У каждого региона дошкольное образование имеет свое лицо, потому что и проблемы, и финансовые возможности, и кадровый потенциал, и традиции в регионах разные. Общее одно – стремление сделать дошкольное образование доступным и качественным.
Василий КАДАКИН, министр образования Республики Мордовия:
– Для обеспечения доступности дошкольного образования Министерство образования Мордовии совместно с Мордовским республиканским институтом образования разработали «Положение о группах кратковременного пребывания детей в образовательных учреждениях» и «Положение о дошкольной разновозрастной группе при сельском муниципальном общеобразовательном учреждении».
Сегодня в республике активно развиваются новые малозатратные формы дошкольного образования. В настоящее время во всех районах и городах работают 220 групп кратковременного пребывания общей численностью в 2806 детей в возрасте от трех до шести лет, которые позволили увеличить охват детей дошкольным образованием на 6,8%, а сельской местности – на 14,4%. Всего дошкольным образованием охвачены 61,3% детей в возрасте от года до шести лет, в том числе в городской местности – 68,7%, в сельской – 45,6% (в 2002 году – 27,3%). Выше среднереспубликанского этот показатель в Ардатовском, Старо-Шайговском, Атяшевском, Чамзинском районах и составляет от 62,7% до 76,8%. Результативно работают в этом направлении Атюрьевский, Инсарский, Торбеевский, Краснослободский муниципальные органы управления образованием.
За последние три года значительно вырос спрос родителей на услуги учреждений дошкольного образования. С учетом этого в 2004 году в республике открыты 5 детских садов в Ардатовском и Торбеевском районах и 45 дошкольных групп при школах с охватом 570 детей, в 2005 году – 20 групп кратковременного пребывания с охватом 201 ребенка. В 2006 году планируется открыть два детских сада в Ичалковском и Лямбирском районах. Развитие новых форм дошкольного образования позволяет сделать услуги ДОУ доступными для населения, а также уменьшить расходы на их содержание. Вариативность форм способствует увеличению количества детей, получающих дошкольное образование как на базе детских садов, так и на базе школ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Для обеспечения доступности дошкольного образования для всех слоев населения в районах и городах республики поддерживается социально приемлемый уровень родительской платы. На первое июня 2006 года плата родителей в среднем составила 315 рублей в месяц, или 15 рублей в день, а в сельской – 198 рублей и 9 рублей соответственно. Во всех районах и городах сохраняются льготы для населения по родительской плате, многодетным, малообеспеченным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов. Всего в республике пользуются льготами 2283 семьи, в том числе 2046 освобождены от платы на 50%, 237 – на все 100%.
Существенные изменения произошли в содержании образования. Все большее распространение приобретает вариативность программ, что значительно обогащает содержание дошкольного образования. В детских садах Лямбирского, Инсарского, Краснослободского, Чамзинского районов, в городах Ковылкино, Рузаевка, Саранск реализуются разнообразные комплексные и парциальные программы и новые технологии. В прошедшем учебном году 94,4% ДОУ перешли на новые программы. Для апробации программ и технологий в ДОУ Чамзинского района, Саранска и Рузаевки созданы экспериментальные площадки. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта дошкольного образования были изданы и внедрены в практику работы ДОУ программа «Валдоня», авторская программа и методические указания А.Исайкиной по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях, хрестоматия к программе «Валдоня», методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством мордовского народа, родным краем, народными промыслами, знаменитыми людьми, писателями Мордовии, программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам.
Одна из важнейших задач и существенная составная часть дошкольного образования – охрана и укрепление здоровья детей. Содержание педагогического процесса в детском саду органично включает оздоровление и физическое развитие. Традиции системы дошкольного образования даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей. В дошкольных учреждениях с оздоровительными группами есть физиотерапевтические кабинеты, оснащенные специальным лечебно-профилактическим оборудованием, проводится массаж, фито-витаминоароматерапия. При этом оздоровительные процедуры выступают неотъемлемой частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения.
Педагоги ДОУ создают условия для развития у детей элементарных навыков ведения здорового образа жизни, учат их с раннего детства заботиться о своем здоровье, способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
За последние три года за счет средств, предусмотренных республиканской подпрограммой «Здоровый ребенок», средств муниципальных бюджетов, спонсорских и других для дошкольных образовательных учреждений было приобретено спортивное, физиотерапевтическое и физкультурно-коррекционное оборудование на 1,8 миллиона рублей. Проведение в ДОУ комплекса мер по охране здоровья детей способствует снижению их заболеваемости. В 2005 году пропуски одним ребенком по болезни составили 7,8 дня (в 2002 году – 8,1 дня).
Все ДОУ Мордовии укомплектованы педагогическими кадрами, а кафедра дошкольного и начального образования МРИО проводит систематическое повышение квалификации педагогов в контексте обновления содержания образования. Для выявления талантливых, творчески работающих педагогов, поддержки и поощрения их мы ежегодно проводим ставший традиционным конкурс «Воспитатель года Республики Мордовия».
Галина ШВЕЦОВА, министр образования Республики Марий Эл:
– Когда меня спрашивают, как осуществлять развитие системы дошкольного образования, я всегда говорю, что есть только один путь – развитие инновационных процессов. Создание экспериментальных площадок – наш ответ на вопрос о развитии практики образования. Применительно к педагогическому процессу инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности педагога и ребенка. Создание, освоение и использование педагогических новшеств нынче выступает средством обновления образовательной политики. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным становится анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Совсем недавно сказанное не относили к дошкольному образованию, но сегодня, когда дошкольные образовательные учреждения после разграничения полномочий находятся в региональном и местном ведении, мы в ответе именно за все те новшества, которые нужно вводить в эту ступень системы образования, тем более что на самом деле инновации могут иметь различный статус – от федерального до учрежденческого – и вводиться в различных типах учреждений (школа, детский сад и так далее).
Сегодня в нашей республике открыто 11 экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений.
Чрезвычайно важно определиться с теми формами и методами работы с родителями, которые помогут сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса. Поэтому в кужерском детском саду комбинированного вида №2 «Теремок» отрабатывается модель общественно-семейного дошкольного воспитания, в йошкар-олинском детском саду №1 комбинированного вида «Пчелка» – организация оздоровительной работы в семейном социуме дошкольного учреждения, в детском саду №4 «Радуга» в Козьмодемьянске – новые формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения.
В нашей республике чрезвычайно важно, чтобы дети разных национальностей умели общаться, были толерантными, а это возможно только тогда, когда они будут испытывать уважение к народной культуре. В этом смысле очень важную тему для работы выбрал детский сад №4 «Теремок» в Козьмодемьянске: «Система воспитания детей на основе народной культуры в детском саду».
Мы поставили себе задачу воспитания здорового дошкольника. Именно поэтому в двух детских садах общеразвивающего типа – №16 «Аленка» и №26 «Подсолнушек» – идут эксперименты по темам «Здравосоздающая работа в ДОУ» и «Создание здравотворческой образовательно-просветительской среды в ДОУ и социуме».
Настоящему и будущему потребуются активные граждане, а воспитание таких граждан начинается в детском саду. Педагоги очень хорошо это понимают, поэтому центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» поселка Сернур выбрал для экспериментальной работы тему «Развитие самоценных форм активности детей в условиях ДОУ».
Немаловажно и то, какую личность мы воспитанием в дошкольном учреждении. Для того чтобы понять, как это делать наиболее успешно, нужна кропотливая поисковая работа. Ею занимаются в козьмодемьянских центре развития ребенка «Начальная школа-детский сад № 5 «Сказка» («Эффективное влияние микросоциума образовательного учреждения на развитие личности») и школе-детском саду «Золотая рыбка» («Создание организационно-педагогических условий для личностно развивающего общения в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад»).
Понятно, что успех ребенка во время учебы в школе зависит от того, насколько открыли его способности, научили учиться, концентрировать внимание еще на стадии посещения детского образовательного учреждения. Ребенку постоянно нужно помогать, а это могут сделать только опытные психологи и педагоги. Вопрос только в том, как это сделать грамотно. Четко и точно. Ответ на него ищут в центре развития ребенка – детском саду «Росинка» в процессе работы над темой «Модель оптимального функционирования и развития психолого-педагогической и медикосоциальной службы сопровождения в условиях дошкольного учреждения».
Возможно, кому-то покажутся немного сложными темы исследований, но именно такие разработки сегодня нужны современному дошкольному образованию, и педагоги-дошкольники справляются с этой научно-исследовательской работой, находя ответы на самые сложные вопросы педагогической практики.
Мониторинг инновационной деятельности показывает, что количество образовательных учреждений, занимающихся экспериментальными исследованиями, значительно превышало количество тем. Но начиная с 2002 года наблюдается обратная тенденция – постепенное увеличение тем экспериментальных исследований при достаточно стабильном числе экспериментальных учреждений. Это можно объяснить стремлением самих педагогов индивидуально или в составе небольшой группы заниматься исследовательской деятельностью, эффективность которой во многом будет зависеть от применяемых механизмов управления.
Анзаур ЖАДЕ, министр образования и науки Республики Адыгея:
– Мы в республике стараемся сохранить сеть образовательных учреждений, которая удовлетворяет потребности населения. Особое внимание – дошкольному образованию, тут мы не только сохраняем сеть, но и стараемся расширить ее. В прошлом году были проведены исследования демографической ситуации и потребности населения в услугах дошкольных учреждений, сформирован банк данных о тех детях, которые детские сады не посещают, проанализированы причины этой «неорганизованности», и часть детей, не посещавших ДОУ, были включены в недоукомплектованные группы. 300 детям мы предложили воспользоваться системой дополнительных образовательных услуг: это студийно-кружковая работа по изобразительному искусству, английскому и адыгейскому языкам, театральному искусству, оздоровлению и так далее. В результате охват детей дошкольного возраста увеличился на 3,1% и составляет нынче 54,3%. В 2004 году был объявлен республиканский конкурс на лучшую образовательную программу для групп кратковременного пребывания, на конкурс были представлены 11 программ, 5 из них признаны лучшими, то есть у коллективов ДОУ есть возможность работать творчески, эффективно удовлетворяя потребности семей. В 2005 году мы продолжили работу по реализации «Положения о группах кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях всех видов, функционирующих на территории Республики Адыгея», утвержденного постановлением кабинета министров РА в 2002 году. Кроме того, в республике начата работа по развитию нового и перспективного направления – интеграции дошкольного, начального и среднего общего образования. В некоторых сельских населенных пунктах, не имеющих своих детских садов, открыто 17 полноценных дошкольных групп на базе начальных и средних учебных заведений, которые приняли 278 детей. Сегодня идет работа по открытию таких групп в других районах.
Комментарии