search
main
0

Способность подчинять себе свою волю и волю других

Тема “Человек разумный, человек политический”
9-й класс

“Человек разумный” – такова краткая формула человечества как современного биологического вида. Разум – это то качество человека, которое предопределяет в нем человеческую сущность и его природное отличие от других живых существ.
Но что такое разум? Что значит действовать разумно? Каковы свойства разума? Во-первых, отметим, что разумное поведение противоположно инстинктивному: инстинкт не дает живому существу выбора действий, он жестко предписывает действовать по раз и навсегда заложенной программе; разум предполагает свободу поведения, то есть возможность выбора, автономность (самостоятельность) действия, ответственность.
Во-вторых, разумное поведение предполагает способность рассчитывать последствия своих действий, их плюсы и минусы, их выгодность или невыгодность. Иными словами, речь идет о том, что человек может находить правильные решения в любой ситуации.
В-третьих, разумное поведение всегда целеустремленно, человек стремится к заранее им определенной цели.
Все эти качества человека разумного находились бы в полной гармонии, если бы человек не был еще и человеком общественным.

Конфликт
Даже в малой группе сама способность людей действовать разумно неизбежно рождает конфликт, то есть столкновение интересов. Вы это можете наблюдать в вашей семье при выборе, например, телевизионной программы, если на одном канале транслируют футбол, который любит отец, а на другом – сериал, обожаемый матерью.
На этом примитивном примере можно вычленить два источника конфликта. Первый – это свобода человека и множественность решений любой проблемы. Необходим выбор, а он предполагает, что один навязывает свою волю другому, ограничивает его свободу. Второй – если каких-либо материальных благ недостаточно для всех, то их распределение принимает конфликтный характер: будь в семье два телевизора, конфликт не возник бы (но лишь при условии, что у вас в этот момент не возникло желание посмотреть концерт Майкла Джексона).
Конфликт – это качество, внутренне присущее человеческой природе, и человек (человечество) вырабатывает в себе умение жить “с конфликтом”, умение добиваться согласия и поддерживать солидарность, которые также внутренне присущи человеческому общежитию. Это умение, это искусство жизни “с конфликтом” и есть политика в самом широком смысле слова. И поэтому человек неизбежно должен быть человеком политическим.
Однако мы будем говорить о политике в более узком смысле слова, не применяя это понятие к бытовым ситуациям и разрешению частных конфликтов, а имея в виду иной круг общественных отношений, сложившихся с возникновением публичного, то есть общего, интереса у населения той или иной страны. Если частные интересы людей направлены на удовлетворение личных потребностей каждого в отдельности, на достижение личного (семейного) благополучия или, как писали раньше, счастья, то публичный интерес – это интегральный нераздельный интерес определенного сообщества людей. Он заключается в защите данного сообщества от посягательств извне и в установлении твердых правил удовлетворения индивидами своих частных интересов. Для осуществления этого интереса требуются авторитет, власть и управление, а также их орган – государство.

Политика
Политика – это деятельность людей, направленная на эффективное функционирование государственной власти с целью удовлетворения публичных интересов общества. Политикой является участие гражданина в избрании парламента или президента страны, политикой является формирование правительства, политикой является официальное заявление президента.
Греческое слово “политика” переводится на русский язык как “искусство управления государством” (точнее сказать: городом, имея в виду при этом, что город у древних греков и был государством). У древних стоял знак равенства между понятиями “политика” и “управление”. В настоящее время в государственном управлении различаются две стороны, два вида деятельности – политика и администрация (или управление в узком смысле слова).
Инспектор ГАИ, сборщик налогов, командир воинской части, следователь, заведующий отделом народного образования и другие чиновники государственного аппарата осуществляют не политическую, а административную деятельность: они действуют в строгих рамках своей компетенции, установленной законами, инструкциями, приказами; они – исполнители и организаторы.
Политика – это деятельность, направленная на определение целей и задач государственной власти, это выбор линии поведения государства вне и внутри страны. Публичная власть – влияние на нее, овладение ею, использование ее – является сильнейшим стимулом политической деятельности. Когда избиратель идет голосовать за кандидата в президенты страны, он действует как политик, так как стремится повлиять на власть и, голосуя за своего избранника, делает выбор программы деятельности государства на ближайший президентский срок.
Покажем на примере различие между политической и административной деятельностью, между политиком и администратором. Когда парламент принимает бюджет государства, он совершает политический акт, действует как коллективный политик. Потому что, устанавливая статьи доходов и расходов, он тем самым определяет направления деятельности государства и его отношение к тем или иным проблемам. Если в бюджете заложены высокие тарифы на импорт и низкие – от пошлин на экспортную продукцию, значит, государство будет поощрять экспорт отечественной продукции и ограничивать импорт зарубежной. Если в бюджете расходы на военно-промышленный комплекс составляют львиную долю доходов, значит, государство встало на путь милитаризации и т.д.
После того как бюджет принят, наступает очередь администраторов: налоговая инспекция обеспечивает поступление доходов, аппарат министерства финансов распределяет финансовые потоки по статьям расходов.
Впрочем, многие политологи вообще считают, что политическая нейтральность государственного аппарата является красивой сказкой и на деле ее нет. Действительно, она относительна и имеет свои границы. Однако нейтральность и аполитичность государственного аппарата не идеологический миф, а практическая потребность. Ибо без этого администрация не сможет эффективно работать. Попробуйте бороться с коррупцией, если следователи будут руководствоваться партийно-политическими пристрастиями.

