В ноябре подошел к концу второй этап российско-голландского проекта по подготовке лекторов и созданию учебных центров профсоюза. Завершился он двухдневной сессией для лекторов-методистов Республики Марий Эл и Челябинской области, в ходе которой российские модераторы осваивали навыки взаимодействия со СМИ. Занятия проводил уже знакомый нам по семинарам в Башкортостане и Нижнем Новгороде независимый консультант профсоюза образования Нидерландов Ноуд Корнелиссон. Участниками семинара, прошедшего в Йошкар-Оле, стали 15 профсоюзных лидеров – председателей районных, городских и первичных организаций. За два дня им предстояло научиться профессионально проводить интервью, пресс-конференции и брифинги, составлять сообщения для СМИ, а также узнать другие секреты PR-технологий.
Любой семинар начинается со знакомства, и наш не стал исключением. Марийская республиканская организация профсоюза в силу территориальных причин сравнительно невелика: 39 тысяч человек (охват работающих – 84 процента), 554 первички, всего 15 городских, 15 районных и 4 вузовских организации, одна из них – студенческая. Но, как справедливо заметила председатель рескома Людмила Пуртова, «судить об организации надо не по количественным, а по качественным показателям». Работе марийских коллег по разным направлениям была посвящена не одна публикация на страницах нашей газеты и сайте ЦК Профсоюза. Охрана труда, поддержка дошкольных учреждений, защита интересов учителей в суде, обучение профактива, работа со студентами – это лишь неполный перечень их забот. Гордость организации – сохраненный рескомом детский оздоровительный лагерь «Таир». Расположенный всего в 40 километрах от Йошкар-Олы в красивейшем месте, на берегу озера, лагерь ежегодно принимает на каникулы сотни детей работников образования. Причем цена путевки настолько невысока, что доступна всем! Еще одно отличие организации – системный и научный подход к работе. Ни одно начинание, будь то введение новой системы оплаты труда или мероприятия, направленные на поддержку детских садов, не обходится в республике без скрупулезной подготовки – анализа ситуации, мониторинга, социологического исследования. Работа это, конечно, кропотливая, но она позволяет делать целенаправленные, конкретные шаги и добиваться положительного эффекта. Реском профсоюза пользуется большим авторитетом в республике. Когда Ноуд Корнелиссон поинтересовался, как часто Людмила Пуртова встречается с министром образования, его заместителями, ответ «почти ежедневно» несказанно его удивил. И дело вовсе не в том, что реском располагается по соседству с министерством, а в том, что принцип социального партнерства для него – основополагающий. В профсоюзе состоят не только ректоры марийских вузов, но и подавляющее большинство сотрудников органов управления образованием. Это, согласитесь, говорит о многом!
На кого же пал выбор как на будущих лекторов профсоюза? На семинаре мы составили «групповой портрет» участников, и вот что у нас получилось: средний возраст – 45 лет, гендерное соотношение – 1 мужчина на 5 женщин, общий стаж работы в образовании – 200 лет. Большинство – заслуженные учителя и учителя высшей квалификационной категории. Общий стаж профсоюзный работы «перевалил» за 100 лет!
Подробный же рассказ об участниках семинара занял бы несколько номеров газеты, потому что у каждого есть свои ноу-хау, каждый может «похвастать» своими ежедневными успехами. Например, Марина Ванюшина, юрист рескома профсоюза, прибыла на семинар с очередной судебной победой – она отстояла для педагога дополнительного образования 24 года стажа, который не хотели учитывать при назначении пенсии. Татьяна Ефремова, автор и исполнитель многих социологических исследований, проводимых в республике, гордится победой ученика своего лицея на Международной олимпиаде по граждановедению. Галина Вострецова, председатель профкома лицея №11 Йошкар-Олы, она же – директор детского оздоровительного лагеря, за лето принимает и организует отдых 1520 детей! Наталья Помыткина, выпускница педвуза, программист, выполняет в рескоме очень сложную работу – организует персонифицированный учет всех членов профсоюза образования республики. Татьяна Швецова возглавляет студенческую организацию Марийского технического университета, а это больше 5 тысяч человек! Юрий Мальков – председатель профкома преподавателей высшего учебного заведения, которое скоро отметит свое 75-летие. Евгений Семенов – не только профсоюзный активист, но и работодатель – директор школы.
Первое задание, с которого началась учеба, – подготовить короткое, убедительное сообщение на тему: «В чем сила профсоюза?» и дать одноминутное интервью представителю телевидения. В роли журналиста, оператора и критика выступал Ноуд Корнелиссон. Не так-то просто уместить в коротком сообщении все, что хочется сказать о профсоюзе, да еще не растеряться перед нацеленной на тебя видеокамерой. Тем не менее, с этим заданием все справились если не на «отлично», то уж точно на твердую «четверку». Когда семинаристы вместе просматривали интервью, в аудитории раздавался то дружный смех, то аплодисменты. Впрочем, во время «разбора полетов» помимо лестных замечаний участникам пришлось выслушать и ряд критических. Причем не только от ведущего семинара, но и от своих коллег, ибо метод нашего преподавателя основан на принципе установления обратной связи. Круг общения профсоюзного лидера широк и разнообразен, и воздействие на разных людей одного и того же выступления может оказаться разным. Поэтому главное в таком тренинге – получить отклики от большинства участников, что позволяет сформировать более объективное мнение о качестве послания, чем в результате самооценки. «Обратная связь не является синонимом критики, – отметил Ноуд Корнелиссон. – У вас все получается хорошо, но можно сделать еще лучше!» А для этого необходимо знать основные принципы передачи сообщения. Вкратце они таковы:
Убедитесь, что вы хорошо владеете материалом по теме.
Заранее определите, что вы хотите сказать.
Подготовьте три «ключевые мысли». (Если поднимать слишком много вопросов, то это может сбить слушателей с толку.)
Всегда думайте о людях, к которым вы обращаетесь.
Отвечайте кратко и ярко.
Старайтесь не путаться в терминах или словах. Избегайте сокращений и аббревиатур.
Никогда не зачитывайте текст своего выступления (даже на радио, когда вы считаете, что вас никто не видит).
Постарайтесь выглядеть энергичным и уверенным, говорить бодрым тоном.
Самое главное – оставаться самим собой. Ведите себя естественно.
Для телевидения важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы выглядите, – ваш внешний вид, мимика и жесты.
Будьте искренни, убедительны и дружелюбны. Постарайтесь оставить о себе приятное впечатление.
Будьте готовы к тому, что слушатели станут оценивать, насколько вы располагаете к доверию.
Еще один из важных законов, которому необходимо следовать, наш тренер назвал «законом Ноуда». И звучит он так: «Глаза – главное в коммуникации! Степень важности человека для вас зависит от того, насколько часто и открыто вы смотрите ему в глаза».
Понятно, что за одну, три и даже за 10 минут трудно убедить аудиторию действовать в нужном для вас направлении, но вызвать интерес к вашему сообщению, доверие к себе и к своей организации, наладить контакт с аудиторией – вполне возможно.
Надо отметить, что к окончанию сессии марийские активисты бойко давали интервью даже в экстремальных условиях, уверенно отвечали на каверзные вопросы журналистов (их роли исполняли сами семинаристы), сочиняли пресс-релизы и составляли ключевое сообщение организации, как опытные «пиарщики». При подведении итогов все участники были единодушны во мнении, что такого рода семинары полезны и необходимы. Вот лишь некоторые отзывы.
Мне казалось, что я все делаю правильно, но когда увидела себя «со стороны», поняла, что многому еще нужно учиться!
Увидела свои ошибки и буду стараться их исправлять.
Нетрадиционный, интересный и полезный семинар, где каждый был активен, где все были равны – и руководители, и подчиненные.
Еще раз убедился, как интересна работа в профсоюзе!
Общий итог подвела председатель республиканской организации Людмила Пуртова: «Спасибо ЦК профсоюза и профсоюзу образования Нидерландов, нашим нижегородским коллегам за эту замечательную учебу! Мы профессионалы, но стремимся к новым знаниям. И, конечно, мы готовы передавать полученные знания всем, кто в этом заинтересован».
Проект переходит к третьему этапу, который сложно назвать заключительным, поскольку лекторы-методисты готовы выезжать в новые и новые регионы. В ближайших планах ЦК и наших коллег из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Челябинска и Марий Эл – проведение семинаров по методике, предложенной голландцами, еще в 10 территориальных организациях профсоюза. Так что всем, кому интересны новые формы обучения профактива, стоит поторопиться и оставить заявки на проведение семинарских занятий в ЦК Профсоюза, в отделе по связям с общественностью и информационно-аналитической работе.
Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, координатор проекта
Комментарии