search
main
0

Спросите меня! Я знаю! Надо учить мальчиков и девочек умению социально себя реализовать

Эта дискуссионная площадка была посвящена одаренным детям и проблемам их обучения и воспитания. Впервые как целевое, адресное направление тема прозвучала в инициативе «Наша новая школа», где было конкретно сказано о том, что надо выявлять и обучать одаренных детей. Спустя некоторое время эта мысль была сформулирована в специальном поручении Президента Российской Федерации «Формирование национальной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи». Ответом на поручение стали разработки организаций, которые занимаются проблемами детства. А вот уникальной, универсальной разработки пока еще нет, подчеркнул в своем выступлении, посвященном теории и практике работы с одаренными детьми, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии в области образования Виталий Рубцов.

– Однако есть весьма интересный опыт регионов, – сказал Виталий Владимирович, – поэтому задача нашей дискуссионной площадки сегодня этот опыт, образно выражаясь, приподнять, привлечь к нему внимание, сделать шаги к обобщению и в результате предъявить профессиональному педагогическому сообществу.Наука определяет одаренность как такое качество психики, благодаря которому человек достигает необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми результатов в каком-либо одном или даже нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями. Один может обладать общей, то есть умственной, одаренностью, которая позволяет ему легко овладевать разнообразными знаниями и умениями, – это прежде всего свойства ума. Другие дети становится «звездочками» – кто в художественном творчестве, кто в спорте, кто в общественных делах (и это специальная одаренность). Третьи умеют совершенно по-особому, нестандартно, нешаблонно мыслить (и это называется творческой одаренностью). Специалисты различают не только актуальную, но и потенциальную одаренность, когда ребенок имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может пока реализовать их в силу каких-то причин. Форм проявления одаренности тоже две. Явная проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо даже при неблагоприятных условиях, и учителя, как правило, легко ее распознают. А вот со скрытой одаренностью дело обстоит сложнее – у нее менее выраженная, замаскированная форма, и тут появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности вообще. Практика работы с одаренными детьми имеет три основных направления: выявление, обучение и воспитание таких детей и подготовка педагогических кадров. Чтобы успешно выявлять одаренность, необходимо прежде всего создать благоприятные условия для этого. – У нас такими условиями считаются олимпиады, олимпиадное движение, – заметил Виталий Рубцов. – Однако, на мой взгляд, этого мало! Сегодня мы нуждаемся в новых продуманных методиках, поскольку олимпиады выявляют, как оказалось, не более половины одаренных детей. Происходит это оттого, что не каждый талантливый ребенок достаточно хорошо приспособлен к особым, жестким, почти спортивным условиям олимпиады. Кроме того, олимпиады не выявляют других одаренных детей, скажем, лидерского типа, которые сегодня особенно нужны нашему обществу. К сожалению, в практике массовой школы все еще остается ориентация на середнячка – ученика, имеющего средние способности. Особые дети выпадают из поля зрения, внимания и заботы учителя. К тому же и работать с такими детьми должны особенные педагоги, тоже одаренные. Но сегодня ни один вуз не ведет подготовку подобных специалистов. Поэтому можно сказать, что проблема подготовки кадров – это проблема острая. Специальные школы нужны! Так заявил в своем выступлении директор московского центра образования – государственной школы №57 Сергей Менделевич, когда начала работу секция, которой он руководил. Секция занималась выяснением, в какой школе – массовой или специализированной – следует создавать наиболее благоприятные условия для работы с одаренными детьми, иначе говоря, куда стоит вкладывать деньги для получения наилучших результатов. – Специальные школы нужны, – повторил Сергей Львович, – и вот почему. Любой нестандартный, способный ребенок до 3-4-го класса ведет себя на уроках так. Он изо всех сил тянет руку: «Ну спросите же меня! Я знаю!» А после 4-го класса он предпочитает быть как все. Не хочет высовываться, боится насмешек своих друзей. Есть ребята, которые, придя домой, «оттягиваются» – перерешают все задачи, но в школе снова ведут себя, как прежде. С моей точки зрения, ребенка развивает (или не развивает) среда. Среда важнее учителя! Учитель развивает лишь в той мере, в какой он участвует в формировании среды, которая влияет (так или иначе) на одаренного ребенка. Хочу подчеркнуть, однако, что я категорически против названия «Школа для одаренных детей». Себя мы считаем школой для детей, ориентированных на интеллектуальную деятельность. У нас дети не боятся быть особенными, они же все такие! Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия может перерасти в отдельность, отчужденность и породить душевные проблемы. В нашей школе вот уже 40 лет существуют математические классы. Мы ведем достаточно строгий отбор тех, кто хочет у нас учиться. И, как директор с 25-летним (именно в этой школе) стажем, я хочу сказать, что специальные школы нужны как школы, имеющие право на отбор способных детей. Несколько иную точку зрения высказал еще один руководитель секции – директор гимназии №1505 Леонид Наумов. Он считает, что следует создавать возможности для работы с одаренными детьми в массовой школе. – Здесь я вижу две задачи, – сказал Леонид Анатольевич. – Способные, одаренные дети еще в советское время очень часто вырастали инфантильными, социально неприспособленными людьми. Они ждали, что им создадут условия, в которых их способности будут активно развиваться. Пока советская система функционировала, одаренные люди достигали определенных результатов. Сегодня иное время. И мы должны учить одаренных мальчиков и девочек не просто быть умными, а уметь социально себя реализовать или найти людей, которые помогут одаренному человеку это сделать. Решать такую задачу в рамках спецшколы сложно. Конечно, и в массовой школе тоже нелегко, но если ее все-таки решать, то, на мой взгляд, в специально созданных программах, которые должны быть сориентированы на массовую школу. Образование одаренного ребенка стоит дорого. По крайней мере, как мне кажется, раза в два дороже, чем обычного ученика, а может, и больше! Но там, где финансы, там политика. И если Федерация может найти средства на обучение одаренных детей, то это совершенно другой разговор. Если государство хочет, чтобы статус образования детей был на самом деле велик, то нужно вкладывать средства в программу поддержки одаренных детей, которых мы называем высокомотивированными. Однако должен сказать, что и специальные школы тоже нужны. Есть одаренные дети, которые не могут учиться в массовой школе. Сегодня нам надо понять, кто должен являться субъектом поддержки. Ребенок – безусловно. А потом – учитель или учебное заведение? Мое мнение: если мы говорим про спецшколу, то поддерживать стоит образовательное учреждение, а если про школу массовую – то, безусловно, учителя. Но, увы, государство пока нам не сказало, что готово предоставить рабочие места тем, кто подготовлен по программе «Одаренные дети». Сколько надо таких выпускников вузов в год? Пятьсот? Пять тысяч? Из выступления научного руководителя Мордовского республиканского лицея – центра для одаренных детей Дмитрия Подлесного: – В Саранск я приехал из города Сарова, где заведовал кафедрой в Российском ядерном центре и имел там все. Приехал по личному приглашению главы республики Николая Ивановича Меркушкина, который патронирует работу с одаренными детьми. У нас результат ученика напрямую отражается на зарплате учителя. Победа на региональной олимпиаде дает ему ежемесячную надбавку к зарплате в размере семи тысяч рублей в течение трех лет. Если ученик стал призером России, то 10 тысяч, если победителем – 20 тысяч рублей! Я получаю ежемесячную надбавку к своей зарплате в 30 тысяч, и мне подарили трехкомнатную квартиру, поскольку в прошлом году мой ученик, мальчик из глухого села Дима Горностаев, получил серебряную медаль по физике на Всемирной олимпиаде. В Мордовии разрабатывается новая система непрерывного образования: школа – университет – технопарк. Наукоемким предприятиям уже сегодня нужны кадры. Вот почему глава республики и выделяет серьезные средства на одаренных детей. Из выступления директора лицея Иркутского государственного университета Елены Кузьминой: – Думаю, что учреждениям, которые занимаются с одаренными детьми, нужны дополнительные часы на уровне государственных стандартов, а не по принципу «Если отношения с руководством хорошие, значит, есть часы, а если плохие, то идите объясняться в прокуратуру, почему у вас не 36 часов максимальной нагрузки, а все 40».Мы должны попросить государство гарантировать работу с одаренными детьми. Меня, как директора, волнует не один одаренный ребенок, а сто двадцать один. Из резолюции дискуссионной площадки «Школы для одаренных, или Одаренность в каждой школе»1. Создать общественный координационный совет по проблемам развития одаренности при Правительстве РФ.    Разработать государственную программу по работе с одаренными детьми, направленную на выявление, психолого-педагогическое сопровождение и социальную поддержку одаренных детей. 2. Организовать федеральные и региональные ресурсные центры одаренности, обеспечивающие поддержку и социализацию одаренных детей и подростков. 3. В помощь семьям одаренных детей организовать:     просветительскую работу с родителями одаренных детей средствами СМИ;     систему распространения удачного опыта родителей в развитии способностей их детей. 4. Создать условия для масштабной работы общественной организации, объединяющей лучшие педагогические кадры школ, имеющие реальный опыт работы с одаренными детьми. В качестве такой серьезной организации может служить Ассоциация школ, работающих с одаренными детьми, уже создаваемая при содействии МГППУ совместно с ПИ РАО и ИП РАН (руководитель С.Л.Менделевич). 5. Обратить внимание администраторов, учителей, психологов и родителей на духовно-нравственное развитие и воспитание одаренных детей и разработать программу духовно-нравственного воспитания одаренного ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте