Недавно, расспрашивая учителей начальной школы об очередном приеме детей в новые первые классы, услышала мнения и о работе по новым ФГОСам для начальной школы, введенным повсеместно в сентябре прошлого года. Например, то, что три ошибки на безударную гласную, проверяемую ударением, теперь считаются за одну. И то, что общий уровень грамотности ребятишек падает. А в следующем году, когда новые стандарты начнут действовать в пятом классе, чересчур много времени будет уделяться работе за компьютером. Соответственно, есть опасения, что дети забудут и то немногое, что за четыре года сумели вложить в них учителя. Однако все это не означает, что уменьшились требования к педагогам, как раз наоборот, новые методы преподавания потребовали переподготовки, возросла внеклассная нагрузка на учителя и его ответственность за внеурочную часть обучения.
В сентябре этого года начнется экспериментальное введение стандартов нового поколения в пятых классах. В Воронежской области в эксперимент вступают 40 школ, а значит, учителей надо готовить уже сейчас. Учитывают ли это в педагогическом вузе?
Рассказывает Галина Иванова, проректор по учебно-воспитательной работе Воронежского государственного педагогического университета:
– Естественно, мы стремимся к тому, чтобы наши студенты, выходя на практику, старались работать в школе по новым стандартам, а наши выпускники были бы уже полностью готовы работать по ним. Для этого уже сегодня наши преподаватели, которые читают «Теорию и методику обучения» по различным предметам в рабочие программы своих дисциплин вносят изменения, связанные с освоением новых образовательных стандартов и теми новыми технологиями, которые потребуются студентам для того, чтобы работать в соответствии с ФГОСами второго поколения.
Также в этом году мы уже подготовили программу повышения квалификации для учителей школ Воронежской области, которые в экспериментальном порядке переходят на ФГОСы в 2012-2013 году в пятых классах. Официально новые стандарты в основной школе должны вводиться через три года, когда сегодняшние первоклашки завершат четырехлетнее обучение и перейдут в пятый класс. То есть, время подготовиться еще есть, но работать надо сообща, вместе со школами.
Наша программа повышения квалификации рассчитана на учителей пятых классов, которые преподают предметы стандарта основной школы – биологию, географию, русский язык, литературу, математику, историю, рисование, физкультуру. И как раз наши методисты, которые работают на факультетах и преподают эти дисциплины, будут активно участвовать в программе повышения квалификации учителей. Сейчас к нам уже поступили заявки из Таловского района и из Бутурлиновского, и там мы будем готовить учителей для работы по новым стандартам общего образования.
– Вы выезжаете в райцентры?
– Обычно да, так удобнее учителям. Наши преподаватели выезжают рано утром, к обеду они уже в районе, и с 14 до 19 идут занятия. Возвращаются иногда вечером, а если есть в районе, где поселить преподавателей, то остаются на ночь.
Что касается стандартов начальной школы, по ним мы начали готовить студентов в прошлом учебном году, понимая прекрасно, что завершив обучение в 2011-м, они могут попасть в первые классы, которые уже занимаются по новым стандартам. Сначала конечно мы обучили своих преподавателей. У нас есть кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, трое преподавателей этой кафедры дважды выезжали на семинары издательства «Просвещение», которое является одним из разработчиков нового поколения образовательных стандартов. Наши педагоги прошли там повышение квалификации и начали обучать студентов. Поэтому все студенты, закончившие отделение начальных классов, прослушали спецкурс по новым образовательным стандартам и получили специальный сертификат, в котором указано, что они прошли обучение и имеют право работать в начальных классах по новым образовательным стандартам.
Одновременно с подготовкой студентов мы в прошлом году еще и повышали квалификацию учителей, готовившихся к работе по новым стандартам для начальной школы. Обучили 115 человек. Может быть, это и немного, все-таки основная доля нагрузки легла на областной институт повышения квалификации учителей, тем не менее, наш университет, имея большой преподавательский потенциал и научные методические школы, уже второй год уже активно участвует в повышении квалификации педагогов. В прошлом году подавляющая часть заявок, поступавших к нам, была именно от педагогов начальной школы, так как им всем нужно было пройти переподготовку. Стандарт старшей ступени еще не утвержден, и пока говорить о подготовке по нему рано.
– В чем сложности при подготовке преподавателей и учителей?
– Пока нет достаточного понимания того, по каким учебным пособиям должны заниматься школы в рамках новых стандартов. В этом году Министерство образования и науки утвердило перечень учебников, допущенных для использования в школе, буквально месяц назад. Мы начали искать по книжным магазинам учебники для пятых классов, которые в экспериментальном порядке переходят на стандарты нового поколения, увы, найти их так и не смогли. Нам говорят, что основная масса учебников поступит только летом. А мы в апреле начинаем программу повышения квалификации, то есть, уже должны сориентировать учителя и посоветовать, по каким книгам заниматься. Ведь по каждому предмету существует перечень от пяти до 15 учебников. Конечно, сегодня по существующему законодательству учитель и школа сами определяют, по каким учебным пособиям они будут работать. Но мы должны дать характеристику существующим учебникам, анализ того, что в них содержится, дать рекомендации, какой учебник, на взгляд педагогов высшей школы, представляется более соответствующим требованиям нового образовательного стандарта. Но сами приобрести их сейчас не можем, их просто нет.
Еще момент. Одна из проблем перехода на новые образовательные стандарты – это очень большой объем внеклассной, не учебной работы. И в пятых классах это тоже есть. По концепции духовно-нравственного развития личности, которая является одной из составных частей этого нового поколения образовательных стандартов, очень сложные задачи ставятся перед учителем именно в плане формирования личности школьника на всех ступенях обучения. Мы стараемся и это учитывать. У нас есть несколько программ повышения квалификации для классных руководителей и для заместителей директоров по воспитательной работе. И мы в свои учебные планы, которые разработали в соответствии с новыми образовательными стандартами, для всех профилей, которые есть у нас на направлении «Педагогическое образование», ввели обязательный курс «Методика работы классного руководителя». Раньше это у нас было необязательно, но сегодня студенты должны быть готовы к организации внеурочной воспитательной работы в школе.
– Достаточно ли времени для педагогических практик?
– Тут не все так просто. Если это четырехлетний бакалавриат по педагогическому образованию, то с практиками не очень хорошо – есть летняя педпрактика и одна школьная. Но сейчас утвержден и пятилетний стандарт по педобразованию. Это пятилетний бакалавриат, который предполагает подготовку учителя по двум предметам: химия и биология, русский язык и литература, физика и информатика. С введением нового поколения образовательных стандартов для высшей школы сначала такой возможности не было, потому что утвердили только четырехлетний бакалавриат по одному профилю. Потом по инициативе Московского государственного педагогического университета был разработан и утвержден пятилетний бакалавриат для педагогического образования. И сейчас мы практически на всех факультетах проводим набор на эти пятилетние бакалаврские программы. В них количество практик и времени, которое выделяется на практики, увеличилось. И это очень хорошо, потому что позволяет увеличить практическую составляющую подготовки учителя. Мы с первого сентября 2011 года уже приняли на первый курс студентов, которые обучаются на пятилетнем бакалавтриате. На свою первую летнюю педагогическую практику они выйдут после третьего курса, и потом еще на четвертом и пятом.
Фото автора
Комментарии