search
main
0

Стабильность – признак мастерства. Успешный – значит ответственный

Чем можно заманить в школу молодого специалиста? Зарплатой? Перспективами получения жилья? Обещаниями карьерного роста? Освобождением от армии, наконец? В нашем случае сработали совсем иные механизмы. Потому что стать (и, главное, остаться) педагогом Николаю САФРОНОВУ, учителю истории и обществознания средней школы №1 села Троицкого Нанайского района Хабаровского края, помог целый ряд обстоятельств…

Историю он просто любит – и как предмет, и как науку, и как средство общения с другими людьми. Возможно, любовь эта заложена в нем на генетическом уровне, ведь несколько его родственников тоже педагоги, причем именно историки. Но как в таком случае объяснить тот факт, что по окончании школы на исторический факультет вместе с Николаем Геннадиевичем поступили еще несколько одноклассников? Да, все-таки наш жизненный путь в немалой степени зависит от того, кто был нашим педагогом.

В молодые годы многие пробуют себя в бизнесе, надеясь быстро разбогатеть и с помощью денег обрести уверенность в завтрашнем дне. Естественно, получается далеко не у всех, однако, чтобы понять: «Да, это не мое!», нужно уметь трезво оценивать свои силы. Сафронов попробовал. Оценил. И сделал вывод: стабильность нужно искать в другом месте. Тем более времена тогда были смутные, постперестроечные. А тут молодая жена (кстати, тоже студентка Амурского пединститута), маленький сынишка… Словом, свой выбор Николай сделал в 20 лет, перешел Рубикон, перевелся на заочный факультет и отправился с семьей в Троицкое, на родину жены. Обычным учителем в обычную школу. Потому что именно это могло хоть как-то гарантировать ту стабильность, которая так была им нужна.

А потом началась история, которая многим знакома по книгам. Придя на новое место, человек может успешно конкурировать со старыми и опытными кадрами, только если у него самого откуда-то возьмется опыт либо если он предложит что-то свое, непохожее, необычное. Так получилось, что тот стиль общения с учениками, который для Сафронова был естественным, принес ему сногсшибательный успех. Причем это не было какими-то методическими изысками. Просто на уроках он был самим собой.

– В тот год выпускалась моя дочь, – вспоминает Ирина Мисевич, завуч по воспитательной работе. – А тут – молодой, симпатичный. Девчонки повлюблялись. Но ничего, он справился! А уроки его дети действительно любили. За то, что они были не похожи на другие. Ребятам нравилось, что он не боялся отвечать на вопросы не по теме и был с ними на равных. Это, кстати, они отмечают до сих пор.

– На мой взгляд, главная его черта – это активная жизненная позиция, – считает Евгения Суханова, заместитель начальника Управления образования Нанайского района. – Он принимает самое активное участие в решении всех проблем школы. А уроки у него и правда очень интересные – даже мне, математику. Сама атмосфера урока раскрепощает, побуждает к творчеству, дети не боятся высказываться, идти к доске.

Сам же Николай Геннадиевич уверен, что ничем таким особенным он не выделяется. Да, бессменный ведущий и организатор школьных и районных педагогических мероприятий, да, член районной избирательной комиссии, да, победитель областного конкурса. Ну и что? Каждый чем-то знаменит. К примеру, его жена тоже стала первой на конкурсе «Молодой учитель года» в прошлом году. То есть каждый должен делать то, что у него получается лучше всего. И это не геройство, а вполне нормальное явление.

Хотя, конечно, он скромничает. Недаром же созданная по его инициативе воспитательная система, которая называется «Школа активных граждан», признана одной из самых успешных в крае.

– Ну аббревиатура «ШАГ», впрочем, как и сама идея этой системы, на самом деле родилась давно, еще когда я учился в резерве менеджеров управления образованием, – делится Сафронов. – Там шла речь о создании брендов, чтобы получать гранты на образование. А потом отголоски дошли до школы, и я решил опробовать идею в деле.

Да, идей у него множество. Взять хотя бы мастер-класс, проведенный для учителей края, – «Казнить нельзя помиловать», на тему толерантности, ответственности, терпимости. За основу был взят эпизод из местной криминальной хроники – молодой человек совершил тяжкое преступление, и теперь его судят. Класс, естественно, разделился на две группы: одни выступали за смертную казнь, другие – против. А оригинальность урока заключалась в том, что те, кто высказался «за», должны были его защищать, а кто «против», – наоборот, осуждать. Люди оказались в ситуации, противной их взглядам, позиции. И были реально поставлены в ситуацию, о которой их никто не предупреждал. В итоге победила установка «Казнить нельзя». Потому что, только поменявшись с кем-то местами, мы порой можем понять всю ответственность какого-либо решения.

А на конкурс он выходил с разработкой, которая называлась «Ценностная ориентация учеников в рамках гражданского воспитания». Этим вопросом он занимался с самого начала работы в школе, поскольку понятие ценностей считает основным.

– Я ведь пришел в школу в 1995 году, практически сразу после развала СССР, – вспоминает он. – Тогда очень много говорили о том, должна ли школа только обучать или еще и воспитывать. И вся моя деятельность – попытка найти ответ на этот вопрос. На самом деле ни обучать, ни воспитывать невозможно без системы ценностей, которая позволяет понять, что для тебя важно, значимо, дорого. И вопрос, чему учить, для чего и кому это нужно, становится ключевым.

Да, мы работаем в условиях некого социального государственного заказа. То есть все проистекает не от того, что мы хотим, а что от нас требуют. Но чему учить? Николай Геннадиевич уверен: прежде всего – ответственности. Каждый человек в любом возрасте должен понимать: за все, что он делает, он отвечает сам. Без этого качества понятие «гражданин» не существует. А вот как учить, Сафронов знает – с помощью создания определенной обучающей среды, пространства, где каждый чувствовал бы себя уютно, комфортно, безопасно. Тогда с каждым можно строить индивидуальную линию и общаться на равных, уважая друг друга.

Сейчас некоторые из его выпускников учатся на истфаке в Хабаровском госпедуниверситете. Иной учитель подобный факт посчитал бы своей высшей заслугой. Однако Николай Геннадиевич придерживается иного мнения: «Бывает, стал наш ученик выдающимся человеком, и мы гордимся этим безмерно, хотя на самом деле к этому никакого отношения и не имеем. Ведь личный выбор касается личных возможностей человека. Поэтому приписывать себе чьи-то заслуги я не собираюсь. Школа – явление временное. Дети уходят, и если они потом возвращаются и говорят спасибо, это и есть высшая награда. Но мои выпускники еще очень молоды. Вот доживу до седин, тогда, глядишь, кто-нибудь из них и станет героем!»

Или президентом, почему бы и нет? Ведь все начинается с малого. Организовал же он в школе свои выборы, которые проводятся уже не первый год. Причем то, что сначала казалось просто ролевой игрой, удачным методическим шагом и воспитательным приемом, сейчас продолжается уже в рамках избирательной кампании. Активно работает ученическое самоуправление, дети пишут и защищают свои президентские программы, которые представляют затем общественности. Николай Геннадиевич очень тесно работает со старшеклассниками, объясняет, почему очень важно идти на выборы. Результат – 94% явки. Ребята активно выражают свою точку зрения, не боятся голосовать за или против кого-либо.

Но как бы удачно ни складывалась его внеурочная деятельность, все равно главным для него остается таинство общения с детьми на занятиях по своему предмету. «Когда ты полностью приковываешь их внимание, завораживаешь, когда они уже не способны ни переговариваться, ни отвлекаться, возникает чувство безграничного единения, – признается Сафронов. – Да, можно сказать, что все, кто в этот момент сидит в классе, находятся в моей власти и я могу делать с ними все, что хочу. Но мне нужна не эта власть, а то доверие, с которым дети смотрят на тебя и ловят каждое твое слово. Это самое лучшее, что может быть в моей работе».

…О хорошем учителе можно говорить долго. Но, пожалуй, самую емкую характеристику своего коллеги дал его друг и начальник, директор школы №1 Александр Бортников: «С Сафроновым мы вместе учились в вузе. Я еще тогда понял, что это человек очень скромный, неординарный и волевой. Но главное его качество я бы выразил формулой «Стабильность – признак мастерства».

Ему не чуждо ничто человеческое. И он ничуть не похож на фанатика, одержимого манией заразить всех любовью к своему предмету. У него нет экзотических увлечений и любопытных хобби – в свободное время он любит побыть с семьей, помочь по хозяйству или просто отдохнуть от трудов праведных. Хотя разве с нашей работой отдохнешь?..

село Троицкое, Нанайский район, Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте