С 1 сентября 2023 года в российских университетах появится обновленный курс истории в объеме не менее 144 часов, из которых 80% времени будет отведено на классическую контактную работу со студентами. Речь идет о лекциях и семинарах.
Накануне на заседании экспертного совета по развитию исторического образования была утверждена Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах. В соответствии с Концепцией студенты начнут обучаться уже с 1 сентября 2023 года.
Как рассказал один из разработчиков Концепции, директор Института российской истории РАН, член президиума РИО Юрий Петров, основополагающим принципом построения курса истории стала научность. Также разработчики с самого начала поставили перед собой задачу интегрировать в содержание курса материалы по всеобщей истории, поскольку наша страна развивается в тесной связи с мировыми процессами. Еще было уделено внимание региональной и отраслевой истории.
В тексте Концепции, которая опубликована на сайте Минобрнауки, говорится, что она определяет стандарт исторического образования, который нацелен на воплощение идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства. А единый стандарт позволит закрепить и реализовать в образовательном процессе вузов ряд общих принципов.
В документе поясняется, что содержание курса должно основываться на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Очень важна объективная научная оценка существующих стереотипов и мифов, причин их формирования. Так как курс нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества, то он должен быть посвящен истории нашей страны, поэтому его название звучит как «История России». В основу содержания курса легли процессы и явления, а также наиболее значимые события отечественной истории.
Но, согласно Концепции, важно и другое: необходимо понимание роли России в мировой истории. Поэтому в обновленном курсе должна быть соотнесена история отечественная и всемирная. А в содержание должно быть включено представление об истории человечества как об общемировом процессе. При этом синхронно, в связке с историей России, включена информация о наиболее значимых процессах и событиях истории зарубежных стран. Речь идет о мировой культуре, науке, реформах и революциях, их причинах и последствиях, освоении человеком планеты, войнах и колонизации, международном обмене товаров и капиталов и другом. Внимание заслуживают события в ведущих странах мира, в Европе, Азии, Америке и Африке, а также в соседних с Россией странах, особенно входивших ранее в ее состав, говорится в документе.
Как заявили разработчики Концепции, им «удалось достичь консенсуса в распределении внимания между событиями отечественной и мировой истории». То есть документ «центрируется историей российской государственности, основывается на идее единства исторического процесса как поступательного развития человечества».
В содержании курса большое внимание уделяется роли и месту России в мировой истории. Приводятся исторические примеры, которые раскрывают многонациональный и поликонфессиональный характер российского народа.
В тексте Концепции поясняется, что географические рамки курса определяются территорией современной России, «исходя из пространства, находившегося в составе Российского государства в то время, которое изучается».
То есть если изучается эпоха древней Руси, то это территория русских княжеств. Далее это будет территория Российского государства, Российской империи, Советского Союза. При этом нижние хронологические рамки определяются временем появления человека на территории России, верхние – 2022 годом.
В документе поясняется, что учитывая особое значение истории в системе высшего образования, дисциплина должна занимать не менее 4 зачетных единиц. То есть 1 зачетная единица равна 36 часам преподавания, всего – 144 часа. Поясняется, что из 144 часов – 80% классической работы со студентами при очной форме обучения, не менее 40% контактной работы в очно-заочной и заочной формах обучения. Отмечается, что целесообразно преподавать эту дисциплину в учебных аудиториях в виде лекций, семинаров, проектной работы. Экзамен предусматривает балльную систему оценки.
Как заявил замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский, выработка мер по внедрению Концепции стартует уже в ближайшие дни. То есть пойдет подготовка методических материалов для университетов, разработка курсов повышения квалификации для преподавателей. А в обозримом будущем речь пойдет о новых учебниках по истории для неисторических специальностей и направлений подготовки.
Комментарии