- Входит ли время перерыва на обед в образовательном учреждении в рабочее время работника, какова продолжительность перерыва? Может ли перерыв для отдыха и питания не предоставляться?
– В соответствии со ст. 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по согласованию между работником и работодателем. Работник использует перерыв по своему усмотрению. На это время ему предоставляется право отлучаться с места выполнения работы. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи и отдыха не устанавливается. В этих случаях работодатель обязан обеспечить работнику возможность приема пищи одновременно с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном помещении (п. 1.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).- Обязан ли работодатель направлять представления на работника в аттестационную комиссию для прохождения им аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности непосредственно после окончания срока действия второй квалификационной категории, ранее установленной работнику?- Нет, не обязан. В соответствии с п. 17 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 г. №209) аттестация для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении работников, не имеющих квалификационных категорий. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в течение пяти лет после окончания срока действия квалификационной категории определяется работодателем.- Может ли педагогический работник отказаться от прохождения аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности?- Нет, не может. Данная аттестация для педагогических работников обязательна, если они не имеют квалификационной категории. Не подлежат аттестации в соответствии с п. 18 Порядка аттестации педагогических работников:- педагогические работники, проработавшие в данной должности менее двух лет;- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после выхода из отпусков.Отказ педагогического работника от аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию).- Работник имел высшую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, когда работник находился в отпуске по уходу за ребенком, в загранкомандировке, менял место жительства, в период длительной болезни. Вправе ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории?- Если работник обращается в аттестационную комиссию после окончания срока действия первой или высшей квалификационной категории, то он не вправе претендовать на высшую квалификационную категорию. Действующий Порядок аттестации педагогических работников не устанавливает каких-либо исключений из данного положения.- Должны ли новые системы оплаты труда предусматривать повышение уровня оплаты труда педагогических работников при установлении им первой или высшей квалификационной категории?- В соответствии с п. 3 действующего Порядка аттестации педагогических работников одна из основных задач аттестации – обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. Учитывая эту задачу аттестации, в локальных актах образовательных учреждений, регламентирующих оплату труда педагогических работников, должен в обязательном порядке предусматриваться для указанных работников более высокий размер ставок заработной платы либо установление повышающих коэффициентов к ним.Ирина КОПАЕВА, общественный правовой инспектор труда Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования
Комментарии