search
main
0

Справедливость как способ мести

А мститель кто?

Четверым студентам юрфака неслыханно повезло: им предложили участвовать в интересном профессиональном эксперименте, пообещав за это деньги и стажировку в Лондоне. Ребята охотно согласились, не смутившись даже тем, что перед квестом им пришлось ответить на довольно провокационные вопросы психолога. Пятый участник – профессор, будущий ректор их весьма престижного института – пошел на это без энтузиазма, но, похоже, выбора у него не было. Фильм «Презумпция виновности», снятый Олегом Асадулиным по сценарию Софьи Карпуниной и Александра Родионова, во многом о выборе.

Данил СТЕКЛОВ на фестивале «Окно в Европу»-2020 рассказал о «Презумпции виновности»
Фото с сайта vk.com

И вот они все в просторном помещении, где обстановка воспроизводит очень навороченный зал судебных заседаний: клетка с толстыми прутьями, видеокамеры под потолком, большой экран на стене, столики с планшетами. Иван (Данил Стек­лов), Андрей (Донатас Грудович), Эльза (Анастасия Клюева) и Маруся (Хильда Кармен) держатся уверенно, даже чуть развязно. Впереди, по их представлениям, увлекательная игра, так что никаких волнений. Будущий глава вуза Антон Кириллович Северин (Григорий Зельцер) хотя немного волнуется (ничего удивительного, завтра у него по плану инаугурация на эту должность, а тут хочешь не хочешь – надо напрягаться), но в целом бодр и весел. Его отчасти забавляет мысль, что программа «Фемида», которую он со студентами будет тестировать по настоятельной рекомендации влиятельного эксперта, якобы может на основе анализа загруженных в нее данных выносить приговор. То есть в недалеком будущем многие юристы останутся без работы? Антон Кириллович при этой мысли усмехается.

Бесстрастный голос откуда-то сверху сообщает, что в ходе эксперимента каждый примерит на себя роль судьи, обвинителя, подсудимого, адвоката и палача. На лицах участников что-то вроде разочарования: так это совсем просто, даже легче «Мафии», ну ладно, давайте, в конце концов на кону деньги и весомый приз.

Однако первый же тур повергает в растерянность всех, особенно Андрея, который по воле обладателя стального голоса становится подсудимым. Сидя в настоящей клетке со стальными прутьями, он слышит, что обвиняется в сбыте наркотиков. А потом голос спрашивает: «Вы не подсыпали в тот вечер психотропных веществ в чей-либо напиток?» И тут недобрым огнем вспыхивают глаза Эльзы, «свидетеля», до этой минуты отрицавшей близкое знакомство с «подсудимым».

А на большом экране и планшетах запускается видеоролик, показывающий, как эти двое мило общаются на танцполе ночного клуба.

Все ждали забавы, смоделированных ситуаций, в которых они будут не собой, а кем-то. На деле «Фемида» преподнесла шокирующий сюрприз: подняла реальный инцидент, произошедший прошлогодним осенним вечером, в котором каждый из ребят, на первый взгляд милых и симпатичных, выглядит, мягко говоря, не лучшим образом. И сразу не сказать, кто здесь циничнее и трусливее, кто жертва, кто агрессор, как говорится, все хороши.

Естественно, как только становится ясно, в чем суть беспощадного опыта, начинают раздаваться восклицания: «Давайте это прекратим!», «Зачем это нужно, ведь все окажутся за решеткой!». Однако голос сурово сообщает, что есть условия договора, с которыми все ознакомились и согласились, поставив свои подписи. Согласно документу эксперимент должен быть завершен. Попытка компании взбунтоваться и покинуть зал досрочно оказывается безуспешной – дверь невозможно открыть, поскольку через ручку проходят электрические разряды неслабой мощности.

Антон Кириллович предлагает на первый взгляд беспроигрышную стратегию поведения: не слушать команды программы, просто замолчать, тогда «Фемида», возможно, отключится и выход разблокируется. Через пару минут он поймет, что это его роковая ошибка.

«Презумпция виновности» – история не столько о наступлении искусственного интеллекта, сколько о тьме внутри каждого из нас. О том, как зло может захватить любого вполне хорошего, доброго человека, поселиться в нем и, подобно раковой опухоли, пустить метастазы. О том, что мы зачастую не видим своих недостатков и, что страшнее, пороков. И если и проходим путь от насилия к покаянию, то он, путь этот, к сожалению, может быть весьма долгим.

Но кто вправе судить нас? Люди, которые сами не без греха? Программа, не дающая сбоя? Так ведь составляет ее человек. А если он, гениальный автор, использует ее как орудие мести, что тогда?

Над этими вопросами зритель задумывается, и в этом неоспоримое достоинство драмы. Причем, учитывая, что фильм из категории «молодежный», он способен подтолкнуть к размышлениям о жизни целевую аудиторию.

Отечественных картин такого жанра, когда сюжет балансирует на грани фэнтези и реализма, у нас немного, принимая во внимание этот факт, можно констатировать: и режиссер, и сценаристы справились с задачей вполне успешно, на твердую четверку.

Нельзя сказать, что абсолютно нет претензий к структуре, в частности, раздражает отсутствие некоторой упорядоченности, когда, можно сказать, смешиваются в кучу роли и люди, и не всякий пробует себя в качестве, например, палача. Однако эту шероховатость каждый может для себя оправдать. Гораздо более критично, на мой взгляд, отсутствие героя – не за кем идти, никого по большому счету не жаль.

Молодые актеры, из которых наиболее титулован и знаменит Данил Стеклов, держат каждый свою планку. Полностью их потенциал не раскрыт, да это и невозможно, поскольку их персонажи здесь по большей части функции. О наличии характеров и глубине можно говорить лишь в отношении двух героев, один из них воплощен Марией Смольниковой.

Разумеется, обо всех секретах и скелетах в шкафах мы узнаем в развязке. Как и о том, что без милосердия нет справедливости, а месть (даже ради торжества закона) убийственна для мстителя и жертвы. Но надежда на лучшее звучит в покаянных речах, и это наводит на мысль о второй части. Будет она или нет – увидим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте