search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Средняя (полная) школа Общеобразовательный уровень

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представления о связи языка и культуры народа; о системе языка и его основных единицах, о речевой деятельности; об особенностях устной и письменной речи; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка;
– научиться анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умение применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и аудирования текста; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
– научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданные темы;
– научиться оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
– расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.

Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о языке
Сущность и функции языка. Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире. Русский язык как одна из национально-культурных ценностей русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Формы существования национального русского языка: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны). Понятие о литературном языке. Стилистическая система литературного языка: книжные стили (официально-деловой, научный и публицистический) и разговорный стиль. Язык художественной литературы.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Основные уровни и единицы языка. Речевая деятельность и ее виды. Особенности устной и письменной речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Правильность речи. Основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка. Основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Принципы русской орфографии и пунктуации. Типы лингвистических словарей русского языка. Справочная литература по русскому языку.
Эффективность речи. Функционально-стилистические качества и выразительность речи. Выразительные средства русского языка. Лексическая и грамматическая синонимия.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичного выступления. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий и т.д. Создание собственного высказывания и редактирование текста.
Основные особенности русского речевого этикета.

РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– иметь представление о статусе русского языка, его месте в современном мире;
– характеризовать основные уровни и единицы языка;
– характеризовать основные формы функционирования русского языка, основные функциональные разновидности русского литературного языка, основные жанры речевых произведений;
– освоить основные нормы русского литературного языка;
– иметь представление о лексической и грамматической синонимии русского языка, о его изобразительно-выразительных возможностях и стилистических ресурсах, умело использовать их в речи в соответствии с ситуацией высказывания и стилистическими особенностями текста;
– свободно извлекать при поисковом чтении информацию из оригинальных текстов разных стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и письменного текстов учебно-научного, научного содержания (конспектирование, реферирование, аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации, сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему, отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– переводить с родного языка на русский тексты разных жанров;
– уметь пользоваться справочной и научно-популярной литературой.

Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России. Русский язык в современном мире.
Язык. Речь. Культура речи
Язык как функционирующая система. Единицы и уровни языка. Национально-маркированные единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка. Понятие о литературном языке. Основные стили русского литературного языка. Их характеристика. Жанры книжных стилей.
Основные орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические нормы современного русского литературного языка. Основные правописные нормы современного литературного языка.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая, диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии. Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов (план, конспектирование, реферирование, тезирование, аннотирование).

ЛИТЕРАТУРА

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:
– читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также произведения зарубежной литературы, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, воспроизводить его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
– познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью;
– освоить основные закономерности историко-литературного процесса и уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой; соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), знать основные черты этих направлений;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
– выявлять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; выявлять “сквозные темы”, вычленять ключевые проблемы русской литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой;
– выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;
– составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;
– сформировать устойчивый интерес к чтению, читательскую культуру и эстетический вкус, овладеть богатствами родного языка.

Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. Стихотворения: “Деревня”, “Погасло дневное светило┘”, “К морю”, “Пророк”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла┘” , “Поэту”, “┘Вновь я посетил┘”, “Я вас любил: любовь еще быть может┘”, “Безумных лет угасшее веселье┘”, “Осень”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: “Я не унижусь пред тобою┘”, “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал┘”), “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою┘”), “Как часто пестрою толпою окружен┘”, “Родина”, “Выхожу один я на дорогу┘”, “Пророк”.
Н.В. Гоголь. Повесть “Невский проспект”.
А.Н. Островский. Пьеса “Гроза”.
И.А. Гончаров. Роман “Обломов” (обзор).
И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети”.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Полдень”, “Sile-ntium”, “Тени сизые смесились┘”, “Не то, что мните вы, природа┘”, “О, как убийственно мы любим┘”, “Я очи знал, – о, эти очи!..”, “Природа – сфинкс. И тем она верней┘”, “К. Б.” (“Я встретил вас √ и все былое┘”).
А.А. Фет. Стихотворения: “Облаком волнистым┘”, “Еще майская ночь┘”, “Сияла ночь. Луной был полон сад┘”, “Шепот, робкое дыханье┘”, “Одним толчком согнать ладью живую┘”.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: “В дороге”, “Тройка”, “Мы с тобой бестолковые люди┘”, “Поэт и гражданин”, “Плач детей”, “Элегия. А.Н. Еракову”, “О Муза! я у двери гроба┘”. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (“Пролог”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”, “Помещик”, “Крестьянка”, “Пир – на весь мир”).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (главы: “Опись градоначальникам”, “Органчик”, “Подтверждение покаяния. Заключение”).
Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание”.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея “Война и мир”.
А.П. Чехов. Рассказы: “Студент”, “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Пьеса “Вишневый сад”.
Из литературы ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы: “Антоновские яблоки”, “Чаша жизни”, “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”. Стихотворения: “Вечер”, “Не устану воспевать вас, звезды!..”.
А.И. Куприн. Повесть “Гранатовый браслет”.
Избранные стихотворения поэтов серебряного века. К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев,
О. Мандельштам, М. Цветаева.
М. Горький. Пьеса “На дне”.
А.А. Блок. Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы┘”, “Незнакомка”, “Россия”, “На железной дороге”, “Река раскинулась, течет┘”, “О, я хочу безумно жить┘”. Поэма “Двенадцать”.
В.В. Маяковский. Стихотворения: “А вы могли бы?”, “Нате!”, “Послушайте!”, “Юбилейное”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Прозаседавшиеся”. Поэма “Во весь голос”.
С.А. Есенин. Стихотворения: “Русь”, “Письмо матери”, “Не бродить, не мять в кустах багряных┘”, “Спит ковыль. Равнина дорогая┘”, “Мы теперь уходим понемногу┘”, “Сорокоуст”, “Русь Советская”, “Шаганэ, ты моя, Шаганэ…”.
А.А. Ахматова. Стихотворения: “Смятение”, “Песня последней встречи”, “Мне ни к чему одические рати┘”, “Не с теми я, кто бросил землю┘”, “Родная земля”, “Муза”. Поэма “Реквием”.
М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” (обзор).
М.А. Булгаков. Романы: “Белая гвардия”, “Мастер и Маргарита” (по выбору).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: “Февраль. Достать чернил и плакать!..”, “Про эти стихи”, “Гамлет”, “Быть знаменитым некрасиво┘”, “Во всем мне хочется дойти до самой сути┘”.
А.Т. Твардовский. Стихотворения: “Вся суть в одном-единственном завете┘”, “Памяти матери”, “Я знаю: никакой моей вины┘”, “К обидам горьким собственной персоны┘”.
В.М. Шукшин. Рассказы: “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”.
А.И. Солженицын. Рассказ “Матренин двор”.
Произведения писателей второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Ю. Трифонов, Ф. Абрамов,
В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, В. Быков,
В. Кондратьев, В. Тендряков, А.В. Вампилов (4-5 произведений по выбору).
Произведения поэтов второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Ю. Кузнецов, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава, В. Высоцкий (творчество 3-4 поэтов по выбору).
Из зарубежной литературы
В. Шекспир. “Гамлет”.
И.-В. Гете. “Фауст” (фрагменты).
О. Бальзак. “Гобсек”.
Э.Хемингуэй. “Старик и море”.

Сведения по истории и теории литературы
Художественная литература как род искусства. Образная основа художественного произведения. Единство формы и содержания.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал.
Стадии развития литературы. Основные черты литературных направлений XIX – XX веков.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой. Биографические сведения (основные факты) о писателях ХIХ-ХХ веков.
Роды и жанры литературы, основные способы выражения авторской позиции.
Тема. Идея. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
Сюжет. Композиция. Конфликт.
Персонаж – герой – характер – тип.
Психологизм в литературе.
Гипербола. Гротеск.
Деталь и символ.
Вечные образы, “сквозные” темы и мотивы в русской литературе.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(в национальной школе)

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
– читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;
– характеризовать этапы жизненного и творческого пути писателей;
– получить целостное представление о русской литературе XIX и XX веков на основе изучения ее вершинных произведений; анализировать ее ключевые проблемы, выявляя их общечеловеческое содержание; знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной классики и литературы народов России;
– опираться на знания по теории литературы при анализе литературного произведения;
– различать литературные роды и жанры, выделяя их основные признаки на примере конкретных произведений;
– выявлять идейно-нравственный пафос; основную проблематику произведений, осмыслять композиционные приемы, роль изобразительно-выразительных средств;
– давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению;
– самостоятельно готовить устные и письменные сообщения о прочитанных произведениях с элементами их анализа, сопоставления; писать классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;
– овладеть умениями выразительного чтения художественных текстов, в том числе и выученных наизусть;
– сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы с идейно и тематически близкими произведениями родной литературы, выявляя сходство и национальное своеобразие тем, художественных образов;
– осознавать себя личностью, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.

Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Литература ХIХ века
А.С.Грибоедов. Пьеса “Горе от ума”.
А.С.Пушкин. Стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “Погасло дневное светило”, “К морю”, “Друзьям”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” , “Мадона”. Поэма “Медный всадник” (фрагменты). Роман “Евгений Онегин”.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: “Дума”, “Выхожу один я на дорогу”, “Три пальмы”, “И скучно, и грустно”. Роман “Герой нашего времени” (“Княжна Мери”).
Н.В.Гоголь. Поэма “Мертвые души” (главы).
И.А.Гончаров. Роман “Обломов” (фрагменты). Очерки “Фрегат “Паллада” (фрагменты).
И.С.Тургенев. Роман “Отцы и дети” (главы).
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: “Эти бедные селенья┘”, “Нам не дано предугадать┘”.
А.А.Фет. Стихотворения: “Шепот, робкое дыханье…”, “Сияла ночь, луной был полон сад…”.
Н.А.Некрасов. Стихотворения: “Влас”, “Размышления у парадного подъезда”. Поэмы “Орина, мать солдатская”, “Кому на Руси жить хорошо” (фрагменты).
Н.С.Лесков. Рассказы: “Однодум”, “На краю света” (фрагменты).
Ф.М.Достоевский. Роман “Преступление и наказание” (фрагменты).
Л.Н.Толстой. Роман-эпопея “Война и мир” (фрагменты). Повесть “Хаджи-Мурат” (фрагменты).
А.П.Чехов. Рассказы: “Ионыч”, “Студент”. Пьеса “Вишневый сад”.
Литература ХХ века
И.А.Бунин. Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”.
А.М.Горький. Пьеса “На дне”.
А.А.Блок. Стихотворения: “Предчувствую тебя. Года проходят мимо”, “Она пришла с мороза┘”, “В ресторане”, “Грешить бесстыдно, непробудно…”, “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” (цикл “На поле Куликовом”), “Ночь, улица, фонарь, аптека┘”. Поэма “Двенадцать”.
В.В.Маяковский. Стихотворения: “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “О дряни”. Поэма “Во весь голос” (вступление).
С.А.Есенин. Стихотворения: “Письмо матери”, “Русь советская”, “На Кавказе”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ┘”, “Спит ковыль. Равнина дорогая┘”.
А.А.Ахматова. Стихотворения: “Нам свежесть слов и чувства простоту┘”, “Синий вечер, ветры кротко стихли┘”.
М.И.Цветаева. Стихотворения: “Бабушка”, “Кто создан из камня, кто создан из глины┘”.
Б.Л.Пастернак. Стихотворения: “Гамлет”, “Поэзия”.
М.А.Булгаков. Романы: “Белая гвардия” (фрагменты) или “Мастер и Маргарита” (фрагменты).
М.А.Шолохов. “Родинка” (Сборник “Донские рассказы”).
А.П.Платонов. Рассказ “Песчаная учительница”.
А.Т.Твардовский. Стихотворения: “Я знаю: никакой моей вины┘”.
В.М.Шукшин. Рассказ “Чудик”.
Литература второй половины ХХ века
(обзор с чтением фрагментов 2-3 произведений)
А.И.Солженицын. Рассказ “Матренин двор”.
Ф.А.Абрамов. Повесть “Пелагея”.
В.П.Астафьев. Повествование в рассказах “Царь-рыба”). Роман “Печальный детектив”.
В.И.Белов. Повесть “Привычное дело”.
В.В.Быков. Повесть “Обелиск”.
В.Г.Распутин. Повесть “Прощание с Матерой”, “Пожар”.
А.В.Вампилов. Пьеса “Старший сын” (сцены).
В.Ф.Тендряков. Рассказ “Хлеб для собаки”.
Поэзия Б.А.Ахмадулиной, И.А.Бродского, В.С.Высоцкого, Н.М.Рубцова и других.
Литературная критика (обзор)
И.А.Гончаров. “Мильон терзаний”.
Ф.М.Достоевский. “Речь о Пушкине”.
В.Г.Белинский. “Сочинения Александра Пушкина”, Статьи 5, 8 ,9 (фрагменты), “Герой нашего времени” М.Лермонтова” (фрагменты).
Н.А.Добролюбов. “Что такое обломовщина?” (фрагменты).
Д.И.Писарев. “Базаров”.
Литература народов России (обзор)*
Коста Хетагуров. Стихотворение “Перед памятником”. Поэма “Фатима”.
Габдулла Тукай. Стихотворение “Пушкину”, поэма “Шурале”.
Юрий Рытхэу. Повесть “Когда киты уходят”.
Расул Гамзатов. Стихотворения “Покуда вертится земля”, “Родной язык”, “Берегите друзей”.
Зарубежная литература (обзор)
И.-В.Гете. “Фауст” (фрагменты).
Дж.-Г. Байрон. “Паломничество Чайльд-Гарольда”(фрагменты).
Б.Шоу. “Пигмалион”( сцены).
Б.Брехт. “Матушка Кураж и ее дети” (сцены).

Сведения по истории и теории литературы
Литературный процесс как историческое движение национальных литератур. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы.
Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм, духовно-нравственный потенциал. Духовно-нравственная, социально-историческая и философская проблематика русской литературы (проблемы добра и зла, преемственности поколений, личность и общество, честь, долг, совесть, природа и человек). Контактные и типологические связи русской и других национальных литератур.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова. Биографические сведения (основные факты) о писателях-классиках XIX века и выдающихся писателях ХХ века.
Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-ХХ веков.
Основные черты литературных направлений рубежа XIX-ХХ веков: символизм, акмеизм, футуризм.
Роды и жанры литературы. Литературное произведение: тема, идея, сюжет, композиция.
Язык художественного произведения: своеобразие художественного слова, языковые средства поэтической образности, язык повествователя и речь персонажей. Особенности стихотворной речи. Ритм и рифма. Системы стихосложения.

Далее

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте