search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Спросите меня! Я знаю! Надо учить мальчиков и девочек умению социально себя реализовать

Эта дискуссионная площадка была посвящена одаренным детям и проблемам их обучения и воспитания. Впервые как целевое, адресное направление тема прозвучала в инициативе «Наша новая школа», где было конкретно сказано о том, что надо выявлять и обучать одаренных детей. Спустя некоторое время эта мысль была сформулирована в специальном поручении Президента Российской Федерации «Формирование национальной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи». Ответом на поручение стали разработки организаций, которые занимаются проблемами детства. А вот уникальной, универсальной разработки пока еще нет, подчеркнул в своем выступлении, посвященном теории и практике работы с одаренными детьми, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии в области образования Виталий Рубцов.

– Однако есть весьма интересный опыт регионов, – сказал Виталий Владимирович, – поэтому задача нашей дискуссионной площадки сегодня этот опыт, образно выражаясь, приподнять, привлечь к нему внимание, сделать шаги к обобщению и в результате предъявить профессиональному педагогическому сообществу.Наука определяет одаренность как такое качество психики, благодаря которому человек достигает необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми результатов в каком-либо одном или даже нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями. Один может обладать общей, то есть умственной, одаренностью, которая позволяет ему легко овладевать разнообразными знаниями и умениями, – это прежде всего свойства ума. Другие дети становится «звездочками» – кто в художественном творчестве, кто в спорте, кто в общественных делах (и это специальная одаренность). Третьи умеют совершенно по-особому, нестандартно, нешаблонно мыслить (и это называется творческой одаренностью). Специалисты различают не только актуальную, но и потенциальную одаренность, когда ребенок имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может пока реализовать их в силу каких-то причин. Форм проявления одаренности тоже две. Явная проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо даже при неблагоприятных условиях, и учителя, как правило, легко ее распознают. А вот со скрытой одаренностью дело обстоит сложнее – у нее менее выраженная, замаскированная форма, и тут появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности вообще. Практика работы с одаренными детьми имеет три основных направления: выявление, обучение и воспитание таких детей и подготовка педагогических кадров. Чтобы успешно выявлять одаренность, необходимо прежде всего создать благоприятные условия для этого. – У нас такими условиями считаются олимпиады, олимпиадное движение, – заметил Виталий Рубцов. – Однако, на мой взгляд, этого мало! Сегодня мы нуждаемся в новых продуманных методиках, поскольку олимпиады выявляют, как оказалось, не более половины одаренных детей. Происходит это оттого, что не каждый талантливый ребенок достаточно хорошо приспособлен к особым, жестким, почти спортивным условиям олимпиады. Кроме того, олимпиады не выявляют других одаренных детей, скажем, лидерского типа, которые сегодня особенно нужны нашему обществу. К сожалению, в практике массовой школы все еще остается ориентация на середнячка – ученика, имеющего средние способности. Особые дети выпадают из поля зрения, внимания и заботы учителя. К тому же и работать с такими детьми должны особенные педагоги, тоже одаренные. Но сегодня ни один вуз не ведет подготовку подобных специалистов. Поэтому можно сказать, что проблема подготовки кадров – это проблема острая. Специальные школы нужны! Так заявил в своем выступлении директор московского центра образования – государственной школы №57 Сергей Менделевич, когда начала работу секция, которой он руководил. Секция занималась выяснением, в какой школе – массовой или специализированной – следует создавать наиболее благоприятные условия для работы с одаренными детьми, иначе говоря, куда стоит вкладывать деньги для получения наилучших результатов. – Специальные школы нужны, – повторил Сергей Львович, – и вот почему. Любой нестандартный, способный ребенок до 3-4-го класса ведет себя на уроках так. Он изо всех сил тянет руку: «Ну спросите же меня! Я знаю!» А после 4-го класса он предпочитает быть как все. Не хочет высовываться, боится насмешек своих друзей. Есть ребята, которые, придя домой, «оттягиваются» – перерешают все задачи, но в школе снова ведут себя, как прежде. С моей точки зрения, ребенка развивает (или не развивает) среда. Среда важнее учителя! Учитель развивает лишь в той мере, в какой он участвует в формировании среды, которая влияет (так или иначе) на одаренного ребенка. Хочу подчеркнуть, однако, что я категорически против названия «Школа для одаренных детей». Себя мы считаем школой для детей, ориентированных на интеллектуальную деятельность. У нас дети не боятся быть особенными, они же все такие! Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия может перерасти в отдельность, отчужденность и породить душевные проблемы. В нашей школе вот уже 40 лет существуют математические классы. Мы ведем достаточно строгий отбор тех, кто хочет у нас учиться. И, как директор с 25-летним (именно в этой школе) стажем, я хочу сказать, что специальные школы нужны как школы, имеющие право на отбор способных детей. Несколько иную точку зрения высказал еще один руководитель секции – директор гимназии №1505 Леонид Наумов. Он считает, что следует создавать возможности для работы с одаренными детьми в массовой школе. – Здесь я вижу две задачи, – сказал Леонид Анатольевич. – Способные, одаренные дети еще в советское время очень часто вырастали инфантильными, социально неприспособленными людьми. Они ждали, что им создадут условия, в которых их способности будут активно развиваться. Пока советская система функционировала, одаренные люди достигали определенных результатов. Сегодня иное время. И мы должны учить одаренных мальчиков и девочек не просто быть умными, а уметь социально себя реализовать или найти людей, которые помогут одаренному человеку это сделать. Решать такую задачу в рамках спецшколы сложно. Конечно, и в массовой школе тоже нелегко, но если ее все-таки решать, то, на мой взгляд, в специально созданных программах, которые должны быть сориентированы на массовую школу. Образование одаренного ребенка стоит дорого. По крайней мере, как мне кажется, раза в два дороже, чем обычного ученика, а может, и больше! Но там, где финансы, там политика. И если Федерация может найти средства на обучение одаренных детей, то это совершенно другой разговор. Если государство хочет, чтобы статус образования детей был на самом деле велик, то нужно вкладывать средства в программу поддержки одаренных детей, которых мы называем высокомотивированными. Однако должен сказать, что и специальные школы тоже нужны. Есть одаренные дети, которые не могут учиться в массовой школе. Сегодня нам надо понять, кто должен являться субъектом поддержки. Ребенок – безусловно. А потом – учитель или учебное заведение? Мое мнение: если мы говорим про спецшколу, то поддерживать стоит образовательное учреждение, а если про школу массовую – то, безусловно, учителя. Но, увы, государство пока нам не сказало, что готово предоставить рабочие места тем, кто подготовлен по программе «Одаренные дети». Сколько надо таких выпускников вузов в год? Пятьсот? Пять тысяч? Из выступления научного руководителя Мордовского республиканского лицея – центра для одаренных детей Дмитрия Подлесного: – В Саранск я приехал из города Сарова, где заведовал кафедрой в Российском ядерном центре и имел там все. Приехал по личному приглашению главы республики Николая Ивановича Меркушкина, который патронирует работу с одаренными детьми. У нас результат ученика напрямую отражается на зарплате учителя. Победа на региональной олимпиаде дает ему ежемесячную надбавку к зарплате в размере семи тысяч рублей в течение трех лет. Если ученик стал призером России, то 10 тысяч, если победителем – 20 тысяч рублей! Я получаю ежемесячную надбавку к своей зарплате в 30 тысяч, и мне подарили трехкомнатную квартиру, поскольку в прошлом году мой ученик, мальчик из глухого села Дима Горностаев, получил серебряную медаль по физике на Всемирной олимпиаде. В Мордовии разрабатывается новая система непрерывного образования: школа – университет – технопарк. Наукоемким предприятиям уже сегодня нужны кадры. Вот почему глава республики и выделяет серьезные средства на одаренных детей. Из выступления директора лицея Иркутского государственного университета Елены Кузьминой: – Думаю, что учреждениям, которые занимаются с одаренными детьми, нужны дополнительные часы на уровне государственных стандартов, а не по принципу «Если отношения с руководством хорошие, значит, есть часы, а если плохие, то идите объясняться в прокуратуру, почему у вас не 36 часов максимальной нагрузки, а все 40».Мы должны попросить государство гарантировать работу с одаренными детьми. Меня, как директора, волнует не один одаренный ребенок, а сто двадцать один. Из резолюции дискуссионной площадки «Школы для одаренных, или Одаренность в каждой школе»1. Создать общественный координационный совет по проблемам развития одаренности при Правительстве РФ.    Разработать государственную программу по работе с одаренными детьми, направленную на выявление, психолого-педагогическое сопровождение и социальную поддержку одаренных детей. 2. Организовать федеральные и региональные ресурсные центры одаренности, обеспечивающие поддержку и социализацию одаренных детей и подростков. 3. В помощь семьям одаренных детей организовать:     просветительскую работу с родителями одаренных детей средствами СМИ;     систему распространения удачного опыта родителей в развитии способностей их детей. 4. Создать условия для масштабной работы общественной организации, объединяющей лучшие педагогические кадры школ, имеющие реальный опыт работы с одаренными детьми. В качестве такой серьезной организации может служить Ассоциация школ, работающих с одаренными детьми, уже создаваемая при содействии МГППУ совместно с ПИ РАО и ИП РАН (руководитель С.Л.Менделевич). 5. Обратить внимание администраторов, учителей, психологов и родителей на духовно-нравственное развитие и воспитание одаренных детей и разработать программу духовно-нравственного воспитания одаренного ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте