search
Топ 10

Спортивные рекорды родом из школы

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:

Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» – так Президент РФ Дмитрий Медведев сформулировал значимость школы как социального института. Но Дмитрий Анатольевич вместе с тем признал, что мы получим реальную отдачу тогда, когда школа станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки к занятиям творчеством и спортом.

Здоровьеформирующие функции физического воспитания и массового детского и юношеского спорта в современных образовательных системах приобретают особое значение в условиях нарастающих угроз нарушения среды экологии обитания и внутренней экологии человека. Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов по месту жительства, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и ухудшению физической готовности призывной молодежи, осложненной различными социальными недугами: алкоголизмом, табакокурением, наркоманией.

С таким клубком проблем, увы, знакомым всем, столкнулись и мы несколько лет назад, когда анализировали состояние дел и искали ресурсы для выполнения программ «Столичное образование» и «Спорт Москвы». Сегодня, когда именно Западному округу было предложено представить на коллегии Департамента образования свою модель совершенствования физвоспитания, мы восприняли это двойственно.

С одной стороны, действительно у нас есть определенные успехи на городском уровне – первое место по подготовке граждан к военной службе, которое стало итогом совместной работы с управлениями физкультуры и спорта, здравоохранения и окружным военкоматом, второе командное место в первых детско-юношеских играх «Олимпийские надежды» на кубок мэра Москвы. У нас призовые места в Спартакиаде школьников Москвы по 11 видам спорта, в том числе первые места по мини-футболу, аэробике-джем, подвижным играм. Наконец, совершен прорыв и по общим итогам спартакиады, с уже насиженного нами за несколько лет шестого места мы поднялись до второго, и это, конечно, победа. Хотя мы понимаем, что мы – не самый спортивный округ, для этого есть Южный и Восточный, которые стабильно занимают лидирующие места в первой тройке, но все-таки для нас это победа. Мы расцениваем себя как округ, обеспечивший интенсивную положительную динамику в данном направлении.

С другой стороны, этот успех не может быть гарантирован постоянно, и даже получение почетного третьего места в спартакиаде следующего года на сухом языке статистики будет означать для нас отрицательную динамику. Поэтому на коллегии МДО я старалась показать те ресурсы, которые мы привлекли для более интенсивного развития физвоспитания и массового спорта, и одновременно выявить проблемы, которые препятствуют решению стоящих перед всеми нами задач.

Мы начали с реорганизации функционально-структурной модели управления, четко развели для себя функции управления образования, окружного методического центра, ДООЦ «Западный», реорганизованного из детско-юношеского клуба «Арена», и детско-юношеского центра «Патриот». Развели письменно, на соответствующем документе стоят подписи всех четырех руководителей. Координирующим органом по всем вопросам физвоспитания в округе стал ДООЦ «Западный», имеющий хороший кадровый ресурс и обновленное профессиональное и работоспособное руководство, замечательную материальную базу. ДООЦ «Западный» наделен большими полномочиями от лица нашего окружного управления образования. Параллельно мы реализуем давно заявленный нами принцип государственно-общественного управления: в округе 400 образовательных учреждений и нам необходима моментальная обратная связь. Поэтому в каждом районе ЗАО есть две ресурсные школы детского оздоровительно-образовательного центра «Западный». Методисты ресурсных центров по учебной и спортивной работе проводят открытые уроки, контролируют выполнение учебной программы, соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры, осуществляют организацию спортивно-массовой работы в районе, проводят районный этап олимпиады по предмету «Физическая культура». Кроме того, по районам развернута сеть так называемых опорных школ по разным видам спорта, где учителя физкультуры и педагоги дополнительного образования могут посетить открытое занятие спортивной секции по данному виду спорта, получить консультацию по методике преподавания данного вида спорта. Опорные школы стали центрами спортивной работы в районах, здесь проводятся районные и окружные спортивные соревнования, спортивные праздники, дни здоровья. Таким образом, в каждом районе и в округе в целом сформирована сеть взаимодействующих опорных школ и ресурсных центров, создаются эти ресурсные центры под имеющиеся кадры. Хочу отметить, что в округе каждый пятый учитель – мастер спорта или заслуженный мастер спорта. Они и составляют фундамент для опорных школ.

Этими структурными изменениями мы решили не только проблему оптимизации системы управления и введения в нее общественной составляющей, но и самую главную свою задачу – соединить массовость физического воспитания и спортивной подготовки и индивидуализацию этого процесса под интересы ребенка. Задача – дойти до каждого учителя и до каждого учащегося.

Успешному выступлению школьников округа на городских соревнованиях способствовала и работа по созданию ассоциаций по видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол и массовые соревнования соответствующих школьных лиг, охватывающих в среднем до 1000 человек.

Реализуя в управлении процессами физвоспитания принцип главного звена, мы для себя твердо решили, что это, прежде всего, кадры. У нас в ЗАО работает огромный отряд – 374 учителя школ и более 270 воспитателей дошкольных образовательных учреждений и инструкторов по плаванию.

Начали с элементарного: по инициативе руководителя ДООЦ «Западный» началась серия встреч начальника окружного управления образования с активом учителей. Это была очень непростая и очень беспокойная задача, но именно на этих встречах возникла идея обеспечить школьных учителей спортивной экипировкой. Мы теперь делаем это ежегодно. Кроме того, мы обеспечиваем их и необходимым для их личных нужд инвентарем. Ежегодно управление образования выделяет денежные средства на приобретение спортивной экипировки (спортивные костюмы и кроссовки для учителей физкультуры), в 2007-2008 учебном году дополнительно были выделены средства для приобретения лыж и лыжной экипировки учителям физической культуры. Решая поставленные задачи по повышению уровня квалификации учителей физкультуры, ДООЦ «Западный» работает в тесном контакте с учителями физкультуры, регулярно, в течение года, организуя «круглые столы», конференции, семинары, семинары-практикумы по всем разделам учебной программы с привлечением специалистов ЦОМОФВ, МИОО, лучших тренеров спортивных школ, преподавателей педагогических вузов (МГПУ, МПГУ). На каждом семинаре особое внимание уделяется вопросам техники безопасности на уроках физической культуры и учебно-тренировочных занятиях. Для повышения профессионального уровня специалистов по физической культуре и инструкторов по плаванию ДОУ были организованы и проведены: 14 семинаров-практикумов (446 участников), две конференции (239 участников), два «круглых стола» (60 участников).

Наряду с решением организационных и учебно-методических вопросов управление образования уделяет внимание и стимулированию физкультурных работников. По итогам прошлого учебного года за успешное решение вопросов физического воспитания и высокие показатели в спортивной работе все учителя были премированы. Кроме выделения материальных средств, в дни осенних каникул 25 лучших учителей физкультуры премированы поездкой в Псков, а в дни зимних каникул 30 учителей физической культуры имели возможность отдохнуть в Доме отдыха МИД России в Ногинском районе Московской области.

Конечно, параллельно мы разрабатывали комплексную программу «Здоровье и образование детей Западного округа», решали вопросы материально-технического оснащения, выстраивали отношения с социальными партнерами в рамках нашего проекта «Формирование единого воспитательного пространства округа», но, повторю, кадры – прежде всего. В округе нет вакансий учителей физкультуры, но иногда это достигается ценой потогонной нагрузки: например, у педагога может быть 34 учебных часа, кружки, плюс исполнение обязанностей инструктора физкультуры и лаборанта, плюс работа в муниципальных объединениях. Такая нагрузка не позволяет качественно развивать занятия физической культурой и спортом.

Хочу отметить, что у нас в округе более 34% учителей моложе тридцати лет, а восемь лет назад было только 10%. Это и хорошо, и тревожно, потому что именно эта категория слабо владеет навыками методической работы и недостаточно внимания уделяет безопасности и охране жизни своих воспитанников. 17% – учителя пенсионного возраста, это хорошее соотношение, но существующий кадровый ресурс не позволит существенно увеличить ни физическую нагрузку школьников, ни охват детей секционной работой. Хотя и здесь есть резервы: мы уже дважды обеспечили целевой набор выпускников Навигацкой школы, педагогических классов и Центра образования «Спарта» на спортивные факультеты педагогических вузов столицы. Первые выпускники вузов этого призыва – 22 воспитанника Навигацкой школы – уже пришли и работают в школах ЗАО учителями физкультуры. Теперь мы ждем вторую волну.

Не могу не сказать, какой стимулирующий эффект для поддержки учителей, воспитания и развития физкультуры в школах в целом оказывают в округе победы вот уже в течение пяти лет наших волейбольных – мужской и женской – команд директоров ОУ среди руководителей образовательных учреждений.

Следующий ресурс – укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Регулярно с помощью префектуры ЗАО и Департамента образования мы реализуем три отдельные программы оснащения школ спортивным инвентарем, тем, который и положен им по существующей и утвержденной Правительством Москвы спецификации. Это ежегодное и стопроцентное обеспечение образовательных учреждений мячами для баскетбола и волейбола. Одна из программ – ДОУ- и школы-новостройки, школы и ДОУ, вышедшие из капитального ремонта. Ежегодно 5-7 школ и такое же количество ДОУ обеспечиваются необходимым спортивным инвентарем в полном объеме. Наконец, мы отдельно оснащаем те самые опорные школы в соответствии с требованиями для конкретного вида спорта.

Но мы понимаем, что школа, располагающая одним или даже двумя спортивными залами и крайне редко – плавательным бассейном, при всем желании не может обеспечить полноценное физическое воспитание и формирование здоровья ребенка и подростка. Необходимо проектирование и строительство современных и высокотехнологичных спортивных сооружений, оснащенных тренажерным и диагностическим оборудованием. Тогда там смогут заниматься и дети из близлежащих школ, а также юные спортсмены из ДЮСШ. Даже сегодня на базе наших 25 ОУ занимаются 11 спортивных школ, а ведь у нас 119 школ имеют только один спортивный зал. Лишь в восьмой части школ в распоряжении учителя физкультуры имеется современный компьютер для диагностики физических данных. Новые архитектурные проекты позволили бы выйти на принципиально новый уровень эффективности и качества физического воспитания и спортивной подготовки наших детей и молодежи. Полагаю, что затраты на такую реконструкцию и создание инфраструктуры физического воспитания будут сопоставимы с потерями, которые мы несем из-за их отсутствия.

Следующий наш ресурс – рационализация сети и использование потенциала социальных партнеров. В округе 31 школа полного дня, 14 школ здоровья. Очень мощная поддержка – наши учреждения дополнительного образования, у нас в округе их 22, из них 17 реализуют физкультурно-спортивную направленность. Мы очень плотно используем подаренную нам префектурой великолепную базу отдыха под Смоленском: второй год еженедельно туда вывозим по сто детей, на осенних каникулах, например, там побывали 245 юных спортсменов. Там же регулярно работают смены военно-патриотических клубов. Мы очень ценим нашу дружбу с баскетбольными клубами «Динамо». Женский волейбольный клуб «Динамо» принял самое активное участие в спортивном празднике для детей-сирот и детей-инвалидов. Профессиональные клубы выделяют автобусы для поездок школьников на окружные и городские соревнования (за 2 года выделено более 120 автобусов), предоставляют спортивный инвентарь (баскетбольные и волейбольные мячи). Игрок московского «Динамо» чемпионка мира Елена Година на собственные средства приобрела специализированные велосипеды для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата из 44-го интерната. Спортивные клубы «Динамо» оказывают методическую помощь – проводят мастер-классы для учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования. Школьники округа с удовольствием выезжают на программу «Зритель» с целью поддержать клубы «Динамо» на первенствах России и международных матчах. Третий год проводится и пользуется огромной популярностью турнир детской школьной баскетбольной лиги на кубок клуба «Динамо». Он всегда идет под девизом «Спорт – против наркотиков». Думаю, что это один из факторов того, что в рейтинге популярности из 56 представленных на территории округа видов спорта на первый план сегодня выдвинулся баскетбол, чуть-чуть потеснив традиционно популярный у нас футбол, волейбол и новый, но уже признанный фитнес и флорбол. Кстати, о 56 видах спорта: в реестре Спорткомитета Москвы имеется 160 видов спорта, и, очевидно, настало время, чтобы подумать о том, чтобы предложить ребятам некие новые формы двигательной активности.

Ресурс социальных партнеров мы будем использовать и дальше. В соответствии с программой «Спорт Москвы-2», мы провели инвентаризацию всех спортивных сооружений и учреждений на территории округа. Это уже вторая ревизия, потому что первую мы провели в 2003 году при подготовке к рассмотрению на заседании Правительства Москвы опыта нашей работы по программе взаимодействия префектуры по развитию сети досуговых учреждений на территории округа. Эта, как мы ее назвали, «спортивная лоция» выставлена на сайте окружного управления образования для детей и родителей.

К сожалению, неутешительная картина по возможностям плавательной подготовки, а ведь не секрет, что сегодня обычный поход превращается в экстремальный вид спорта. Многие дети просто боятся воды. Сегодня для обучения плаванию в школах мы используем 18 бассейнов, в которых занимаются дети из 25 школ. Ждем ввода нового бассейна во Внукове, но проблема плавательной подготовки детей остается острой. Недостаточное количество, удаленность, транспортные вопросы, нерешенность финансовых вопросов (руководство бассейнов не готово к безвозмездному предоставлению услуг детям, несмотря на то, что в утренние часы у них есть временной резерв) – все это тормозит нашу работу. Поэтому так актуальна сегодня городская программа развития массового обучения плаванию.

Проанализировав свои ресурсы, мы понимаем, что, обеспечив три урока физкультуры в 30 школах округа, мы больше не имеем возможности идти этим путем, хотя «Спорт Москвы-2» ставит перед нами задачу довести количество часов двигательной активности ребенка до трех часов в неделю. Во-первых, это практически неосуществимо в рамках современного базисного учебного плана, особенно в учреждениях повышенного уровня, а их в округе боле половины, а во-вторых, для этого просто нет условий. Более 70% школ имеют один спортивный зал, нетрудно посчитать, что среднестатистической школе, где два класса в параллели, при трех уроках физкультуры в неделю требуется 66 часов физкультуры. Даже при шестидневной неделе это означает, что нужно провести 11 уроков в день, работая с двумя классами одновременно. Для нас это крайне острая проблема и сейчас над ее разрешением мы работаем очень серьезно, ставя вопрос о возведении пристроек к существующим зданиям школ. Эта же проблема ограничивает нас в возможностях охвата детей секционной работой. Пока только 45% обучающихся занимаются в школьных спортивных секциях, а задача, которую поставил Президент РФ Дмитрий Медведев, – довести эту цифру до 80%. К слову, в Центре образования №1329, обладающем уникальной спортивной базой, 84% детей активно занимаются спортом. Поэтому, формируя свою окружную стратегию реализации городской программы «Спорт Москвы-2» и соответствующего раздела городской программы «Столичное образование-5», мы определили для себя, исходя из имеющихся реальных условий, следующий минимум, раскрывающий содержание понятия «регулярные занятия физкультурой». Это цель, которую мы перед собой ставим, – три часа уроков физкультуры в неделю, два часа – спортивные секции и один час – соревнования, обязательная пятиминутная зарядка в школе, которую могут проводить и проводят волонтеры-старшеклассники, обязательная динамическая пауза (и не только в первом классе), динамический час. Кроме того, решая вопросы преемственности дошкольного и школьного физического воспитания, образования в целом, пока до сих пор не задействован единый «Паспорт здоровья», мы заложили в окружную программу задачу обязательной передачи в школу «Карты развития ребенка», которую вели в детском саду. При этом мы помним, что сегодня система дошкольного образования Западного округа привлекла к себе только 50% дошкольного образования, остальные 50% для нас пока – терра инкогнита.

