search
main
0

Среда успеха. Как организовать и провести обучающий семинар

Подготовка профсоюзных кадров, обучение актива – залог успешной работы организации, вовлечения максимально большого числа людей в решение общих задач. Поэтому обучающие семинары по различным темам (от переговоров с работодателем до введения новой системы оплаты труда) давно заняли в списке дел профсоюза приоритетное место. В большинстве случаев подобного рода занятия проводят не специально подготовленные лекторы, модераторы или руководители профсоюзных кружков, а сами члены профсоюза. Об основных моментах организации семинаров-тренингов, формах и методах работы рассказывает опытный тренер-консультант, заместитель председателя Тульского обкома профсоюза Ольга Владимировна ЛАРИЧЕВА.

Что такое семинар-тренинг?

Это особая форма обучения, которая отличается от традиционных тем, что участники учатся на своем непосредственном опыте, конечно, под «управлением» модератора, руководителя семинара. Это «концентрированная среда» пристального внимания к себе и другим. Участник получает возможность осознать сильные стороны своего характера и индивидуальные навыки, которые раскрылись на тренинге, а осознав, с легкостью применять их в дальнейшем. Или, напротив, увидеть те качества, которых ему недостает, чтобы сделать шаг вперед и в будущем избежать ошибок.

Тренинг – это великолепная возможность увидеть себя со стороны. В доброжелательной атмосфере тренинга участники, как правило, получают положительную обратную связь и воспринимают происходящее с удовольствием. Когда же людям начинает нравиться то, чему можно научиться, «технические аспекты» перестают быть препятствием. Чтобы прочно войти в сознание, идея должна явиться человеку как собственное открытие, а именно в этом и заключается основной смыл и ценность таких семинаров.

Тренинг – это среда «успеха». Здесь не нужно учиться «для галочки», а потому все материалы усваиваются без напряжения. Здесь вы интересны другим потому, что вы другой, и вас воспринимают именно таким, какой вы есть.

Что нужно знать и уметь профсоюзному преподавателю?

Вам необязательно быть профессиональным преподавателем. Но для того чтобы эффективно проводить занятия с членами профсоюза, необходимо самому быть убежденным сторонником профсоюза, обладать определенным жизненным и профессиональным опытом, а также стремлением узнавать новое и желанием научить этому других.

В системе современной профсоюзной учебы преподаватели больше не рассматриваются как авторитеты или эксперты. Их роль гораздо шире, она не укладывается в рамки организатора или советника. Они отвечают за то, чтобы слушатели получили практические знания. Чтобы добиться этого, преподаватель должен проявлять такт, терпение и внимание к запросам своей аудитории, уметь быстро устанавливать контакт со слушателями и способствовать созданию дружеской и непринужденной обстановки в группе. Очевидно, что если вам нравится работать с людьми и вы располагаете их к себе, то это будет только способствовать вашей работе в качестве преподавателя.

В современной практике обучения такая роль получила название «фасилитатор» (от англ. facilitate – облегчать). На федеральном интернет-портале «Российское образование» (http://www.edu.ru) дано следующее определение учителя-фасилитатора: учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).

Кроме того, важное и необходимое условие, которому должен следовать профсоюзный преподаватель, – это определение целей учебы и путей их достижения. В целом задачи профсоюзной учебы таковы:

развивать и укреплять демократические принципы в профсоюзе;

помогать профсоюзным активистам в представлении интересов работников;

разъяснять коллегам их роли, права и обязанности в профсоюзе, в организации, в обществе;

вовлекать максимально большое число членов организации в реализацию общих дел;

поднимать образовательный уровень членов профсоюза: предоставлять им возможность практиковаться в своих навыках; помогать лучше ориентироваться в вопросах труда; добиваться более эффективного влияния на принятие решений, важных для работников, таким образом улучшая их условия труда и жизни. Содействовать борьбе с дискриминацией; добиваться равных возможностей для всех.

Для достижения поставленных целей вам потребуется следовать определенным правилам поведения.

1. Будьте настроены дружелюбно и говорите с энтузиазмом, чтобы поддерживать в слушателях интерес.

2. Старайтесь создавать благоприятную атмосферу для сотрудничества, инициативы и доверия.

3. Используйте зрительный контакт и язык жестов для вовлечения слушателей в работу.

4. Не избегайте шуток.

5. Приводите примеры из личного опыта.

6. Попросите слушателей делиться своим опытом и приводить примеры из их жизни и профессиональной деятельности.

7. Поощряйте слушателей к активному участию, обмену идеями и мнениями.

8. Адресуйте вопросы в аудиторию, чтобы заставить слушателей размышлять.

9. Старайтесь поощрять пассивных слушателей.

10. Тактично сдерживайте слишком словоохотливых и критичных слушателей.

11. Личные проблемы слушателей, не относящиеся к теме занятий, обсуждайте во время перерывов.

12. Поддерживайте у слушателей уверенность в себе.

13. Будьте гибкими. Не бойтесь отклоняться от программы занятий, если это отвечает интересам большинства слушателей.

Следует также знать, как заинтересовать слушателей. Здесь зачастую действуют такие психологические принципы:

1. Людей интересуют необычные факты об обычных вещах.

2. Больше всего человеку интересен он сам.

3. Человек, который побуждает других говорить о себе и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он очень мало говорит.

4. Почти всегда можно завоевать и удержать внимание слушателей при помощи окруженных ореолом достоверности слухов и рассказов из жизни людей. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрировать их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.

5. Будьте конкретны и определенны. Не ограничивайтесь констатацией того, что Михаил Ломоносов в детстве был трудновоспитуемым и упрямым. Сообщите об этом, а затем расскажите, что его, по его собственному утверждению, «чаще пороли, чем кормили».

6. Насыщайте свою речь фразами, создающими яркие образы, а также словами, которые вызывают перед глазами целую вереницу картин.

7. Если это возможно, используйте контрастирующие идеи.

8. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Пока занятия не начались…

Итак, вы намерены провести семинар. Чтобы избежать досадных сбоев и снизить вероятность возникновения стрессовых ситуаций во время занятий, необходимо подготовиться не только морально, но и организационно. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты.

1) Условия для проведения занятий

Как будет выглядеть комната для занятий? Будет ли там достаточно места? Хватит ли всем стульев и столов? Будут ли столы расставлены так, как нужно? Можно ли будет передвигать столы и стулья? Достаточно ли там света? Не шумно ли? Нет ли там телефона? Если есть, то можно ли его отключить на время занятий? Оптимальна ли температура? Можно ли проветривать помещение? Будет ли место для плакатов?

У приведенных выше вопросов есть одна общая характеристика: на них можно получить ответы до начала занятий. И, конечно же, это следует сделать заранее. Если вы поручаете кому-то проверить, подходит ли аудитория, то нужно дать этому человеку подробнейшие инструкции, на что смотреть. Лучше в письменном виде.

Если все-таки не удастся проверить аудиторию загодя, то следует прийти пораньше, чтобы, по крайней мере, не было неожиданностей. Например, если в первые минуты занятия обнаружится, что столы и стулья привинчены к полу, стресс, переживаемый преподавателем и организатором, окажется сильнее, чем в случае, когда они обнаружат это за 15 минут до начала и смогут принять какие-то решения или хотя бы привыкнуть к ситуации.

2) Оборудование и материалы для проведения занятий

Сделаны ли копии раздаточных материалов в нужном количестве? Есть ли бумага для записей и хватит ли ее всем участникам? Есть ли авторучки для участников (хотя бы несколько – для тех, кто забудет)? Есть ли бумага для плакатов (если вы собираетесь их использовать)? Есть ли классная доска? Есть ли фломастеры? Хватит ли фломастеров для работы в малых группах (если это планируется)? Есть ли телевизор, видеомагнитофон? Исправны ли они? Может ли этот конкретный видеомагнитофон работать именно с этим телевизором? Видел ли я, как они работают? Проверена ли видеокассета? Перемотана ли пленка в нужное положение? Нет ли там посторонних записей? Есть ли кабели для соединения видеомагнитофона с телевизором? Есть ли кабель для подключения видеомагнитофона и телевизора к розетке? Нужен ли удлинитель, тройник? Работает ли розетка? С кем можно будет проконсультироваться в случае возникновения технических сложностей?

Все это тоже можно и нужно проверить заранее. Ни в коем случае нельзя расслабляться! Если вам говорят, что видеомагнитофон работает, это еще не означает, что он работает в паре с телевизором, который есть, и что вашу видеокассету можно на нем воспроизводить. Будьте бдительны! Постарайтесь избежать неприятных неожиданностей. Все вопросы, которые приведены выше, родились на основе горького опыта.

3) Группа и ее исходное отношение к занятиям

Сколько будет человек? Какого возраста? Знают ли они друг друга? Будут ли среди них люди, находящиеся в непосредственном подчинении друг у друга? Знают ли участники о планируемой продолжительности занятий? Известна ли им тема занятий? Как происходил отбор участников в группу? Было ли участие в занятиях объявлено как добровольное дело или всех заставили прийти? Насколько тема интересна участникам? Был ли у них опыт обучения в этой области? Что именно в этой теме может быть для них по-настоящему интересно? Совпадают ли ожидания участников с намерениями преподавателя (преподавателей)? Нет ли внутригрупповых конфликтов, которые могут проявиться в ходе занятий? Нет ли конфликта, связанного с темой занятий?

Ответы на часть этих вопросов тоже можно получить заранее – переговорить, например, с некоторыми из участников, с руководителем организации, в которой проводится обучение. Вопросы, относящиеся к ожиданиям участников, вероятнее всего, заранее выяснить не удастся. Можно задать их в самом начале семинара. Если вас беспокоит, например, как была сформулирована тема занятий участникам, проще всего спросить их об этом. Вы имеете право этого не знать. Вообще, задавать вопросы участникам, советоваться с ними – шаг естественный и воспринимается хорошо. Кроме того, легче установить контакт с группой, если прийти в комнату для занятий тогда, когда еще никто или почти никто из участников не пришел. Люди будут приходить по одному или малыми группами. Вы можете присмотреться к ним, перекинуться парой фраз, привыкнуть к аудитории. Это избавит вас от необходимости выходить перед людьми, уже занявшими свои места.

4) Восприятие преподавателя группой

Как будут одеты участники группы? Как принято одеваться в этой организации? Какое впечатление я бы хотел произвести на группу? Какие факторы нужно в связи с этим принять во внимание: возраст участников, их должность, мой возраст, мою должность, мой опыт, опыт участников?

Спрогнозировать восприятие преподавателя участниками довольно трудно.

Спросите у слушателей, как вас восприняли при первой встрече. Сделать это проще после окончания занятий. Вопрос этот можно задать людям, с которыми у вас установятся доверительные отношения. Можно спросить об этом коллег и знакомых. Зная, как вас обычно воспринимают, легче спрогнозировать ситуацию в новой группе. Что же касается образа, который вы формируете, это дело сугубо личное. Кто-то предпочитает оставаться самим собой… Впрочем, это тоже некоторый образ.

Попросите кого-либо из знакомых последить за тем, как вы устанавливаете контакт с новой группой. Не делаете ли вы лишних движений? Не используете ли слова-паразиты? Ваше поведение в начале занятия решающим образом влияет на восприятие вас группой.

Для того чтобы выбрать наиболее эффективную форму проведения семинара (лекция, самостоятельное изучение материала, дискуссия, работа в группах и т.д.), необходимо учитывать такие факторы, как процесс усвоения знаний и особенности обучения взрослых (андрагогики).

Процесс усвоения знаний

Усвоение знаний – это процесс восприятия и запоминания информации. Мы получаем информацию разными путями, в основном через слух и зрение. Для того чтобы информация легче усваивалась, используют разные методы ее преподнесения. Для одних людей более эффективны письменные и видеоматериалы, другие лучше усваивают информацию на слух. Чем разнообразнее методы преподнесения, тем лучше и больше может человек запомнить.

Запоминание и действие. Помимо использования разных методов преподнесения информации, важным фактором усвоения является сочетание процесса изучения с действием – практическим применением полученной информации. При переводе информации в практическую плоскость увеличивается не только интерес к ней, но и способность ее запомнить.

Память чувств. Процесс обучения облегчают позитивная атмосфера во время занятий и положительные эмоции, вызванные похвалой, благодарностью и т.д. Для большей эффективности поощрение должно следовать сразу же после успешного ответа или выступления учащегося – нам ведь особенно приятно, когда похвала заслуженна.

Запоминание посредством повторения. Широко известно, что повторение способствует запоминанию информации. Однако не следует превращать повторение в муштровку. Решение одной и той же проблемы разными методами в разных ситуациях – лучшая форма повторения.

Память и восприятие (см. таблицу)

Особенности обучения взрослых

Взрослые в большей степени учатся действием. Всю жизнь они учатся на опыте: наблюдая, делая, задавая вопросы, разговаривая с другими и решая реальные жизненные проблемы. На занятиях они эффективнее усваивают информацию при активном вовлечении в учебный процесс.

Взрослые также привносят в учебный процесс свои знания и жизненный опыт. У них всегда есть какое-то относительное знание предмета, которое основывается на их опыте, и они часто стремятся поделиться им. Также надо учитывать, что взрослые склонны к критике. Они обладают тенденцией оценивать новую для них информацию и идеи в свете своего опыта.

Взрослые являются прагматиками в отношении учебы и концентрируются на важных для них проблемах. Большей частью их мотивации является стремление к поиску информации, которая может оказаться полезной для решения реальных жизненных вопросов.

Малая группа – большие успехи

С учетом вышеназванных факторов в последнее время при проведении семинарских занятий все чаще используется работа в малых группах.

Выбирая эту технику преподавания, следует знать, что работа в малых группах эффективна для:

– коллективного изучения проблемы. Работая в малых группах, участники лучше узнают друг друга;

– предоставления возможности активно участвовать в обсуждении тем участникам, которые не любят выступать перед большой аудиторией;

– поиска коллегиального решения.

Преимущества работы в группах:

– активное вовлечение всех участников в процесс обучения и взаимодействия;

– возможность высказать свое мнение для каждого участника;

– совместная работа;

– воспитание уверенности в себе;

– воспитание чувства ответственности;

– обмен знаниями, мнениями и опытом;

– более полное осмысление проблем и путей их решения;

– совместная разработка плана действий.

Способы деления аудитории на малые группы

1. Количественный. Все участники делятся на нужное количество групп, используя игровые методики или чисто «механические» (например, рассчитаться на 1,2,3…).

2. Качественный. Участники делятся по какому-либо признаку: стаж в профсоюзе, возраст, профессия и т.д.

Основные правила работы с малыми группами

Четко делите аудиторию на группы.

По возможности размещайте группы таким образом, чтобы они не мешали работе друг друга.

Каждая группа выбирает координатора обсуждения.

Дайте каждой группе задание. Оно может быть общим для всех групп или индивидуальным.

Желательно, чтобы задание было представлено как в устном, так и в письменном виде.

Преподаватель определяет время на выполнение задания.

Преподаватель следит за обсуждением в группах.

Будьте готовы в любой момент помочь обсуждению в группе.

Представитель группы докладывает о результатах выполнения задания.

Преподаватель комментирует полученные результаты, делает выводы.

Обобщая результаты, подчеркивайте значение работы каждой группы.

Методы и приемы обучения

План, формы и методы проведения каждого конкретного семинара определяются специфическими задачами, которые ставят перед собой его организаторы и участники. Однако существует ряд общих рекомендаций и приемов, которые мы хотели бы предложить профсоюзным тренерам.

Разминки. Специальные упражнения для того чтобы «разогреть» группу в начале занятий, помочь людям преодолеть скованность, лучше узнать друг друга, поднять «энергию группы». Важнейшим принципом при проведении разминок является включение всех участников.

Выступления (лекция, сообщение). Лекция, сообщение или выступление бывают необходимы для информирования участников о чем-либо. Сообщение также может быть отчетом или инструкцией. Участники при этом играют роль слушателей. Слушать будет легче, если по ходу сообщения выступающий обращается к участникам с вопросами, просит их дать обратную связь и т. д.

Материалы для самостоятельного чтения. Участникам предлагается самостоятельно прочесть некоторый материал с тем, чтобы в последующем обсудить прочитанное либо использовать новую информацию по-другому. Этот прием может быть использован в начале, в конце и по ходу занятия. Во многих случаях самостоятельное чтение поможет сэкономить время.

Демонстрации. Ведущий занятия самостоятельно или с привлечением помощников демонстрирует приемы, которые предстоит освоить. Например, он может продемонстрировать, как эффектно начать публичное выступление или как отвечать агрессивному собеседнику. Как правило, после демонстрации участникам предлагается потренироваться в использовании того или иного приема.

Видеофильмы. Хорошо подобранные видеоматериалы могут не только оживить занятие, но и стать началом важной дискуссии. Будучи нейтральным источником информации, видеофильмы помогают ввести сложные темы для обсуждения, завязать разговор, начать который другим способом было бы затруднительно. Кроме того, записанное на видео выступление специалиста можно использовать в том случае, если его сложно пригласить на занятие.

Обратная видеосвязь (запись на видео с последующим просмотром). Этот инструмент является существенным подспорьем в проведении занятий по отработке каких-либо навыков, например навыков общения. Увидеть себя со стороны – уникальная возможность для самосовершенствования. Важным этапом такого занятия является анализ видеозаписи.

Индивидуальные письменные задания. Участникам можно предложить заполнить заранее приготовленные формы или бланки, написать ответ на какой-либо вопрос, сделать заметки во время просмотра видеофильма или чтения текста.

Дискуссии. Это один из наиболее популярных методов. Дискуссия может быть структурирована (развиваться по заранее подготовленному сценарию, например, в соответствии с вопросами ведущего) либо развиваться свободно. При кажущейся простоте этот метод требует от ведущего определенных навыков. Важно уметь задавать вопросы и управлять ходом обсуждения.

«Аквариум». Так называется дискуссия, в которой участвуют несколько человек, а остальная часть группы наблюдает за ходом обсуждения, не участвуя в нем. У наблюдателей при этом должно быть свое задание, например, отметить основные этапы дискуссии или записать основные мысли, высказанные участниками.

Анкетирование. Кроме оценки знаний участников, этот метод может быть использован для проведения мини-исследований непосредственно во время занятий. Например, с помощью анкеты можно в начале занятия собрать мнения участников группы по изучаемому вопросу и использовать результаты анкетирования в последующей работе.

Анализ конкретных ситуаций. Получив подробное описание некоторой ситуации, участники должны предложить возможные решения либо прокомментировать описанные события. Анализ завершается групповым обсуждением.

Работа с карточками. Иногда вместо классной доски или плакатов для записей полезно использовать небольшие карточки (формата А4). Записи, сделанные на отдельных карточках, легко классифицировать, перевешивая карточки с места на место. Их также легко дополнять. Каждый участник может не просто высказать предложение, но записать его на карточке и передать ведущему.

Ролевые игры. В ходе игры участники выступают в значимых для изучаемой темы ролях (например, в роли профсоюзного лидера и представителя администрации). Им предлагается ситуация и ставятся цели. Подробный сценарий не нужен. Участники должны вести себя так, как могли бы вести себя выбранные персонажи в заданной ситуации.

Разыгрывание конкретных ситуаций. Это разновидность ролевой игры, когда кто-то из участников предлагает реальную ситуацию, в которой он побывал. Ведущий организует ролевую игру в соответствии с описанной ситуацией. А участник, который ее предложил, выступает в качестве наблюдателя и анализирует происходящее вместе с ведущим, опираясь на свой опыт.

Решение реальных задач. В процессе обучения можно использовать потенциал группы для решения реальной задачи, стоящей перед одним из участников. В этом случае тот, кто ставит задачу, выступает в роли заказчика решения, а группа – в качестве исполнителя.

Анализ критических случаев. Это разновидность анализа конкретных ситуаций, когда случай берется очень сложный (конфликтный, кризисный). Для приближения к реальности можно задать участникам жесткие временные рамки.

Завершающие «ритуалы». В конце семинара, после того как участники провели вместе достаточно много времени и хорошо поработали, специально подготовленный «ритуал» завершения занятия поможет поставить точку, сделать так, чтобы у людей не осталось ощущения незавершенности.

Игровые технологии обучения

Стоит отдельно остановиться на таких приемах, как разминка и ролевая игра. Несмотря на кажущуюся несерьезность этих методов, они несут крайне необходимые профсоюзному активисту навыки коммуникации, улучшают процесс обучения.

РАЗМИНКИ («РАЗОГРЕВ»)

На семинар люди приходят с разными ожиданиями, не всегда понимая, что им предстоит испытать, порой усталые или раздраженные, то есть еще не готовые к эффективному восприятию информации. Более того, участники семинара пока не команда, объединенная общей целью, что является необходимым условием для успешного проведения тренинга. Задача преподавателя – с самого начала сделать нечто, что объединило бы участников, облегчило взаимодействие, помогло сконцентрировать внимание на происходящем, заинтересовать их. Все это достигается простыми упражнениями на разогрев аудитории.

После небольшого вступления о целях семинара даже среди людей, которые знают друг друга, можно провести упражнение на знакомство «Ледокол»: участников семинара рассаживают в пары и каждому дают по 5 минут на выяснение определенных (а в хорошо знакомой аудитории – неожиданных) фактов о партнере. Затем надо перед всей группой представить своего партнера в течение минуты, указав наиболее важное и интересное из услышанного. Перед началом упражнения ведущий на листе ватмана выписывает основные факты, которые необходимо выяснить в ходе беседы. Вот самые простые вопросы для этого упражнения:

как зовут, откуда;

чем занимается, чем бы хотел заниматься;

что любит, что не любит;

примечательные факты из биографии.

После упражнения следует обсуждение – кого легче представлять, себя или другого? Почему? Что вы чувствовали, когда вас представляли? Полезно ли это упражнение? Во время обсуждения необходимо подчеркнуть важность подобного упражнения для установления дружеской, непринужденной обстановки на семинаре.

Упражнение на концентрацию внимания и групповое взаимодействие «Муха». Участникам предлагается мысленно представить себе поле для игры в «крестики-нолики» 3×3 и по очереди (один человек – один ход) передвигать по квадратикам некое существо «муху», начиная с центрального квадрата и указывая вслух направление движения (вверх, вниз, вправо, влево). Главная задача – не допустить, чтобы «муха» выползла за пределы поля, что при игре большой командой не так уж просто. Цель – предельно сконцентрироваться на задаче, почувствовать связь с остальными участниками. Если «муха» выползла за поле игры, все начинается сначала.

Упражнение на разогрев и знакомство группы. Рационально проводить его в начале семинара, когда участники еще не успели хорошо познакомиться. Вся группа становится в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, называя при этом себя по имени. Поймавший мяч бросает его другому человеку, называя себя, и так далее. Можно помимо имени называть что-то еще – например, свое хобби. Ставится задача, чтобы мячик побывал у каждого один раз. Следующий этап – кидающий мяч называет имя того, кто должен его поймать.

Упражнение с мячом «Использование потенциала команды». Участники становятся в круг и получают следующее задание: мяч должен побывать в руках у всех членов группы, и чем быстрее это произойдет, тем лучше. Инструктор с секундомером в руках замеряет время. Ведущий сознательно формулирует задание очень кратко и обще, чтобы группа сама задала себе рамки его выполнения. (Иногда мы устанавливаем себе ограничения, которых в реальности не существует, и это упражнение может наглядно проиллюстрировать эту тенденцию.) Обычно начинают с простого перекидывания мяча от одного участника к другому, потом пробуют быстро передавать мяч по кругу и т. д. После каждой попытки выполнить задание еще быстрее (а их может быть довольно много, пока группа не потеряет интерес к упражнению) тренер сообщает о том, что это вовсе не лучший результат (лучшим результатом может быть одна секунда).

После окончания упражнения обсуждаются этапы принятия решений: идея – обсуждение/оценка – принятие или непринятие предложенной идеи. Ситуация сравнивается с реальным процессом принятия решений в группе и его основными этапами. Также обсуждается проблема определения границ и параметров.

Следующие два упражнения также можно использовать в ходе семинара для разминки.

«Испорченный телефон». Группа становится в круг, ведущий показывает какое-либо простое движение и «передает» его по кругу. Затем движение для передачи придумывает кто-то другой.

«Передача сигналов». Участники стоят по кругу и держатся за руки. Ведущий передает невидимые сигналы (например, пожатие руки один-два раза), которые должны прокатиться по кругу и дойти до него в неискаженной форме. Возможны различные варианты этой игры:

а) простые сигналы – передача в одну сторону;

б) сложные – передача разных сигналов в обе стороны.

РОЛЕВАЯ ИГРА

1. Определение. Что такое ролевая игра?

Ролевая игра – это:

– действия, реально приближенные к жизненным ситуациям, цель которых – формирование новых моделей поведения, отношений или исследование актуальных переживаний участников;

– прием групповой работы, состоящий в исполнении каких-либо реальных и важных для участников ролей;

– разыгрывание ситуаций для углубления их понимания и осознания собственных переживаний по отношению к этим ситуациям;

– метод театрализованной активации при обучении;

– метод воссоздания и изучения социальных проблем и межгрупповых конфликтов с целью поиска путей их преодоления, построения новых, более конструктивных способов действия в привычных ситуациях;

– метод активного обучения, позволяющий физически и эмоционально вовлекать участников в изучение нового материала и закрепление полученных знаний;

– театрализованный метод, помогающий усваивать не только новые знания, но и новые способы поведения.

2. Учебные цели, которые могут быть достигнуты с помощью ролевой игры

Более полное осознание собственных отношений, чувств, особенностей поведения в различных жизненных ситуациях.

Поиск и освоение новых способов применения своих знаний, новых способов действий в жизненных ситуациях.

Развитие способностей понимать других людей; реально представлять причины и основания их поведения в различных ситуациях.

Развитие способности группового решения проблем.

Развитие творческого отношения к разрешению трудных жизненных ситуаций.

Более глубокое понимание сущности изучаемых способов поведения, их достоинств и недостатков.

Развитие самой группы людей, участвующих в обучении.

Конечным результатом хорошо организованной и эффективно проведенной игры могут быть изменения в восприятии участников, называемые в обучении инсайтом. Инсайт – это особый вид познания, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы.

3. Особенности ролевой игры как метода обучения и групповой работы

Ролевая игра опирается на естественную способность людей к игре и подразумевает минимальную предварительную подготовку. Важным условием эффективности ролевой игры является спонтанность развития сюжета. Этим она принципиально отличается от театральной игры. Профессиональные актеры ограничены авторским текстом и замыслом режиссера, исполняя роль именно в театре, а не в реальной жизни. В отличие от традиционного театра ролевые игры поощряют изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника при активном взаимодействии с ведущим и всей группой в целом.

4. Основные условия эффективного проведения ролевой игры:

– доброжелательная атмосфера в группе, готовность принять любые действия и высказывания участников, ясное понимание того, что не существует «лучшего» или «правильного» способа игры;

– энтузиазм и направляющая активность ведущего;

– понимание и мягкость ведущего;

– свобода и спонтанность в действиях играющих;

– естественность в развитии ситуации и в реакциях на действия других «актеров»;

– сфокусированность непосредственных участников игры и всей группы на конкретном задании или теме.

Используйте ролевые игры для:

разбора ситуации и вариантов решения проблемы;

предоставления участникам возможности попрактиковаться в применении знаний и навыков, которым вы их перед этим научили;

иллюстрации связи между темами занятий и повседневной жизнью.

КАК ПРОВОДИТЬ РОЛЕВУЮ ИГРУ

Чтобы участники могли получить пользу от ролевой игры, проводите обсуждение ситуации до и после игры.

1. Рассадите участников и расставьте мебель в комнате для занятий таким образом, чтобы они могли видеть и слышать друг друга.

2. Определите проблему или ситуацию. Обдумайте ситуацию и характеры заранее или попросите группу предложить ситуацию, с которой участники могут столкнуться в реальной жизни.

3. Представьте участникам игры выбранную ситуацию и роли так, чтобы эта информация была им понятна. Объясните условия ролевой игры.

4. Определите роли и/или:

а) выберите исполнителей;

б) дайте возможность участникам самим выбрать исполнителей;

в) пригласите добровольцев.

Иногда преподаватель задает параметры для исполнителей, например возраст, пол, стиль поведения. Зачастую исполнители ролей или сама группа определяет эти параметры.

5. Объясните наблюдателям их обязанности. Кратко представьте исполнителям их роли. Возможно, вам придется дать им некоторое время на подготовку.

6. Проведите ролевую игру. Обычно сама игра проходит в течение 5-15 минут, не больше. Будьте готовы остановить игру после того, как основные моменты пройдены, или когда «актеры» начнут повторяться. Поблагодарите исполнителей ролей за участие.

7. Обсудите ролевую игру. В первую очередь попросите «актеров» поделиться своими впечатлениями. Затем попросите наблюдателей высказать свои замечания. Спросите, что им понравилось, а что нет. Спросите всю группу о том, что полезного участники вынесли для себя из игры (что узнали и чему научились). И, наконец, прокомментируйте игру сами и подведите итоги, выделяя главное.

Чтобы определить правильность выбора обучающих методик и их эффективность, после семинара необходимо получить обратную связь, проведя анкетирование (иногда лучше анонимное, чтобы получить реальную «картинку»), а также самому себе ответить на вопросы:

1. Достигнуты ли поставленные цели в результате использования метода или упражнения?

2. Были ли инструкции участникам сформулированы ясно и доходчиво?

3. Было ли количество вопросов, заданных участникам, адекватным ситуации? Были ли вопросы поняты участниками?

4. Хватило ли времени?

5. Насколько удачно было встроено это упражнение (метод) в процесс обучения?

6. Как приняли участники этот вид деятельности?

7. Как можно адаптировать (усовершенствовать) этот метод для дальнейшего использования?

Следует задать себе и такие вопросы: доволен ли я собой, понравился ли мне семинар, получил ли я радость от его проведения? Если вы получите утвердительные ответы, значит, ваш семинар удался. Ведь вы не просто отстраненный лектор или наблюдатель, вы – активный участник общего процесса, «первый среди равных».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте