search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Споры с оружием в руках Тема “Предотвращение и устранение конфликтов”. 10-й класс

“Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие”.
А. Дюпан

Цели урока
1. Ознакомить учащихся с международными организациями, регулирующими поведение участников вооруженных конфликтов.
2. Привлечь внимание учащихся к последствиям вооруженных конфликтов.
3. Развивать у учащихся умение анализировать, сопоставлять факты, высказывать свои суждения, делать выводы.

Основные понятия
Конфликт, ООН, Совет Безопасности, этническая группа, миротворец, превентивная дипломатия.

Основные вопросы
1. Причины, вызывающие межнациональную напряженность или конфликт.
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Оборудование урока
Политическая карта мира, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, документы Совета Безопасности ООН.
Пять постоянных членов, а именно – Китай, Великобритания, США, Россия, Франция, получили право на вето, что означало, что решения Совета Безопасности можно заблокировать наложением вето любым из 5 постоянных членов. Совет Безопасности является главным органом ООН. Центральное учреждение ООН находится в Нью-Йорке. Имеет свой собственный флаг. Главным должностным лицом Секретариата ООН является генеральный секретарь.

Комментарий учителя
ООН располагает различными средствами, способствующими разрешению конфликтов:
Государства-члены могут привлечь внимание Совета Безопасности к конфликту. Совет Безопасности может призвать стороны, участвующие в споре, разрешить спор мирными средствами (ст. 33).
Если стороны, участвующие в споре, не могут сами прийти к согласию, они могут передать спор в международный суд, который решает, кто прав, а кто виноват (ст. 36).
Совет Безопасности может попросить государства – члены ООН прекратить торговые отношения со страной или странами и прервать все средства сообщения. Государствам – членам ООН может быть предложено закрыть посольства в странах, о которых идет речь (ст. 41).
Если все эти попытки окажутся безрезультатными, СБ может направить нейтральные миротворческие силы ООН для поддержания мира.
В некоторых случаях СБ может уполномочить государства-члены вмешаться в конфликт с использованием своих регулярных военных сил.
Ст. 43 предписывает всем государствам-членам предоставлять в распоряжение СБ в соответствии с соглашением вооруженные силы для использования в подобных случаях.
Эти меры могут быть очень эффективными, потому, что ООН представляет почти весь мир – в общей сложности 185 государств.

Комментарий учителя
Изучение темы “Основные пути преодоления межнациональных конфликтов” происходит в группах. Им предлагается выполнить познавательные задания и обсудить полученные результаты.

Проблемные задания
1. Что явилось причиной образования Организации Объединенных Наций?
2. Каковы цели ее деятельности?
3. Что сделала Организация Объединенных Наций за время своего существования?
4. Как вы считаете, для устранения вооруженных конфликтов мирными средствами нужны ли миротворцы ООН?
5. Выскажите ваше отношение к превентивной дипломатии.

Вывод
Организация Объединенных Наций за время своего существования внесла огромный вклад в дело преодоления межнациональных конфликтов, укрепления мира и стабильности в различных его регионах.

Комментарий учителя
Поэтому межэтнические отношения требуют тщательного, объективного, беспристрастного решения. В этих вопросах малейшие отступления во имя благих намерений оборачиваются кровью.
Беседа учителя и дополнительная информация в виде исторических справок позволяют актуализировать и существенно расширить знания учащихся по проблемам возникновения межнациональных конфликтов и перейти к выполнению проблемного задания с последующим обсуждением его результатов (работа учащихся в группах).

Проблемные задания
Проанализируйте высказывания.
1. “Международное сообщество живет иллюзией, что мир состоит из государств, в то время как в действительности он состоит из народов… Существует около 5 тыс. этносов, но только 180 из них имеют международно признанную государственность. Народы разделены на несколько “сортов”, и это несправедливо”. Согласны ли вы с этим мнением?
2. “Границы государства должны совпадать с границами национальностей”. Это необходимое условие свободы.
3. “Комбинация различных наций в одном государстве является столь же необходимым условием цивилизованной жизни, как комбинация мужчин и женщин”.
4. Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Назовите некоторые из них.
5. Можно ли жить без межнациональных конфликтов в современном мире?
6. Составьте список всех известных вам войн, которые ведутся сейчас. Объясните, чем они вызваны.

Выводы
В ходе обсуждения данной темы у учащихся сложилось следующее мнение. Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрасить. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти гуманистический подход в решении конфликтных ситуаций, смягчить бедствия, найти согласие, консенсус, отказаться от национального насилия во всех его видах и формах.

Комментарий учителя
Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами, или попытаться решить назревающие конфликты мирным путем. Такая возможность у человечества появилась после второй мировой войны. Потрясенное последствиями войны, международное сообщество создало ООН.

Историческая справка
24 октября 1945 г. является официальной датой создания Организации Объединенных Наций, когда Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств. Цель ООН состоит в том, чтобы объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния. По состоянию на март 1995 г., членами ООН являлись 185 стран. Представители этих стран встречаются на Генеральной Ассамблее, которая очень напоминает всемирный парламент. Каждая страна обладает одним голосом, однако ни одно решение, принятое Ассамблеей, не является обязательным.

Комментарий учителя
Между тем следует отметить, что современное число “классических” международных войн постоянно уменьшается, а количество гораздо более кровопролитных межнациональных конфликтов постоянно растет. Для понимания причин этого очень важно раскрыть содержание понятия “этническая группа”. Этническая группа – это коллектив, который отождествляет себя или отождествляется другими на основе таких общих признаков, как язык, религия, племя, национальность, раса. Поэтому многие этнические конфликты и являются фактически следствием проблемы положения их в более широком обществе.
Сегодня одна из важнейших проблем, связанных с межэтническими отношениями, состоит в том, что многие, особенно малочисленные, народы не имеют своей государственности, не стремятся приобрести ее любой ценой. Они видят в ней единственный путь к сохранению национальной культуры или даже просто к выживанию этноса. Такой подход неизбежно ведет к еще большему раздуванию конфликтов.
Причины возникновения конфликтов и войн следует искать не только в кризисных явлениях экономики и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, но и в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах. Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: ущемление прав нации, запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций.
Серьезной проблемой, тесно связанной с межнациональными конфликтами, является вопрос о коренных этносах на той или иной территории. Какие этносы следует считать коренными (а это сегодня активно эксплуатируется различными националистическими движениями, ибо коренные народы якобы должны иметь некие преимущества на ту или иную территорию)? Сколько веков требуется прожить на данной территории, чтобы приобрести статус коренного народа? Насколько сегодня потомки тех, кто когда-то (даже с оружием в руках) пришел на ту или иную землю, несут ответственность? Если попытаться ответить на эти вопросы, поддаваясь эмоциям, национальным или религиозным пристрастиям, то кровавые разборки становятся неотвратимыми.

Историческая справка (опережающее задание)
В центре Ближнего Востока, между рекой Иордан и Средиземным морем, находилась Палестина – средоточие трех монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама. В I веке н.э. Римская империя установила контроль над этой территорией и изгнала большинство живших в Палестине евреев. Оставшиеся жили бок о бок с христианами и мусульманами на протяжении многих веков.
В ХХ веке ситуация изменилась. После первой мировой войны распалась правившая этим регионом Османская империя и европейские страны-победительницы и Лига Наций объявили Палестину мандатной территорией под временным управлением Великобритании. В начале ХХ века западные державы призывали живших в Европе евреев вернуться в Палестину. Спасаясь от нацистских преследований и геноцида в Центральной Европе, евреи стали прибывать сюда большими партиями после 1945 г.
Но палестинские арабы, которые жили и работали там веками, также надеялись после ухода англичан создать свое собственное государство. Эти две националистические силы претендовали на одну и ту же землю и оказались втянутыми в конфликт, которому предстояло занять центральное место в мировой политике в первые 50 лет существования ООН.

Мотивационная беседа
Конфликт – это любое столкновение интересов. Когда противостоящие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. В одной восточной притче говорится о том, как постоянно возносили молитвы, обращенные к Вишну: ученики просили помочь увильнуть на контрольной от строгого учителя; продавец зонтиков молил о дожде, а ткач – о солнечной погоде, чтобы отбелить ткани; обремененный семьей землепашец вымаливал хороший урожай, а торговец хлебом желал недорода; молитвы просьбы, умилостивления и жертвоприношения – а каждый хотел того, против чего выступал другой…
Специалисты в области конфликтологии разработали различные системы классификации конфликтов в зависимости от того, в какой сфере они происходят, кого затрагивают, какие имеют последствия. Но сегодня самыми злободневными являются конфликты межгосударственные и межнациональные.

Комментарий учителя
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. Так, русские земли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей.
И сегодня, к сожалению, вооруженные конфликты не ушли в прошлое. За последние пять лет они разгорелись в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке.
И тогда люди становились участниками или свидетелями драматических событий. Война лишает их дома, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе.

Историческая справка
Война как способ решения конфликтных ситуаций и международных споров существует давно, из четырех с лишним тысяч лет лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны: с 3600 г. до н.э. до 1980 г. было 14,5 тысячи больших и малых войн, где приблизительно погибли 4 млрд. человек. Особенно отличился ХХ век. Он вошел в историю как эпоха, породившая две мировые войны. В первой приняли участие 38 стран. В первую мировую войну погибли 10 млн. человек – это больше, чем за все войны, которые велись на Земле в предыдущие 1000 лет. За 6 лет второй мировой войны погибли 65-67 млн. человек. Около половины погибших – гражданское население.
Рустам АЗИСОВ,
учитель истории и обществознания

Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте