Утро выдалось по-настоящему осенним, вместе с дождем усиливался холодный ветер. Ольга Николаевна Потапова старалась поскорее добраться до школы, благо она находилась недалеко от дома. «Ну наконец-то», – почти вслух сказала она, когда оказалась в вестибюле.
В учительской она поздоровалась с коллегами и поднялась на 3-й этаж в свой кабинет истории и обществознания. Ольга Николаевна листала общую тетрадь и вспоминала, как трудно было ей поначалу вести уроки, рассказывая о событиях советского периода. (В 1992 году окончила с отличием истфак педагогического института и сразу была направлена в эту школу.) Ученики тогда проявляли мало интереса к историческому прошлому своей страны, редко задавали дополнительные вопросы, а если и задавали, то огонька и задора в познании не наблюдалось. Не сразу, но ситуация изменилась. Она перелистала личную тетрадь с записями о своих учениках. Вот, к примеру, Коля Мальцев два года назад никак не выделялся своими знаниями. Тройки его вполне устраивали, он умело умудрялся слышать все подсказки и порой невпопад отвечал на вопросы учителя. Сегодня его просто не узнать. Как увлеченно и интересно рассказывал он своим одноклассникам о событиях середины XIX века в России! Особенно заинтересовала его Крымская война, где принимал участие в сражениях писатель Л.Н.Толстой. А вот Юра Самойлов при ответе очень умело в качестве дополнения использует стихи А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Класс его слушает, затаив дыхание. Саша Ткачук очень увлекся биографиями военных полководцев, политических деятелей XVIII-XX веков. Как эмоционально он рассказывал о героях Отечественных войн – 1812 года и 1941-1945 годов!Ольга Николаевна давно заметила, что у каждого ученика есть свой особо любимый раздел по истории Российского государства, и это не могло ее не радовать. В другой тетради она нашла интересные записи с недавних курсов повышения квалификации учителей истории. Среди множества проблем, обсуждаемых на них, значительное место было уделено проекту нового учебника по истории. На этих курсах ей пришлось выступать перед большой аудиторией, делиться своим опытом. Из зала тогда шквалом сыпались вопросы: расскажите конкретно, что вы лично делаете для патриотического воспитания старшеклассников. Как они понимают патриотизм? Как ваши ученики относятся к мигрантам, которые проживают в вашем районе? Ей было о чем рассказать коллегам.
Вячеслав МИЛЯЕВ, историк, Пенза
Комментарии