Очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети неправильно выбирают слово, неуместно используют его, и это одна из главных ошибок, для исправления которой нам необходимо обращаться к словарям. Самый распространенный, точнее, популярный словарь, без которого ни учитель, ни ученик уже не мыслят обучения, – это Толковый словарь Ожегова. На второе место по частоте обращений я бы поставила Словарь иностранных слов.
Как помочь ученикам выработать навык обращения со словарем, потребность сверяться с ним в случаях сомнений? Я практикую следующее упражнение: прошу учащихся ответить на вопрос, что они знают об истории слова. Детям такое мини-исследование очень нравится, и они уже, как правило, обращаются не только к толковому словарю, но еще и к этимологическому. Мы в нашей школе пользуемся школьным Этимологическим словарем Шанского.
Что касается программы, то практически любая тема благодатна для того, чтобы использовать словари. Например, если мы изучаем фразеологию, то неоценимый помощник для нас – школьный Фразеологический словарь Жукова. В разделе «Лексика» при изучении синонимов, антонимов мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети путают слова из-за сходности звучания или написания. Один из самых наглядных примеров – это пара слов «аффект» и «эффект». Заменив по незнанию одно слово другим, мы можем до абсурда исказить смысл всего предложения или текста. Чтобы этого не произошло, надо сразу обратиться к словарю: узнаем лексическое толкование, затем составляем предложение с этими словами и стараемся употребить его в соответствующем контексте.
Также мы используем словари и во внеклассной работе. В нашей школе есть «Уголок русского языка», куда дети могут прийти после уроков, взять необходимый словарь и поработать с ним. А для того чтобы им было легче разобраться, какой именно словарь необходим в конкретном случае, в каждом классе у нас есть дежурные по словарям. Их ребята хорошо знают и к ним обращаются за советом. А дежурные помогают подобрать нужную книгу.
Еще одна форма работы, на мой взгляд, интересная – угадать, о каком словаре идет речь. Я готовлю для урока какой-либо текст, в котором дается пояснение, например: «Настоящий словарь является общедоступным справочником, который должен давать ответ на конкретный вопрос о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании форм слов». Задание детям – определить, о каком словаре идет речь и кто автор. Такая работа помогает выполненить нашу главную задачу – в данном случае научить детей пользоваться всевозможной справочной литературой, словарями, чтобы они смогли повысить свою культуру, расширить словарный запас.
Естественно, мы делаем это не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. При прочтении произведений любое слово, которое вызвало вопрос или сомнение у ребенка, должно быть проанализировано с помощью словаря, обычно это толковый словарь. И еще мы обязательно смотрим, не изменилось ли со временем значение слова. Конечно, очень важно постоянно заботиться о том, чтобы школы были в достаточном количестве оснащены самыми разнообразными словарями. И обязательно должны быть словари языка писателей. Например, у нас есть Словарь языка Пушкина, которым мы тоже часто пользуемся на уроках.
Еще одно творческое начинание, поддержанное ребятами, – это выпуск лингвистических газет. В зависимости от темы и заданий каждый класс раз в месяц делает такую газету.
Ольга СУРАВОВА, учитель русского языка и литературы, директор Хитровской школы Рассказовского района Тамбовской области
Комментарии