Краткие выводы:
1. Политика – это деятельность, направленная на эффективное функционирование государственной власти с целью удовлетворения публичных интересов общества.
2. Публичным является общий для населения страны интерес.
3. Политика – это деятельность, направленная на определение целей и задач государственной власти, это выбор линии поведения государства вне и внутри страны; определение, данное в п. 1, указывает на цель политической деятельности; определение, данное в начале этого пункта, – на содержание этой деятельности.
4. Следует различать политическую и административную деятельность государственного аппарата. Последняя носит организационно-исполнительский характер.

Задание для размышлений:
1. В чем отличие политической деятельности от административной?
2. Чем отличается частный интерес от публичного?
3. Какова связь между политикой и публичным интересом?
4. В Правительстве России возник спор относительно восстановления производства российских телевизоров. Представители военно-промышленного комплекса (ВПК) предложили повысить на 10-15% пошлины на импортные телевизоры и предоставить финансы и льготы российским производителям с целью развития промышленности высоких технологий. В частности, льготы должны предусматривать беспошлинный ввоз импортных кинескопов и микросхем. Противники этих протекционистских мер указали, что повышение пошлин, которые уже составляют 30% цены на импортные телевизоры, ударит по карманам потребителей. В то же время протекционистские меры вряд ли будут способствовать развитию отраслей высоких технологий в России. Рассмотрите проблему с точки зрения частных и публичных интересов. Возможно ли их сочетание?

Тема “Понятие “власть”

Как мы только что узнали, все политики и всякая политика вращаются вокруг власти. Остается выяснить, что такое власть, почему она необходима и чем так привлекательна.
Представление о власти как о силе, которой надо подчиняться, имеет, наверное, каждый человек с раннего возраста. В семье дети подчинены власти родителей, в школе – власти администрации и учителей (другой вопрос – насколько сильна эта власть). А на улице мы подчинены… власти светофоров. Грубо говоря, власть – это сила, которая может подчинять и управлять.
Интересно, что в романских и германских языках слово “власть” является омонимом слов “возможность” и “сила”: во французском языке “pouvoir” – “возможность” и “власть”; в итальянском “povere” – в тех же значениях; в немецком “die Macht” – “власть” и “сила”; в английском “power” – “сила” и “власть”; в испанском “poder” – “возможность” и “власть”. В славянских языках, польском (“wladza”) и русском, это слово происходит от слова “владение”. Власть – это владение, а ее носитель – владелец. Чего? Воли подчиненных. Не тела и не души, хотя и этим владелец не пренебрегает, а именно воли. Власть – это способность подчинить себе волю управляемых и направлять ее в соответствии со своей волей. Если власть легитимна, то ее воля совпадает с волей подвластных или не противоречит ей. В этих случаях власть выражает общую волю подчиненных и согласуется с их интересами.
Конечно, в обществе всегда есть некоторое количество недовольных, к ним власть при необходимости может применить принуждение: хочешь не хочешь, а выполняй, что предписано.
Власть не только воздействует на подчиненных физической силой, но и оказывает сильнейшее психическое воздействие. Оно достигается посредством символов власти: знамен, гербов, знаков вождя, торжественных церемоний и парадов, а также грандиозными сооружениями замков, дворцов, монументов и т.д. Можно представить себе, каким жалким и подавленным чувствовал себя древнеегипетский обыватель рядом с пирамидой Хеопса.
Среди этих внешних выражений власти мы можем отметить символы величия и верховенства власти, такие, как трон, скипетр, держава, национальные герб, флаг, гимн; символы мощи и непобедимости – монументы типа триумфальных арок, памятников монархам и полководцам; символы принадлежности к власть предержащим – военная форма, полицейское обмундирование, оружие.
Воздействие этих внешних знаков власти можно сравнить с ролью рук экстрасенса, манипулирующего над клиентом с целью подчинить себе его волю.
Почему так необходима власть? Каковы ее функции? Для того чтобы управлять, то есть упорядочить отношения между людьми в процессе их совместной деятельности. Любой человеческий коллектив, добивающийся реализации общей цели, обладает функцией власти, которую либо осуществляет сам, либо делегирует (передает) руководителю, либо делит с ним осуществление власти. Наиболее распространенным является делегирование власти, сознательное или стихийное (один из группы становится лидером).
При родоплеменном устройстве общества в древние времена, а также в эпохи архаических (примитивных) государств власть делегировалась вождю племени, старейшине рода или царю-военачальнику. Она носила индивидуальный характер, персонализировалась, то есть воплощалась в отдельной личности из-за ее особых качеств: силы, мудрости, охотничьего или военного искусства, ловкости, отваги, богатства и т.д. Власть основывалась не на принуждении, а на авторитете, то есть на уважении к выдающимся личным качествам ее носителя, и она исчезала вместе со смертью властителя. Это самая простая, но и самая естественная форма власти, потому что она устанавливается непосредственно между властителем и подвластным.
Но уже в те давние времена возникают первые элементы абстрагирования, то есть обезличивания, власти. Они выражены в передаче власти по наследству. Очередной монарх может и не обладать выдающимися личными качествами основателя династии. Но эти качества приписываются последующим не потому, что они ими обладают, а потому, что они принадлежат к данному роду, к данной династии. Таким образом, личные качества выдающегося вождя становятся династическими, а не индивидуальными.
Другим элементом обезличивания власти, отделения ее от личности правителя стало возникновение специальной вооруженной принудительной силы на рубеже мира доисторического и цивилизации. Ясно, что в деле принуждения к исполнению повелений правителя абсурдно полагаться на его личную физическую силу и индивидуальное вооружение. Здесь требуется организация. Но войско и полиция осуществляют власть не в силу личного авторитета и особых качеств их служащих, а в силу возложенных на эти организации функций.
Так постепенно складывалось государство как совокупность организаций, осуществляющих в обществе власть, которая вытекает из необходимости отправления определенных управленческих функций. Из личной власть становится государственной, то есть принадлежащей государству, и публичной, то есть действующей в сфере общих интересов населения.
В абсолютистских государствах уже существует развитый государственный аппарат, которому монарх делегирует властные полномочия. Налоги теперь собирают специальные сборщики, и правителю не надо рисковать жизнью при столкновении с налогоплательщиками, как это случилось с князем Игорем, которого казнили древляне за чрезмерный аппетит к их доходам. Правосудие теперь вершат специально уполномоченные монархом судьи, и их приговор считается справедливым не потому, что его вынес честный чиновник, а потому, что он соответствует закону.
Итак, функции власти все больше и больше отделяются от личных качеств правителя и все меньше зависят от них, хотя по-прежнему освещаются именем короля.
К важнейшим шагам по пути обезличивания власти надо отнести ограничение конституцией полномочий монарха, учреждение республики системой выборных и сменяемых должностей, провозглашение народа источником и носителем власти и, наконец, осуществление принципа разделения властей. Сегодня даже самый выдающийся глава государства не может править как вождь племени. Он может править только как государственный деятель, который вписывается в систему государственной власти.
Наконец, к государственной власти применимо еще одно определение: политическая власть. В ее фокусе, как в фокусе линзы, сходятся и преломляются все политические отношения.

Краткие выводы:
1. Власть – это способность подчинить себе волю управляемых и направить ее в соответствии со своей волей.
2. Функция власти состоит в упорядочении отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.
3. Вначале власть носила индивидуальный характер, воплощалась в отдельной личности из-за ее особых качеств: мудрости, решительности, храбрости и т.д.
4. Впоследствии власть обезличивается, институционализируется, возникают институты (учреждения) власти, и прежде всего государство.

Виктор МУШИНСКИЙ,
доктор юридических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте