search
main
0

Спокойно и без крика

Стандартный педагог в нестандартной обстановке

Удивительно, но факт: учителя тоже люди, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками. Читая ФГОС, Профессиональный стандарт педагога и прочие серьезные документы, можно заметить некоторые общие тенденции. Учитель согласно предъявляемым к нему требованиям должен быть неким недосягаемым идеалом, своего рода небожителем. И предмет должен знать, и новые знания доносить до всех и каждого, и воспитывать достойных граждан общества, и с родителями уметь общаться, и уважать коллектив, и неустанно повышать свою квалификацию, и много еще всего за очень скромную зарплату.

В более поздней версии практически все требования сводятся к умению пользоваться ИКТ, мгновенно переключаться с очного на дистанционное обучение и обратно, опять-таки при той же скромной зарплате. Кстати, двадцать пять лет назад, а еще лучше прозвучит – четверть века, когда самые смелые из нас только начинали использовать ИКТ на уроках, СМИ много писали и говорили про новейшие технологии в образовании, имея в виду именно технику. Сейчас, когда любой школьник начиная с началки зачастую знает больше учителя и умеет лучше, быстрее пользоваться любыми гаджетами, наверное, пора перейти на тему простой информационной компетентности.

Параллельно с требованиями к «стандартному» педагогу по-прежнему существует личностный подход, то есть соответствующий стандарту учитель должен уметь видеть в каждом ученике индивидуальность. Именно это приходится слышать на встречах с молодыми, только начинающими трудовую деятельность специалистами: «Это мы не проходили, это нам не задавали!» Знание предмета у них вроде бы и есть, а вот умения, навыков обращения с живыми людьми – увы. Одна очень мудрая учительница, директор школы, рассказывала мне, что каждому новичку она дает в наставники опытного учителя, а на тренировку и привыкание отводит год. Ее собственная дверь всегда открыта для коллег.

Мне кажется, многие установки, как в личном, так и в профессиональном плане, идут во всех нас от семьи, от воспитания. Мои соседи за стеной начинают орать друг на друга с раннего утра; несколько лет назад я сообразила, что слышу уже следующее поколение, чьи голоса перекрывают старших. Иного способа общения они не знают. И, скорее всего, понесут его и в школу. Если им попадается в начальной школе учительница, которая так же решает все проблемы, устанавливает в классе тишину и порядок криком, образец закрепляется и остается на всю жизнь или надолго.

На одном из городских конкурсов «Учитель года» мы, члены жюри, спросили учительницу младших классов, какими методами она пользуется, следя за дисциплиной в классе. Женщина уверенно ответила: «Голосом!» Мне это напомнило эпизод из собственного опыта. Проведя свой урок, я спросила учительницу информатики, могу ли я остаться в интернет-кабинете, так как у меня было «окно». Занятие началось с громогласных попыток моей коллеги немедленно навести порядок, добиться тишины. Мои старшеклассники, которые только что на моем уроке с энтузиазмом выполняли сложные задания, сочиняли диалоги, обменивались мнениями по теме, задавали вопросы, отвечали ей криками, бегали по кабинету, швырялись друг в друга учебниками. Я просто не узнавала своих ребят. После звонка я тихо спросила самого умного мальчика, что случилось, почему они так себя вели. Он умудренно улыбнулся: «Вы же видите, она не вы, потому и мы другие!»

В моей большой семье никто не кричал. Бабушка по материнской линии работала учительницей с 14 лет, в 24 года стала директором школы. У нее было четверо своих детей, кроме того, в семье постоянно жили племянники, сироты, приемные дети. Постепенно нас, внуков, стало девять. Собирались по праздникам большой шумной веселой толпой, дети играли в свои игры, взрослые разговаривали, все вместе пели. Если наш детский шум превышал допустимые для нормального общения пределы, бабушка смотрела на нас, приподнимая бровь, – и все. Я спрашивала ее многочисленных учеников, бывало ли, чтобы она повысила голос, чтобы ее не услышали, не послушались. Никогда!

Мой отец обладал прекрасным баритоном, пел оперные арии, в молодые годы выступал на сцене с концертами самодеятельности. А лекции в университете читал тихо, спокойно. Студенты считали, что у него тихий голос, и в аудитории всегда стояла тишина. Когда я начинала свою профессиональную деятельность, он дал мне простое напутствие: «Один раз накричишь, не дай бог унизишь – и можешь потерять доверие на всю жизнь!»

Конечно, я могла бы привести различные примеры из жизни, вспомнить, с чем сталкивалась и я, и мои дети. Начав работать в школе, буквально в первый день, во вторую смену, я услышала, как в одном кабинете страшно визжит женщина, и побежала туда. Оказалось, учительница труда орала на четвероклассников, неправильно пришивших пуговицы, и яростно вырывала их из ткани зубами…

Да, многие учителя кричат на уроках. Здесь ведь работает «право» сильного или облеченного властью. Я думаю, не случайно мы все помним того или иного преподавателя, доставлявшего всему классу или курсу немало неприятных минут. Помним и тех, кто сумел нас научить, не только дав знания по предмету, но и без особых нотаций, объяснений привил нам умение уважать других. Как суметь себя настроить, особенно в современных непредсказуемых условиях, как справляться с ежедневно возникающими новыми проблемами? Об этом – в следующий раз.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте