В июне прошлого года законопроект о государственном стандарте общего образования был принят в первом чтении Государственной Думой. Все это время шло широкое обсуждение законопроекта. В Комитет по образованию и науке ГД поступило огромное количество замечаний и предложений.
Их обобщили, и был принят окончательный вариант проекта закона, который вынесли на пленарное заседание. Скорее всего оно состоится в сентябре.
На заседании Федерального координационного совета заместитель руководителя Департамента общего среднего образования Алексей Водянский в нескольких чертах обрисовал проект закона о государственном стандарте.
В окончательном варианте, который выносится на второе чтение, произошли серьезные изменения. Во-первых, он значительно сокращен, уменьшено количество статей. Проект закона приобрел большую социальную значимость. В нем заложено положение, обеспечивающее реализацию стандарта, – финансирование, зарплата учителя и другие материальные условия. Во-вторых, в законопроект внесена статья, посвященная профильному обучению и стандарту на профильном уровне. В-третьих, снято вызывающее большие споры перечисление минимального количества предметов, которые должны изучаться в обязательном порядке. Внесено другое положение, выделенное курсивом. На ступени основного общего образования недопустимо введение интегрированных курсов по русскому языку, литературе, истории, математике, физике, химии, биологии, географии.
До одной статьи сокращен вопрос финансирования и реализации государственного стандарта. По этой проблеме в правительстве существуют разногласия, и, по всей видимости, до принятия изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах финансовую статью провести в жизнь будет затруднительно. И еще одно существенное изменение. В последнем варианте закона созданы условия для того, чтобы школы, работающие в экспериментальном режиме, могли реализовывать свои программы, определять время на изучение предметов и менять нормативные сроки.
Директор Федерального института планирования образования, академик РАО Эдуард Днепров рассказал о том, какой колоссальный труд проделан и с какими проблемами пришлось столкнуться.
Работа над стандартами проходила в три этапа – непосредственно разработка, общественное обсуждение и профессиональная экспертиза. В обсуждении стандартов приняли участие 64 региона, 12 научных учреждений и вузов, 150 школ. Общественности были заданы десять вопросов, два из которых ключевых. Соответствует ли стандарт задачам модернизации образования? 85% респондентов ответили утвердительно. Удалось ли сделать хотя бы шаг к обновлению образования? 73% ответили, что удалось. Кроме этого, стандарт обсуждался на парламентских слушаниях, детально рассматривался на общественном экспертном совете и РОСРО.
К большому сожалению, до сих пор нет стандарта по математике. По словам Днепрова, в кругу методистов идет грызня, никто никому не хочет уступать. Вот и получается, что предложенный вариант рассчитан не на основную школу, а на аспирантуру. Примерно то же положение с химией, где стандарт по основной школе более или менее внятный, а по профильной тянет на стандарт для спецшколы.
Произведен системный пересмотр содержания образования. Разгрузка в основной школе составила 21,6%, в начальном образовании – 20,1%. Содержание образования в основной школе обновилось на 32%, а в начальной – на 12,3%.
Создание стандарта – очень сложная и ответственная работа. Эдуард Днепров передал атмосферу, в которой она проходила. У разработчиков было достаточно много противников. Одни деятели хотели законсервировать устаревший стандарт, другие говорили, что мы строим колониальную школу только потому, что было увеличено преподавание иностранного языка. Договорились даже до того, что в русской литературе нет нравственного начала, она, дескать, имеет только эстетическое значение. Некоторые «новаторы» заявляли, что содержание образования нельзя стандартизировать. По мнению Днепрова, этот тезис не выдерживает ни малейшей научной критики. Еще Ушинский говорил о конструировании и формировании содержания образования.
…Ну что ж, остается дожить до осени.
Комментарии