Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спонсоры! . Как вас теперь называть?

Учительская газета, №9 от 7 марта 2006. Читать номер
Автор:

В Законе «Об образовании» существует термин «попечительский совет». Это одна из форм школьного соуправления. Есть и другие. Какая из них с экономической точки зрения наиболее приемлема для того или иного образовательного учреждения, мы постарались разобраться на примере школ Нижегородской области.

К сведению

Елена ЖАВОРОНКОВА, экономист: Вариантов много – выбирайте

Для того чтобы сделать финансовые отношения между администрацией школы и родителями прозрачными, необходимо создать некоммерческую организацию. НКО бывает нескольких видов: некоммерческое партнерство, учреждение, фонд, общественный фонд и общественная организация. Коротко расскажу о каждом из них.

Учредителями первых трех НКО могут быть любые юридические и физические лица. В некоммерческом партнерстве источником средств являются вступительные и членские взносы, пожертвования, плата за оказываемые услуги. Бухгалтерскую отчетность необходимо представлять ежеквартально. Источником средств в учреждении могут быть плата за услуги и пожертвования. То же самое в фонде, но здесь обязательно составление юридических документов о статусе фонда. Самыми хлопотными, если можно так выразиться, но самыми надежными в плане поступления денег являются общественный фонд и общественная организация. Учредителями их могут стать любые физические лица, а из юридических – только НКО.

Многие директора школ отдают предпочтение попечительскому совету в форме общественной организации, однако, на мой взгляд, гораздо удобнее создать общественный фонд в рамках муниципалитета. Руководитель и бухгалтер этого фонда, четко зная все юридические и финансовые «подводные камни», могут давать необходимые советы руководителям образовательных учреждений.

С точки зрения управленца

Татьяна ТРУШКОВА, заведующая отделом образования администрации Уренского района: Название роли не играет

Идея попечительского совета не нова, и мы занимаемся этим очень давно. Помощь школам со стороны родителей, предприятий, спонсоров в районе широко развита. Распоряжением главы администрации за каждым образовательным учреждением, независимо от его статуса и количества обучающихся, закреплены промышленные предприятия и колхозы. В каждом ОУ есть совет школы, в состав которого входят руководители предприятий, члены родительского комитета, учителя и учащиеся. И все советы работают, а не просто числятся.

А когда вышло Положение о попечительских советах, мы его внимательно изучили, посоветовались с руководителями образовательных учреждений и единогласно решили, что менять мы ничего не будем. Совет школы или попечительский совет – суть одна, и как работали мы, так и работаем.

Тамара ПЧЕЛКИНА, начальник Управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Автозаводского района Нижнего Новгорода: Все формы хорошы

В основном в районе действуют школьные родительские комитеты. Но есть несколько школ, где удачно организованы попечительские советы. В лицее №36 работают и попечительский совет, и региональная нижегородская организация «Объединение граждан в поддержку образования», которая родилась в апреле 1999 года. Она имеет банковский счет, куда поступают взносы родителей. Именно общественная организация оказывает действенную помощь, потому что это и финансы, и коллективный ум одновременно.

Мнение директора

Галина ВЕРТЮГОВА, директор Тонкинской средней школы: Достаточно родительского комитета

Попечительского совета у нас нет. Мне кажется, такая форма у нас в селе и не приживется. В нашей школе как был родительский комитет, так он и остался, и мы все вопросы решаем через него. А если нам нужны какие-то средства, тоже с родителями обсуждаем. И они помогают.

Ольга ЕРМИЛОВА, директор нижегородского лицея №28: Без партнеров не обойтись

Некоммерческое партнерство, существующее в лицее с 2003 года, дает возможность каждому родителю участвовать в благотворительной акции для своих детей: в приобретении мебели, оборудования, учебников. В прошлом году была решена проблема водоснабжения лицея – огромную помощь оказали нам предприниматели, выделив внушительную сумму для строительных работ.

Взгляд из класса

Елена ИВАНОВА, член классного родительского комитета, гимназия №53: Проблемы решаемы

У нас хорошо работают не только школьный родительский, но и классные комитеты. Многие проблемы гимназии решаются с нашей помощью. Я говорю не только о хозяйственных или организационных проблемах. Даже в какой-то степени учебно-воспитательные задачи решаем тоже мы, родители: и праздники, и работа научного общества учащихся, и участие в международных проектах не обходятся без нас.

Вывод

Самым распространенным объединением педагогов и родителей для помощи школе долгое время были родительские комитеты. Пока однажды не появилась идея вернуться к хорошо забытому прошлому – попечительским советам. Многие восприняли это как установку к безоговорочному действию. Например, в Нижнем Новгороде создание ПС в каждом учебном заведении одно время носило добровольно-принудительный характер, когда от органов управления образованием требовали отчетности: сколько и к какому сроку создали советов, как они работают и так далее. Такой интерес возник, наверное, на почве знаменитых благотворительских традиций нижегородских купцов, и, пытаясь возродить то же самое в среде современных предпринимателей, педагоги и директора школ развили бурную деятельность, которая какое-то время давала результаты. Когда же «волна спала», то и повсеместное внедрение ПС стало сходить на нет, и образовательные учреждения начали сами выбирать приемлемую для них форму. Предпочтения зависят от разных причин – городское или сельское учебное заведение, количество учеников и возможности их родителей, административный ресурс, харизма директора. Даже находящиеся на одной улице школы в зависимости от симпатий властьимущих или сохранения прежних связей с предприятиями имеют разные источники денежных поступлений и различный уровень не только материального состояния, но и психологического настроя. И все же, безусловно, главными (потому что они постоянны) школьными казнонаполнителями являются родители. Они продолжают следовать лозунгу советских времен «Все лучшее – детям».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту