Окончание. Начало в N 40
В работе с учащимися по формированию самообразовательных умений наиболее эффективно и активно используются следующие педагогические средства, влияющие на развитие учащихся в процессе выполнения познавательной деятельности:
а) формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, групповая);
б) виды (урок-лекция; урок-беседа; урок-практикум; урок решения познавательных задач; урок-диалог; урок-игра; урок-театр; урок-дискуссия; урок-конференция; урок-семинар; урок – “круглый стол”; урок-экскурсия; урок-зачет) и типы уроков (урок изучения нового материала; комбинированный урок, т.е. содержащий все звенья процесса обучения; урок проверки знаний; повторительно-обобщающий урок; лабораторный урок; урок-семинар);
в) основные методы, используемые в работе: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; исследовательский;
г) приемы изучения учебного материала: чтение и анализ документов; анализ и обобщение фактического и теоретического материала; конкретизация теоретических выводов; самостоятельное вычленение существенных признаков и определение сущности понятий; формулирование выводов (в том числе на основе текста, условной наглядности); составление таблиц, схем; составление развернутого плана, тезисов, конспекта и др.
В настоящее время разработана программа “Твоя родословная”, ориентированная на учащихся старших классов, обладающих необходимыми знаниями и умениями, позволяющими заниматься учебной научно-поисковой деятельностью. Она была апробирована среди учащихся гимназии N 8 Вологды на протяжении четырех лет. Цель программы: приобщение школьников к научно-исследовательской, творческой работе через изучение родословия и связанных с ним вспомогательных исторических дисциплин. Материал программы направлен на выработку познавательных и практических умений учебной работы; способствует эффективному воспитанию гуманистической направленности личности учеников.
Основой реализации цели является организация самостоятельной деятельности школьников. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов работает над составлением родословных росписей, семейных архивов, подготовкой докладов и др. В итоге работы учащиеся овладевают следующими умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности: составление библиографии, родословных росписей, умение работать с каталогами, краеведческой, научной и справочной литературой, вести интервьюирование. Кроме того, школьники учатся наблюдать, описывать предметы материальной культуры, исторические памятки, события, готовить информацию на краеведческую тему, составлять семейные альбомы, семейную хронику, готовить доклады и выступать с ними.
Интерес учащихся к занятиям подкрепляется сочетанием теоретических и практических занятий, чередованием различных форм работы.
Перед началом занятий курса “Твоя родословная” создаются группы учеников по 8-10 человек.
Структура курса включает в себя теоретические и практические занятия. Их проблематика может быть следующей: техника составления родословных; работа с семейными источниками и реликвиями; работа с архивными документами; оформление библиографического аппарата; структура доклада и т.п.
Изучение каждой темы проходит три этапа согласно логике организации учебно-исследовательской деятельности:
1. Пропедевтический. Основной формой обучения является лекция. На этом этапе учащиеся получают теоретические знания по исследуемой проблеме, усваивают основные термины и понятия. Формы работы – групповые. Содержание: лекции, консультации со специалистами вузов (ВолГУ, ВГПУ и др.), экскурсии в музей-заповедник “Старая Сарепта”, Музей им. В.И. Ленина, посещение архивных фондов с целью подкрепления теоретического материала.
2. Теоретико-практический. Происходит контроль за усвоением знаний, анализ и обобщение учащимися учебного материала. Формы работы: групповые и индивидуальные. Содержание: анкетирование; тестирование; игры; кроссворды; познавательные задачи и др.
3. Прогностико-коррекционный. Формы работы индивидуальные. Содержание: работа с литературой (тезирование, конспектирование, устное и письменное рецензирование); работа с архивными документами; экскурсии; работа в музеях (изучение истории создания музеев, работа с экспонатами, помощь сотрудников музеев в организации выставок и др.); индивидуальные сообщения. Доклады, рефераты по выбранной теме; творческие задания (составьте герб своей семьи, генеалогическое древо и др.); учебно-исследовательский, предполагающий написание исследовательской работы учащимися по выбранной теме. Участие школьников в различных конференциях, конкурсах, краеведческих чтениях является итогом формирования самообразовательных умений учащихся. Достижения или неудачи позволяют совершенствовать, координировать направления и результативность проводимой работы.
В заключение необходимо остановиться на результативности опыта. У учащихся сформированы следующие умения и навыки: сравнить, анализировать, обобщать изученный материал; самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления; устанавливать причинно-следственные связи; планировать исследовательскую деятельность; находить несколько вариантов решения и выбрать наиболее рациональный; решать познавательные задания повышенной трудности; использовать в учебной деятельности письменные (тезирование, конспектирование) и графические (составление схем, таблиц) приемы; работать с первоисточниками, документами, дополнительной литературой; рецензировать и оценивать работы исследовательского характера; логически выстраивать, обобщать свои идеи, отстаивать свою позицию.
результаты работы по описанной системе говорят сами за себя.
1997 год. Беккер Роман (10-й класс) и Кабатова Татьяна (10-й класс) – победители городского конкурса “Семейный летописец” и победители Всероссийского конкурса генеалогических исследований учащихся туристско-краеведческого движения “Отечество”.
1998 год. Кабатова Евгения (10-й класс) – лауреат городского конкурса “Наука. Природа. Человек”. (Тема “Депортация немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны”).
1998 год. Команда 10-х – 11-х классов гимназии N 8 – лауреат городского конкурса “Я исследователь”.
1999 год. Кабатова Евгения (11-й класс) – дипломант Первого открытого Московского конкурса школьных исследовательских работ по истории на тему: “Прошлое России в истории моей семьи”; финалистка Международного конкурса школьных исследований по истории в г. Гамбурге. Участники секции – постоянные победители районных конкурсов “Наука. Природа. Человек”. Окончив школу, все они стали студентами вузов. Но самое главное, что у школьников сохранился интерес к истории, поисковой, исследовательской работе. Опыт данной работы используется преподавателями и воспитанниками не только гимназии N 8 города Волгограда, но и в других учебных заведениях. Он освещался на семинарах по краеведению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в радиопередачах, в периодической печати.
А.Н.ПОДОБАЕВ,
учитель истории гимназии N 8
Вологда
Комментарии