В настоящее время активно обсуждается федеральная модель национально-учительского роста. О ней мы поговорим немного позже. В этой статье хотелось бы еще раз рассказать о московской модели аттестации учителей, которая существует уже несколько лет и дает системные эффекты.
Я как член городской аттестационной комиссии могу смело утверждать, что эта модель очень эффективна. Прежде всего она ориентирована на учет результата профессиональной деятельности учителя, а не на оценку процесса его работы. Московская модель аттестации учителей – это некая информационная «копилочка», в которой собираются достижения на протяжении межаттестационного периода. Причем все это происходит так, что это не отвлекает учителя от основного дела – обучения детей. И он может выложить свои успешные уроки уроки в МЭШ и спокойно готовить учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. К тому же в этом году было принято решение ГАК, что если учитель подготовит учащихся на 80 баллов и выше (не менее 3 выпускников), он получает запрашиваемую категорию автоматически. Причем информация о том, что этот учитель подготовил учащихся на высокие баллы, есть в информационных системах, и никакую справку от учителя не потребуют. То есть у московского учителя появился огромный набор возможностей для получения первой или высшей категории. Готовит ли он олимпиадников, работает ли в МЭШ или готовит выпускников к экзаменам, сдают ли учащиеся, у которых он ведет предмет, независимые диагностики с явной положительной динамикой, все это учитывается при рассмотрении его заявления на присвоение аттестационной категории. Еще одной возможностью получить запрашиваемую категорию при аттестации являются результаты участия учителя в профессиональных конкурсах. Профессиональных городских мероприятий в Москве много. Их проводят ассоциации, Городской методический центр, Центр педагогического мастерства. Это поистине огромное поле, откуда в информационную аттестационную копилку учителя могут попасть его достижения, а в нужный момент, то есть когда учитель напишет заявление на присвоение аттестационной категории, все результаты, хранившиеся в городских информационных системах (его копилка), автоматически выгружаются в информационное портфолио учителя. Это и результаты олимпиады, и результаты работы в МЭШ, и публикации, и ЕГЭ. Таким образом, аттестационная комиссия рассматривает заявление учителя и на основе его информационного портфолио с результатами профессиональной деятельности принимает решение о присвоении первой или высшей категории.
Межаттестационный период – это достаточный срок, чтобы спокойно работать и давать результаты, которые станут основой для присвоения категории на следующий срок. Спокойный учитель – это эффективный учитель, не забивающий себе голову формированием «папки достижений», съемкой урока на видео, чтобы какие-то люди по нему определили качество работы учителя. Учитель в Москве нацелен на то, чтобы грамотно, красиво, результативно, интересно провести урок, а не думать, как он будет проходить аттестацию.
Екатерина МОРОЗОВА,председатель Региональной общеобразовательной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» Москвы, заведующая кафедрой иностранных языков Московского центра развития кадрового потенциала образования
Комментарии