Перспективным направлением и очень назревшим в правовом отношении стала деятельность спортивных классов, поэтому мы очень поддерживаем идею разработки положения о спортивных классах. Думаем, что после некоторых согласований и корректив с точки зрения нормативно-правового поля их работы это положение стоит принять. Его ждут школы. У нас сегодня нормально работают три школы со спортивными классами. Кроме того, мы совместно с окружным управлением физической культуры и спорта – нашим главным партнером – предлагаем запустить как пилотный проект, может быть, даже в порядке эксперимента, на территории одного из наших районов на базе школы-новостройки открытие спортивной школы как некий аналог Центра образования «Спарта», который работает на территории ЗАО. Пусть это будет школа со своим вариантом учебного плана и индивидуальным штатным расписанием. Этот вариант позволит нам уже сегодня обеспечить переход от массового спорта к спорту высоких достижений.

До сих пор остра проблема физического воспитания детей с различными физическими отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, она во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической подготовки. Провозгласив одним из принципов нашей программы «Столичное образование-5» равные возможности, мы определяем как один из приоритетов ЗАО развитие системы физвоспитания для детей с ограниченными физическими возможностями. Наверное, сегодня только в 22 школах округа серьезно проводятся занятия по лечебной физкультуре. Мы имеем хорошую базу в школе-интернате №44. У нас очень перспективно складывается сотрудничество с Центром Рональда Макдоналда: это и спортивные праздники для детей с проблемами, дни здоровья для коррекционных лечебных учреждений. Две поликлиники округа – №124 и 131 – предоставляют нам свои залы ЛФК и физиопроцедуры для учащихся начальных классов.

В этом учебном году на базе ДООЦ «Западный» мы планируем открыть отдел методического сопровождения физвоспитания для детей с ограниченными физическими возможностями. Главных проблем здесь две – недостаток специального физкультурного оснащения для такой категории детей и катастрофическая нехватка специалистов: как медицинских, так и физкультурных работников со специальной подготовкой.

Мы говорим о совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта, но по каким показателям мы определяем сегодня состояние этой системы? Есть ли унифицированный отбор объективных показателей и индикаторов? В программе «Спорт Москвы-2» сформулирован такой тезис: «Результативность и качество всей физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях определяется по процентному отношению числа учащихся, сдавших тесты по физической подготовленности, к общему числу воспитанников, допущенных к занятиям физкультурой по медицинским показателям». Это одно из направлений внешней оценки качества образования. Разрабатывая окружные проекты программы, мы заложили минимальный набор таких индикаторов – порядка 10-15, они ни для кого не новы. Это процент детей, регулярно занимающихся физкультурой, детей и родителей, удовлетворенных качеством физкультурно-оздоровительной работы, процент образовательных учреждений, обеспеченных в соответствии с нормативными требованиями, хотя уже сегодня хочется расширить спецификацию для того, чтобы ввести в наши образовательные учреждения новые, может быть и экстремальные, виды спорта. Мы готовы обсуждать все это с коллегами из Департамента здравоохранения, но тут есть вопросы. Например, на основании каких показателей определяется основная группа, кто отслеживает эту группу на всем протяжении школьного обучения, нуждаются в уточнении и группы здоровья. Назрела острая необходимость поставить физвоспитание под жесткий медицинский контроль, а для этого необходимо не эпизодическое, а постоянное присутствие медицинского работника в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту