Давно известна такая форма общения, как педагогический совет, который должен быть пространством профессионального развития, а не площадкой для разборок.
Любой профессиональный обмен мнениями основывается на диалоговом подходе, подразумевающем, по мнению В.Межуева, не любую полемику или спор, а «такой способ общения, который позволяет увидеть в противоположном мнении определенную истину, не исчерпывающую ее целиком, но тем не менее составляющую ее важную часть».Поэтому на педсовете происходит не отрицание друг друга в процессе общения, а взаимопонимание, что требует от каждой из сторон определенных уступок, компромиссов и самоограничений. Совершенно прав наш соотечественник А.Н.Радищев в своем лозунге: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Поэтому особого разговора требуют современные подходы к пониманию и организации педагогических советов в школе.Если брать сложившуюся практику (что не означает отсутствия другого понимания и других примеров), то педсоветы состоят из разговоров о повседневной рутине, отчетности, информирования о новых нормативных требованиях. Нередко потенциал педагогического совета недооценивают руководители образовательных организаций, превращающие это событие в рабочие совещания для разбора текущих вопросов. Мне кажется необоснованным сведение совета педагогических работников к текучке и оперативному реагированию на ситуативные проблемы. Оправданным я считаю более широкое определение термина «педагогический совет» – компетентное обсуждение проблем образования в профессиональной среде педагогов с возможным участием представителей самых разных социальных групп, заинтересованных в их решении. В этом понимании педагогический совет дает для открытой профессиональной среды возможность обсуждения перспектив развития образования и решения существующих проблем. Не случайно в новом формате конкурса «Учитель года России-2014» участие в педсовете включено в качестве отдельного испытания.На какие результаты может быть ориентировано проведение педсовета? Некоторые из них – это выделение педагогами ключевых (базовых) мировоззренческих принципов и отделение их от позиций, которые могут быть изменены в ходе обмена мнениями и общей дискуссии; обоснованное принятие или непринятие педагогом идей, опыта, предложений; умение комментировать другие мнения; установление отношений, основанных на уважении и признании достоинства личности.В 2013-2014 учебном году сотрудники лаборатории управления многопрофильными образовательными организациями Центра общего образования Московского института развития образования на базе нескольких крупных образовательных организаций Москвы начали проводить работу по организации и проведению педсоветов в тренинговом режиме. Тренинг построен на активизации и вовлечении в обсуждение, а не на восприятии и запоминании информации. Идея заключается в содействии сплочению педагогического коллектива, состоящего в прошлом из представителей разных учреждений. При этом разговор идет не просто об абстрактных вопросах психологической совместимости и коммуникации, но и о конкретных профессиональных темах, связанных со структурой современного занятия, методикой преподавания, проектной деятельностью.На первом этапе педсовет проводят со всем коллективом. Для этого выбирают темы, которые обладают потенциалом универсальности затронутых вопросов и проблем, позволяют создавать площадку для договоренности по ключевым терминам современного образования. Важен запрос самой образовательной организации по тем или иным вопросам, совместное обсуждение ожидаемых результатов готовящегося педагогического действа.Темами таких общих обсуждений, например, могут быть такие: «Планирование занятия (урока, классного часа, внеклассного воспитательного мероприятия, праздника, фестиваля) с точки зрения ФГОС нового поколения», «Структура современного занятия: блочный подход и универсальные элементы занятия», «ФГОС и современные требования к методике преподавания», «Пассивные, активные и интерактивные подходы в преподавании», «Проектирование в образовании: виды проектов, структура проектной деятельности», «Типы школьной культуры (ролевая игра)», «Коммуникация и взаимодействие в образовательном процессе: коммуникативная культура педагога», «Рефлексивные подходы в образовании: требования к преподаванию». Несомненно, список не только должен быть дополнен, но и уточнен с учетом конкретных запросов педагогического коллектива образовательной организации. Следует оговориться, что не подвергается сомнению и необходимость решения рабочих вопросов на педагогических советах, поэтому на практике удавалось совместить разную направленность работы – перспективное профессиональное развитие и оперативное решение текущих проблем.Практика показывает, что даже небольшое по времени событие при активном вовлечении педагогов, построенное на их профессиональной заинтересованности в рассматриваемых вопросах, позволяет руководителю и администрации увидеть существующие в коллективе проблемы взаимодействия, определить болевые точки, понять уровень профессионализма и потенциал сотрудничества. Для развития образовательной организации важно, чтобы у педагогов была открытая позиция, а не стремление заявить, что их опыт и практика не нуждаются в изменениях, что они все знают и умеют. Нередко заслуженно уважаемые и известные педагоги придерживаются такого мнения, изначально негативно настроены к любой информации. Печально, когда профессионал не видит перспектив своего самосовершенствования, того самого образования на протяжении всей жизни, о котором говорит относительно новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». Опыт сотрудничества МИРО с образовательными организациями подтвердил, что за относительно небольшой промежуток времени можно достичь согласия по структуре технологической карты урока, договориться об обязательных требованиях к планированию занятия, научиться различать оценивание и рефлексию. Кроме того, важно обменяться имеющимся опытом, соотнести позиции, обсудить потенциал междисциплинарных связей и важности преемственности разных ступеней образования.На втором этапе предполагается организация обсуждения для отдельных групп заинтересованных педагогов. Они выбирают тему из предложенного списка или же формулируют сами актуальные вопросы для рассмотрения. Здесь может быть обращено внимание на систему социального проектирования для тех, кто особое внимание уделяет воспитательной работе, руководит проектами, занимается проблемами формирования гражданственности и патриотизма в образовательной организации. Повышению организационной культуры и проектной грамотности будут способствовать педсоветы по формулированию целей, задач и ожидаемых результатов в образовательном процессе. Вопросы проведения дискуссий, подходы к оцениванию, обсуждение требований к компьютерным презентациям и работе с современной информацией в целом, тематика гражданского образования и формирования общероссийской идентичности, организация игровой деятельности обучающихся и многое другое – вот далеко неполный список возможного содержания педсоветов.В ходе обсуждения становятся заметны не только успехи педагогов (а основа – акцент на успешность и создание доброжелательной профессиональной обстановки), но и существующие проблемы. Например, молодые педагоги боятся открыто высказывать свое мнение, смотрят на реакцию своих более опытных коллег, или авторитетные педагоги безапелляционно заявляют, что им нечему учиться, их система преподавания не нуждается в каких-либо изменениях.Здесь мы сталкиваемся с одним из базисных оснований для успешной командной работы – преодоление инерции и консерватизма мышления, самолюбования и самомнения, амбиций и тотальной критичности (переходящей в критиканство). Это становится серьезной опасностью для атмосферы профессионального сотрудничества и доброжелательного отношения друг к другу. В книге А.Азимова «Конец Вечности» есть такие размышления: «Почему Реальность обладает инерцией? Мы все знаем, что это так. Для того чтобы вызвать Изменение, настоящее Изменение, всякое воздействие должно превысить некую критическую величину. Даже после этого Реальность стремится вернуться к исходному состоянию». Сказано вроде бы по другим вопросам, но очень актуально для системы образования, потому что нельзя смотреть в прошлое или жить сиюминутными проблемами. Тут к месту будет высказывание А.Тойнби: «Общество, ориентированное на верность традициям, своему прошлому, обречено на исчезновение. Общество, ориентированное на свое настоящее, обречено на застой. И только общество, ориентированное на будущее, способно развиваться».Образовательная организация, особенно крупная, – это общество в миниатюре. Поэтому в ней ярко проявляется потенциал диалога, который заключается не в отрицании друг друга и соперничестве, а во взаимопонимании, требует от каждой из сторон уступок, компромиссов и самоограничений.Как оценить эффективность педсовета с точки зрения командной работы в коллективе? Можно назвать несколько критериев, которые проявляются в конкретных показателях:- понимание проблемы – умение четко и понятно сформулировать ключевую проблему, показать видение ее глубины, связать с обсуждаемыми проблемами, предложить один или несколько вариантов решения, убедительность и доказательность предлагаемых способов решения проблемы, реалистичность предложений;- собственная позиция – аргументация своего мнения, четкость и понятность позиции, признание возможности других взглядов на данный вопрос, иллюстрации своих взглядов, выстраивание логических взаимосвязей, отделение фактов от мнений;- общая культура и эрудиция – умение формулировать вопросы и делать комментарии, культура ведения дискуссии (использование правил), точность и ясность ответов, уважение других точек зрения и толерантное отношение к различиям, отказ от психологического (и любого другого) давления и манипулирования;- новизна и оригинальность суждений – нестандартность предлагаемых решений и вопросов, творческий подход.Список может быть продолжен.Опыт работы показывает, что за короткий промежуток времени можно договориться об общем формате технологической карты, принять требования к структуре занятия и планированию, обменяться опытом проведения проектной деятельности.Я согласен с А. де Сент-Экзюпери: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра общего образования МИРО
Комментарии