search
main
0

Споры неизбежны, поддержка – обязательна. Этапы работы над проектом «Фантазии в стиле конструктивизма»

Проектная деятельность полезна для любого ученика, но для одаренного ребенка она приобретает особую значимость. Не секрет, что часто родители таких детей все силы своей души отдают на подготовку к будущей профессии, часто лишая своего ребенка возможности общаться с другими детьми, участвовать в общих, полезных для всех делах. Проектная деятельность дает возможность одаренному ученику, используя свои умения и способности, создать социально-значимый продукт – элементы оформления, спектакль, костюм, почувствовать себя нужным обществу, в котором он живет. На занятиях по предмету «Основы дизайна и художественного проектирования» развивается творческое мышление детей, ребята получают навыки организации работы для воплощения самых необычных детей. Как это происходит? Проанализируем проект на тему «Фантазии в стиле конструктивизма». Автор – ученица 11-го класса Анастасия Е.

Продолжение. Начало в №№34, 47 за 2006 год, №4, 21 за 2007 год.

Путь к проекту

Общаясь с одаренным ребенком, учитель вместе с родителями должен поддерживать и поощрять увлечение ребенка. Важно сохранить будущего художника, ведь став взрослым, даже одаренный человек зачастую теряет интерес к творчеству.

Проектное фантазирование, свободное конструирование, цветовые и графические задания не дают погаснуть интересу к художественному творчеству. Творческому человеку также важно выходить за рамки школы – заниматься в студиях, участвовать в конкурсах, узнать радость побед и горечь поражений.

Настя с детства проявляла интерес к рисованию. Проект для нее – итог работы в области изобразительного искусства за одиннадцать лет учебы. Кстати, ее мама тоже училась в нашей школе, также занималась художественным проектированием, окончила

МАРХИ, стала архитектором.

Автор: «…Фундамент нашего сознания закладывают родители, а дальше начинается строительство. Мы строим сами, окружающий мир строит нас. Мы живем, меняемся, растем, учимся, приходим в общество, оказываемся в большом мире…»

Начиная работать над проектом, учитель и автор становятся одной командой, налаживают диалог друг с другом. Споры неизбежны, поддержка – обязательна!

Выбор темы

Почему «Фантазии в стиле конструктивизма»? В изобразительной и проектной сфере детское творчество тяготеет к авангарду. Наследие советского авангарда вызывает не только восхищение, но и стимулирует собственно творческий процесс. Ученику, который хочет быть архитектором, раскрытие темы поможет освоить культурное наследие ХХ века – конструктивизм, технологию проектной деятельности, сформировать исследовательские навыки, позволит создать самостоятельный, творческий продукт.

Автор: «… Людям свойственно попадать под влияние, особенно в современном мире, где нас окружают рекламы, интернет, которые действуют на нас. Но есть еще и Искусство, где можно самовыразиться. Сегодня многим кажется неактуальным выражать себя и свои мысли через картины и образы, как это делали художники 20 – 30-х годов. Смена веков девятнадцатого и двадцатого – период скачка в науке и технике. Появилась фотография, которая отодвигала на задний план реалистическую живопись. Художники стремились отразить в своих картинах не столько реальное изображение, сколько мысли, пытались по-новому передать пространство и осмыслить форму. Жизнь идет по спирали, и сейчас мы находимся на похожем этапе развития. Техника еще более усовершенствовалась, люди умудрены опытом предков, но все равно так же делятся на реалистов и абстракционистов, на старых и новых… Для того чтобы лучше понять современное искусство, я хочу разобраться в его истоках, в частности, в конструктивизме начала ХХ века… Мне стало близко это направление и аналитическое искусство вообще, так как и мое творчество можно отнести именно к нему. Понять форму, предмет, найти его смысл и его функцию мне важнее, чем просто изобразить его на плоскости…»

Структура проекта

Исследовательская деятельность.

Творческая деятельность (дизайнерский проект).

Оригинальное представление завершенного проекта перед аудиторией с защитой своей идеи.

Надо было дать возможность автору самому найти наиболее интересные для него направления в конструктивизме. Для этого были разработаны такие пути исследования:

Изучение литературы.

Media-лекторий при Государственной Третьяковской галерее «Авангард: новая визуальная культура».

Выставки, музеи.

Интернет.

Автор: Конструкция – воплощение истинной сущности предметов. Конструктивизм – строгость, геометризм, лаконичность форм, монолитность внешнего облика. После Октябрьской революции – символ качественных перемен в художественной культуре ХХ века. Три наиболее ярких представителя для меня – Владимир Татлин, Александр Родченко, Любовь Попова.

Особенно вдохновил автора проекта театр эпохи конструктивизма. Пространственные декорации в виде целых сооружений были неотъемлемой частью спектакля, помогая более точно понять сюжет. Главная идея, по словам Всеволода Мейерхольда, – «максимальный эффект минимальными средствами».

Личное творчество

Сначала ретроспектива творчества автора – рисунки, коллажи разных лет, элементы оформления интерьеров, роспись и т.д. Можно видеть, как взрослел автор. А затем макет конструкции-декорации для школьного спектакля и, наконец, костюмы и мини-спектакль «Фантазии в стиле конструктивизма».

Автор: «Основная идея конструктивизма – разработка функциональных возможностей материала. Иногда материал сам определяет то, каким будет костюм или декорации спектакля. Материалы вдохновляют и подают новые идеи.

Вдохновившись этими идеями, я решила сделать костюмы для мини-спектакля «Фантазии на тему конструктивизма». Материалы, из которых сделаны мои костюмы, по ходу дела вносили изменения, демонстрируя свои возможности, а иногда даже диктуя условия и меняя первоначально задуманный образ костюма.

Каждый школьный спектакль, помимо актерской игры, сопровождается художественным оформлением – костюмами и декорациями. Наиболее удачными получаются спектакли, оформленные простыми средствами из подручных материалов…»

Материалом для работы послужили деревянные тонкие пластины жалюзи, пластмассовые полосы и даже срезанные пластмассовые стаканчики. Этот материал прекрасно создает форму, легко гнется, собранный в пучки, при небольшом нажатии или растяжении легко меняет форму, создавая причудливые объемы. Легкие тени на фоне черной одежды актеров делают костюм динамичным, постоянно меняющимся. Во время движения игра света и тени дополняет эффект конструкции костюма.

Представление завершенного проекта

Важный этап для автора. Выделить наиболее значимый материал, уметь вести диалог с аудиторией, защищать свои идеи – необходимые навыки любой творческой личности.

Итоги

Главная задача была решена – освоение культурного наследия, формирование исследовательских навыков, освоение технологий проектной деятельности. Профессиональная ориентация важна, но самое главное в ученическом проекте – развитие универсальной проектной культуры, мобилизация всего творческого потенциала автора проекта и более глубокое понимание других искусств – литературы, театра, кино, фото, музыки, дизайна, технологии (все эти предметы интегрируются в ходе работы).

Работа над проектом всесторонне развивает личность автора. Создание проекта и умелая его демонстрация – это творческий стимул и опыт социальной интеграции.

Автор: «Простота формы и ее функциональность – это принципы, которые мы наблюдаем сегодня во всем и везде: мебель, одежда, техника, архитектура. Минимальными средствами достигается наибольший успех.

Занимаясь этим проектом, изучая книги, рассматривая картины, эскизы, углубляясь в историю конструктивизма, я затронула лишь маленькую часть истории.

Я стала шире смотреть на мир, проводить параллели между поколением начала XX века и поколением начала XXI, ведь в чем-то мы очень и очень похожи».

P.S. Проект «Фантазии в стиле конструктивизма» высоко оценили внешние эксперты. Анастасия получила диплом I степени на городском конкурсе проектов по мировой художественной культуре «Культура XXI века: между прошлым и будущим» в номинации «Творческий образовательный проект» за глубину освоения темы и создание художественно-образовательной среды.

Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №875, заслуженный учитель РФ, Москва

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте