Родители и дети становятся союзниками по сотрудничеству и взаимодействию задолго до появления ребенка на свет. Ребенок растет, и растут его желания и возможности познания окружающего мира, а вот родители иногда из союзников превращаются в «материально-техническую базу» и теряют роль мотиваторов развития личности своих детей. Как же сохранить заложенную природой необходимость развития человека в течение всей жизни? Как замотивировать семьи на взаимообогащение?
Сегодня молодое поколение Москвы стремительно расширяет диапазон своих желаний и возможностей за счет образовательных ресурсов города, образовательного учреждения, и уже московский родитель начинает учиться у своего ребенка. Это происходит в том случае, когда родитель является активным участником обучения и воспринимает территорию школы, района, города как единую образовательную площадку. Современное общество очень динамично развивается, появляются новые технологии, новые профессии, люди постоянно должны овладевать новыми компетенциями. Обучение для человека недалекого будущего станет длиться всю жизнь. Я, как учитель, не просто хочу передать свой опыт и знания (они, к сожалению, в современном обществе быстро устаревают), а хочу научить учеников находить и использовать полученную информацию для решения различных задач и ситуаций. Хочу, чтобы, взаимодействуя, мои ученики из множества решений выбирали верное, умели рассуждать, дискутировать и принимать верные решения, обосновывая их. Поэтому, когда в нашей школе учителям было предложено принять участие в проекте «Лаборатория когнитивного развития», я, взвесив свои возможности и обсудив все риски с родителями, приняла решение участвовать. Целью проекта является мотивация сообщества «родитель + ребенок + учитель», при этом каждый должен стать активным двигателем процесса своего самообразования. Проект, как мне казалось, должен помочь открыть секреты саморазвития и для меня, и для учеников, и для родителей. Теперь уже можно сказать, что мои надежды оправдались.Мы называем наш класс с ребятами и родителями средой творческого взаимодействия. Цель данного взаимодействия: поиск и раскрытие таланта каждого участника проекта. Всем известно, что человек задает себе вопрос время от времени: «В чем мой талант?» И начинает суетиться, искать себя. Кто-то находит, а кому-то приходится вновь и вновь начинать сначала, менять направления развития. Иногда это оканчивается потерей надежды. А все потому, что в суете и заботах забывается цель – детская мечта. Родители моих учеников молоды и сейчас, как и дети, в постоянном поиске себя, но уже как родителя, как профессионала. Помогая своему ребенку в создании мини-кейса, они каждую неделю погружаются в новую для себя тему, по-новому смотрят на некоторые исторические факты, по-другому трактуют события в обществе. 34 темы на учебный год – 34 поиска, 34 возможности найти то главное, что станет основой для будущего развития ребенка, а может быть, и семьи. Родители сначала решили взять инициативу по созданию мини-проектов «ситуативных дней» на себя. Я не мешала им. Зная своих учеников, я понимала, что роль докладчика для ребенка неинтересна, если этот поиск не его. Умело поворачивая работу мини-групп в классе, я радостно отмечала, что постепенно дети отвоевывали право у родителей на самостоятельный поиск, и родители стали консультантами. Прошло полгода, и я горжусь тем, что третья часть ребят моего класса самостоятельно создают свои мини-проекты, а родители уже выполняют корректирующую и навигационную работу. Многие мамы и папы вдруг вспомнили, чем увлекались в детстве, чего хотели достичь в юности, и уже вместе с детьми обогащают свою жизнь новыми победами в исследованиях, по-другому организовывают свой досуг, используют образовательные площадки города.Хочу поделиться с коллегами эффективными концепциями взаимодействия с семьей, которые мы реализуем в школе в рамках школьного проекта «Лаборатория когнитивного развития»:1. Периодичность, дозированность и информированность при подготовке к темам «ситуативных дней».Расшифрую: к началу учебного года педагогом разрабатываются и согласуются с родителями 34 темы (1 раз в неделю) с точными датами и ссылками для подготовки семьи к погружению. Семья сама решает, посетить ли ей музей по предстоящей теме, прочитать ли произведение, посмотреть ли фильм или сходить в библиотеку. Педагог лишь ставит цель, готовит с предметниками кейсы и в проблемно-поисковой деятельности организует работу в команде для поиска нескольких ответов и защиты их перед другими командами. 2. Поиск, отбор и использование нужной информации – «образовательная прививка», которая дает семье толчок к саморазвитию.Это качество оттачивается, как показала практика, не в создании ответов, а в создании кейс-вопросов, реальных задач из жизни.3. Творческий подход во всем.Детство – это радость, соревнование, игра. Движение, удовольствие от победы, награда – то, что делает обучение ярким.4. Работа в команде всегда эффективнее, чем работа в одиночку. Уметь работать в команде, выполнять разные роли, прислушиваться к разным мнениям – это очень важно. Иногда я даю ребенку право на ошибку. Это бывает тогда, когда он принимает решение сделать работу сам, не в команде. Это его право. И я рада, когда в следующий раз он выбирает команду единомышленников. Создание совместного продукта дает свой результат – каждый становится творцом.Проект дарит моим ученикам опыт сотрудничества, накопив который они подарят свой талант человечеству. А я как учитель смогу выполнить свою главную миссию – вселить веру. Оксана ЗУБКОВА,учитель начальных классов школы №2053, участник общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»
Комментарии