На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей. Это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, период переориентации в различных областях жизни общества и государства. Помочь учащимся класса справиться с бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научить их не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Стань человеком!”. Система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; является компонентом воспитательной системы школы.
I.
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы: конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Цель воспитательной системы – создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Главная задача, которая стоит передо мной, как педагогом-воспитателем: смоделировать и создать воспитательную систему класса, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности подростка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Для меня было самым важным определить, какие компоненты являются основными. Я изучала научно-методическую литературу, знакомилась с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности, проводила опытно-экспериментальную работу, применяла теоретические методы исследования. С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты вспомогательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных:
– пространственно-временной,
– индивидуально-групповой,
– ценностно-ориентационный,
– диагностико-аналитический,
– функционально-деятельностный.
Рассмотрим каждый компонент подробнее.
Индивидуально-групповой компонент
Первый компонент представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Данный компонент имеет исключительную важность. Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения – одни из наиболее существенных системообразующих факторов. Я считаю, что самая значительная и важная составная часть индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом – учащиеся школы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Проведя исследования, я имела определенное представление о классном сообществе, родителях и отношении в семье, взаимоотношениях между детьми, что явилось основой для дальнейшего планирования воспитательной работы. Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Результаты моих наблюдений свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Количество инициативных, активных учащихся и родителей, их сторонников оказалось достаточно высоким: эти участники воспитательного процесса – моя группа поддержки. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе. Моей задачей было объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогическое воздействие на ученический коллектив. «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, а там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет одного плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, – считал А.С. Макаренко.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три “С”: сотрудничество, сотворчество, сопереживание.
Я выполнила задачу объединения учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе в единую команду. Мы совместно решаем воспитательные задачи в течение всего учебного года.
2. Ценностно-ориентационный компонент
Второй компонент воспитательной системы класса – ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
В соответствии с поставленными целями я определила задачи воспитания на каждый возрастной период.
5-6 класс:
Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе. Формировать качества каждого ученика в зависимости от его интересов, склонностей, состояния здоровья ребенка, особенностей характера и психики.
Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
7-9 класс:
Развивать стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности, обучать культуре поведения, умению управлять собой.
Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
Не навреди!
Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
Демократичность (равноправие) в отношениях.
Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
Справедливость и честность в оценках.
Создание атмосферы эмоционального комфорта.
3. Функционально-деятельностный компонент
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).
коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;
защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализации;
интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;
оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.
Работу классного сообщества я строю по следующей схеме: от цели к методам, от методов – к результатам.
Для того, чтобы деятельность носила более целенаправленный и системный характер, я объединила отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания – тематические программы, ключевые дела.
– «Здоровье»,
– «Интеллект»,
– «Патриот»,
– «Семья и досуг»,
– «Общение»,
– «Нравственность».
Подробнее – в Приложении «Направления воспитательной работы».
4. Пространственно-временной компонент
Четвертый компонент воспитательной системы класса – пространственно-временной.
Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основное “место жительства” моего класса – учебный кабинет, закрепленный за мной и учащимися. В нем происходят главные события классной жизни, стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому я сочла необходимым заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Взаимодействие моего класса с классными коллективами, отдельными учебными группами и школьной общностью в целом предоставлено на данной схеме.
5. Диагностико-аналитический компонент
Пятый компонент воспитательной системы класса – диагностико-аналитический.
Я считаю, что необходимость овладения диагностическими приёмами и методами исследования эффективности учебно-воспитательного процесса очевидна. “Мерилом” эффективности функционирования классной воспитательной системы, на мой взгляд, могут быть признаны следующие критерии:
уровень воспитанности учащихся;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива;
репутация класса.
Для определения основных задач воспитательной работы в классе было необходимо выяснить уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации личности, проблемы взаимоотношений учащихся класса, взаимоотношений в семье. С этой целью я использовала различные диагностические методики. Анализ показаний ценностных ориентаций учащихся и результатов воспитательной работы дают возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.
III. Ученическое самоуправление
Принципы: 1. Принцип гласности. 2. Принцип отчетности 3. Принцип согласованности в работе. 4. Принцип обязательного выполнения решений.
Основные положения:
– Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
– Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
– Все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
– Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).
IV. Совместная деятельность с родителями.
Направления:
1. Повышение психолого-педагогической квалификации классного руководителя:
– Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
– Поддержание регулярного общения.
2. Вовлечение родителей в воспитательный процесс:
– Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
– Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в триместр).
– Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, праздники).
– Совместные консультации и воспитательные беседы с ученикам.
3. Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса:
– Анализ учебной работы учащихся:
— анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;
— анализ отношения к учебе;
— объективная оценка качества образования;
— собеседование с неуспевающими.
– Подготовка учащихся к выпускным экзаменам.
– Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ученика.
V. Работа с педагогами:
– систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
– информирование учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
– знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
– индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
– выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;
– тесное сотрудничество с психологом школы.
VI. Планируемые внутриклассные мероприятия:
– систематическая еженедельная работа внутриклассных структур (Совет интеллекта, Совет дизайна и др.) – звеньев слаженно работающего механизма организации жизни класса;
– проведение ежедневных пятиминуток-планерок «Планы – итоги»;
– проведение правовых бесед; беседы по ОБЖ и ПДД – с помощью ОВД, библиотеки;
– проведение тематических классных часов (Часов общения) – темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным руководителем;
– большое внимание уделяется созданию традиций класса.
Традиционны классные огоньки «Поздравляем с днем рождения!», «Знаем ли мы друг друга?», «День Святого Валентина», «День мамы», организация самоуправления, совместная работа с учащимися и родителями и др.
При работе с детьми ориентируюсь на принцип живого общения: «Делай как я! Давай делать вместе! Делай сам, но если надо, я помогу!».
Примерная тематика классных часов:
«Устав школы – закон нашей жизни»;
«Знаем ли мы друг друга?»;
«Что такое порядочность?»;
«Защищать Отечество – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость?»;
«Женские истории…»;
«Спорт – ты жизнь!»;
«Моя семья» и др.
VII
. Ожидаемые результаты
Данная система воспитания применяется мною на практике. Поставленные мною цели в 5-8-х классах достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, сплоченный коллектив. В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии гармоничной личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: \”Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!\”. Я думаю, что я смогу воспитать каждого из своих учеников Человеком, Гражданином, Патриотом.
Мила Андреева, учитель математики, классный руководитель 9 «Б» класса средней школы №2 ЗАТО Озёрный Тверской области, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии