search
main
0

Спросите у истории… …что самое главное в подлинном образовании

Россия получила в лице Александра II великого преобразователя. В нашем прошедшем нет других событий, в равной мере важных по своему положительному историческому значению.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Он испытал сильное воздействие учителей, которые привили ему широкий взгляд на государственную деятельность. Первое место среди этих учителей принадлежит Жуковскому.

Он составил глубоко обдуманный план учения цесаревича, утвержденный императором Николаем. И Жуковскому удалось осуществить свой план.

Его высочеству нужно быть не ученым, считал Жуковский, а просвещенным. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью, с правилами. Каждый на своем месте должен знать, что делать и как поступать.

Просвещенный народ более привязан к закону, в котором заключается его безопасность. Могущество государя – в благоденствии народа. Народ без просвещения есть народ без достоинства. Владычествуют не силой, а порядком. Свобода и порядок — одно и то же. Свобода есть правосудие.

Великий князь не должен ничего делать без правил, писал Жуковский Николаю I. Каждый предмет его учения должен беспрестанно ему напоминать, что во всем главное есть правило.

Обучение цесаревича имело сердцевиной ознакомление с непреложными нормами, законами мира, общества и религии. Вот основные моменты учебного плана, составленного Жуковским для Александра Николаевича.

1. Где я и что меня окружает? Вначале ребенок узнает непреоборимость вселенской силы, им управляющей, которой он принужден покориться. Привычка подчиняться законам природы обращается потом в ясное понятие о мудрой власти, которой человек должен покориться.

Природа и ее главные законы. Разрешение теорем геометрии. Общие понятия физики и химии. Произведения природы: понятия минералогии и геологии, ботаники и зоологии. Переход к человеку. Законы языка применительно к русскому языку. Анализ слов и фраз. Надобно, чтобы одна общая, философская грамматика служила основанием для всех прочих и чтобы для иностранных языков принята была за основание та же система, которой руководствовались в изучении родного языка. Правила архитектуры. Законы музыкального ряда.

2. Какой я? Законы природного мира находят свое преломление в общественной жизни. В этом смысле социальный, правовой и этический долг — необходимость, непреложность, перед которой стоит каждый.

Строение тела. Общие понятия психологии. Человек в отношении к окружающей его природе. Употребление произведений природы для удовлетворения человеческих нужд. Технология. Человек в отношении к человеку. Неизбежность общежития. Естественное право. Постепенное образование политического общества.

3. Каким я должен быть? Социальные нормы, правила или стандарты поведения имеют своим истоком неизбывность законов природы. Человеку надлежит, например, сохранять здоровье, заботиться о близких, добывать средства к жизни и т. п. в силу закономерности мира, которому он принадлежит.

Человек как существо нравственное и его обязанности. Мораль как частная нравственность. Извлечение норм и правил нравственности из фактов священной истории Ветхого и Нового завета.

4. К чему я предназначен? Нормы — основа духовной культуры. Где нет норм, там нет и культуры.

Человек как существо духовное и бессмертное. Человек, постигающий Бога. Религия естественная. Религия Откровения.

Так выстраивается мост между законосообразным содержанием образования и порядком, культурой, добродетелью и совершенством. Самое главное как в воспитании, так и в обучении — система культурных норм — законов, правил, регулятивов, принципов, предписаний и установлений. Они должны охватывать все модальности: области сущего, должного, возможного и желательного.

Александр II Освободитель навсегда остался верным учеником Василия Андреевича.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте