приобщении к культурам своих народов остаются лишь декларативными, пустыми, не подкрепленными в этом стандарте никакими реальными механизмами (конкретными требованиями). Более того, эти декларации автоматически превращаются в фикции из-за множества других, более конкретно сформулированных положений, имеющих совершенно иную идеологическую направленность.
Сегмент нового стандарта школьного образования, посвященный вопросам «формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», настолько переполнен откровенно странными положениями, что обоснованно вызывает опасения, что все это выльется в очередной растлевающий детей «секспросвет», провоцирующий детей на раннее начало половой жизни и формирующий сексуальные перверсии (отклонения).
Так, п. 19.7 предусматривает «пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье» (каковы основания предполагать, что до того – в семье и дошкольном учреждении – у ребенка такое желание отсутствовало или «спало»?) и «формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» (каковы основания считать проблему боязни детей обращаться к врачам настолько масштабной и критической, что нужно закладывать в стандарт такую задачу?).
Полагаем, что такие формулировки, позволяющие правоприменителям толковать их чрезмерно широко, без установления ограничений, направленных на защиту традиционных нравственных, в том числе семейных, ценностей, могут нанести серьезный урон нравственности подрастающего поколения, общественной нравственности в целом и институту семьи.
Новый стандарт школьного образования ликвидирует возможность осуществлять этнокультурное образование в российских школах, поскольку им де-факто исключается часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (очень важная часть основной образовательной программы!), ущемляя права и неправомерно вторгаясь в компетенцию образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. То есть однозначно предусмотрено существование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего – образовательным учреждением на основе существующего социального образовательного запроса, то есть во взаимодействии с родителями школьников).
Стандарт школьного образования неправомерно сужает объем вариативной части (в урочной части) до неадекватно малого объема, то есть по существу исключает ее, почти полностью замещая ее 20-процентный объем от общего объема основной образовательной программы внеурочной деятельностью (п. 19.3 стандарта).
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что новый стандарт школьного образования обладает множеством существенных недостатков, в том числе концептуального и юридического характера, требующих приостановления его регистрации в Минюсте России (или отмены его регистрации, если таковая уже состоялась).
Просим вас приостановить (или отменить) регистрацию приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и прилагаемого к нему указанного стандарта».
Комментарии