Наша школа №2006 на Юго-Западе столицы раскрыла свои двери ученикам в 2003 году. 8 месяцев шло ее возведение параллельно с закладкой большого нового микрорайона в Северном Бутове. Мое назначение директором произошло почти одновременно с открытием ордера на строительство школы.
Наблюдая за строительством, я думала, какой она будет – эта школа, и точно знала: буду делать все возможное, чтобы к образовательному процессу привлечь не только талантливых учителей, но и профессионалов в систему дополнительного образования, ибо глубоко убеждена, что школьники, вовлеченные в процесс обучения, должны в стенах своей школы найти себе дело по душе и в области искусства, и в области спорта, в научной предметной сфере, в исследовательской деятельности.Наша первая образовательная программа так и называлась – «Интеграция основного и дополнительного образования», которая спустя три года плавно перетекла во вторую – «Создание образовательного пространства через интеграцию основного и дополнительного образования как условие для индивидуального развития личности».Уже с первого года мы открыли платные услуги, у нас появилась возможность, имея дополнительные финансовые вливания, привлекать во вторую половину дня для работы с нашими детьми интересных людей из культуры, искусства, спорта, высшей школы, а также приобретать необходимое оборудование (например, технику для вокально-инструментального ансамбля, профессиональную видеоаппаратуру, музыкальные инструменты, театральные костюмы, спортивное оборудование, осветительную аппаратуру и многое другое).Сегодня наша школа очень хорошо оснащена. Наш актовый зал близок по оснащению к театру, у нас прекрасный зал для балетной студии, хореографический зал, тренажерный, издательский центр и телестудия, костюмерная и гримерная, а также несколько, на наш взгляд, уникальных и своеобразных музеев, которые заслуживают отдельного рассказа.Наряду с представителями искусства и среди учителей школы немало тех, кто обладает не только любовью к преподаваемому предмету, но и довольно успешно проявляет себя в той или иной деятельности, относящейся к системе дополнительного образования. Например, один учитель великолепно рисует, выполняет роспись по дереву, другой за плечами имеет не только музыкальную школу, но и музыкальное училище, третий мастер спорта (сегодня среди учителей физкультуры четверо – мастера спорта по разным направлениям), четвертый имеет кроме педагогического диплома еще и диплом профессионального журналиста, пятый оканчивает институт телевидения и радиовещания. Конечно, этот список можно еще долго продолжать, недаром ежегодно 700-900 наших ребят задействованы в системе дополнительного образования только в стенах нашей организации.У нас работает школьное научное общество под названием «Академия мудрых сов», стали традиционными научно-практические конференции с участием выдающихся и известных ученых и общественных деятелей. Профессиональная компетентность педагогов, разнообразие программного обеспечения дают возможность учащимся с интересом заниматься математикой, английским языком, цветоводством, психологией, веб-дизайном, русским языком, информатикой, мультимедийными проектами.В системе дополнительного образования 3 наши коллектива имеют звание образцовых: фольклорный образцово-показательный коллектив «Любавушка», ансамбль флейтистов «Вдохновение», студия бального танца «Арабеск», большой популярностью пользуется студия спортивного бального танца «Эсперансо». В школе выходит газета «Планета знаний», работает школьное телевидение (ежемесячно вещает новостной канал), есть свой вокально-инструментальный ансамбль, хореографическая студия, вокальный ансамбль, хоровая студия, театральная.Для организации досуга учащихся и жителей микрорайона действуют клубы по интересам – школьный пресс-центр, Клуб интернациональной дружбы, который стал опорным для Московского международного КИДа, клуб «Московская завалинка» для ветеранов и молодежи, клуб авторской песни. Школа – опорная площадка для проведения балов, организуемых Центром общегражданского протокольного этикета торжеств «Высокий стиль», проведение выпускного бала – это особое событие, которое имеет полное право на отдельное его освещение.Сегодня в школе мы обучаем более 1250 ребят. В этом учебном году совместно с детским садиком, насчитывающим 350 дошколят, мы стали образовательным комплексом, который открыл нам новые возможности. Мы всегда были одной из крупных школ в городе по наполняемости и видели в этом преимущество перед малоукомплектованными школами, где трудно набрать детей на то или иное направление дополнительного образования. Занятость же детей во второй половине дня, тем более в школе, имеет очень большое значение для их становления, развития и формирования личности. Ребята рядом с нами, они не захвачены улицей, которая нередко может увести их в ненужное направление, увлечены делом, и на плохие помыслы у них не остается времени.У нас, взрослых, есть возможность так построить образовательный процесс, что дети через систему внеурочной деятельности, школьных традиций познают мир более правильно. Они учатся строить взаимоотношения с людьми, быть сопричастными к беде одних и радоваться успехам других. Соприкасаясь с прекрасным, они становятся чище, а общее дело формирует в них умение работать в команде. Сегодня они учатся любить и беречь свою школу, двор, завтра район, а далее город, землю, на которой живем.На мой взгляд, на взгляд очень многих моих коллег, система дополнительного образования – неотъемлемая часть образовательной деятельности теперь уже в комплексе. Она не только не мешает учебному процессу, а, напротив, помогает, доказательство этого – ее высокая востребованность родителями нашей организации, довольно высокие показатели в рейтинге школ Москвы (55-е место в 2011-2012 учебном году, 40-е место в 2012-2013-м).Здорово, когда в систему дополнительного образования школы приходят профессионалы! Все эти люди привносят в школу не только культуру, любовь к своей профессии, помогают формировать личность, но и создают атмосферу и дух школы. В нашей системе дополнительного образования работают люди с консерваторским образованием, артистка балета Кремлевского дворца съездов, профессиональные хореографы, мастера спорта, заслуженный работник культуры, заслуженная артистка России.Нынешний год юбилейный не только для нашего фольклорного ансамбля «Любавушка», но и для его руководителя. «Любавушке», как и школе, исполнилось 10 лет, с самого основания им руководит заслуженная артистка России, экс-солистка Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого Галина Краснова, концертмейстер – заслуженный работник культуры РФ В.Краснов. Это мои единомышленники и друзья юности, которые согласились попробовать себя в роли педагогов. Как руководитель, я не ставила задачу готовить артистов, хотя не могу не отметить, что одна из выпускниц сегодня артистка хора Пятницкого, эту дорогу перед ней открыла Галина Сергеевна.Мое детство прошло на народных песнях. Их пели в нашей семье бабушка, дедушка, папа, который к тому же играл на баяне. Поздним летним вечером после уборки хлебов порой до рассвета звучали народные наигрыши на всю округу, как ни странно, никогда никому из односельчан это не мешало, хотя ночью звучание музыки разносилось на многие километры. Так папа отдыхал и набирался сил для нового рабочего дня. Эта музыка помогает мне и сегодня обретать силы, успокаивает, волнует, согревает, очищает душу. Именно поэтому и убеждала своих друзей юности прийти в школу, научить детей услышать и полюбить народную песню. Я очень благодарна чете Красновых за то, что они и сегодня остаются рядом с нами, несут звучание и душу русской народной песни не только нашим детям, но и нам, учителям. Частые школьные концерты ансамбля «Любавушка» никогда никого не оставляют равнодушными.Народное творчество – одна из важнейших ценностей любой культуры. Каждому народу присущи характерные именно для него сказки, танцы, музыка. Песни – самый распространенный вид народной музыки, поют их и в радости, и в печали или все вместе на каком-нибудь торжестве. Только вот сейчас стала теряться индивидуальность культуры, самобытность. Мы перестали слушать народные песни, танцевать «Барыню». Молодое поколение, наверное, и не знает этих песен и танцев. Даже с днем рождения мы чаще поздравляем на иностранный манер. А ведь как у нас много замечательной народной музыки! Каждая песня – целая история из жизни, прекраснейшая мелодия и в зависимости от содержания или грустная, проникновенная или такая веселая, задорная, что ноги сами в пляс пускаются. Сегодня народная песня в школьном образовании и воспитании должна иметь очень важное значение. Среди многих слагаемых, составляющих основу национального характера, народной песне следует предоставить достойное место. Дети с ранних лет должны слышать свою родную песню, привыкать воодушевляться при ее звуках, чувствовать в себе кровь своего народа и все то героическое, высокое, что таится в народной душе. Национальная песня должна сопровождать все торжественные моменты жизни школьника.Следует отметить, что в ансамбле Галины Красновой поют дети не по кастинговому отбору, а по желанию изучать народное творчество, первоначально, может быть, больше желанию родителей, чем детей. Но любовь к русской песне, умение, а скорее открывшийся талант педагога передать эту любовь детям, завораживает всех, кто приходит на ее занятия. У нас поют все – дети, учителя, родители. Отчетные концерты и фестивали, которые проводит фольклорный ансамбль «Любавушка», – потрясающее действо, которое собирает полный зал и никого не оставляет равнодушным. Это настоящие музыкальные спектакли по мотивам не только русских народных песен, но и сказаний, былин, русского фольклора. Они всегда создают необычайно теплую и удивительно домашнюю атмосферу не только на сцене, но и в зале.Фольклорное отделение работает по образовательной программе «Истоки: русская народная песня». Она была разработана на основе деятельности студии хора им. Пятницкого, личной активной концертной работы в этом хоре и личного опыта работы профессионального артиста-педагога с детьми. Эта программа имеет прочную научную основу. Она базируется на методике народной артистки России, педагога по вокалу хора им. Пятницкого В.Прокошиной и заслуженного деятеля искусств, хормейстера хора им. Пятницкого Н.Королевой, адаптированной для детей школьного возраста.Концертный репертуар ансамбля «Любавушка» имеет свое лицо. Его отличает присутствие метода «художественной игры». На своих занятиях дети не только обучаются народному пению, но и одновременно с пением изучают жанры русской народной песни, обряды и обычаи русского народа. Нередко занятия ансамбля проходят в нашем школьном музее русского быта «Колесо истории – вперед к истокам» – это место, в котором собраны уникальные подлинные образцы предметов русского быта. Все это делает занятия более приближенными к тому времени, когда создавали песни, предоставляют детям возможность более реально войти в мир подлинной народной художественной культуры, постичь опыт народного песенного творчества, прикоснуться к истории, к корням своего рода. Разработанная программа раскрывает для детей в доступной форме секреты основ народного пения, прививает любовь не только к народной песне, но и к Отечеству.Репертуар ансамбля включает народные песни – игровые, плясовые, календарные, хороводные, патриотические, исторические песни и духовные стихи, романсы, лирические протяжные песни, колыбельные, шуточные, свадебные песни, обрядовые, календарные, частушки. Все исполняемые ансамблем русские песни несут смысловую нагрузку. В них поется о быте, о переживаниях и о жизни людей того времени. Лаконичная формула «Песня – душа народа» прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Песня раскрывает такие глубины и тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Мы, русские люди, пели и поем почти всегда – в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости.Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и национального характера, того, что сегодня называют менталитетом, свойственным русскому народу. Даже известнейший русский мыслитель И.Ильин свидетельствовал, что ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение научит его первому одухотворению душевного естества – по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье – по-русски. «Русская песня, – писал он, – глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».Нынче наша молодежь не знает русских народных песен. Конечно, это великая беда, которая стала результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность как важнейшая черта русского национального характера.Народную песню очень трудно, почти невозможно, сделать объектом рефлексии. Пение, сам акт исполнения песни скорее связан с эмоциональным переживанием, нежели с рациональным осмыслением. Песня во всех ее проявлениях была естественной потребностью самовыражения, только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня – душа народа. Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на нее свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная…», «Липа вековая над рекой стоит…», «Калинка…». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине» (одной из моих любимых песен с раннего детства).Когда я слышу пение ребят, у меня всегда возникает ощущение, что в этот момент происходит очищение души и у тех, кто слушает, и у тех, кто поет. Лица поющих детей я вижу счастливыми! Это ли не радость – осознавать, что они смогут вырасти истинно русскими людьми?! Выступление фольклорного ансамбля «Любавушка» -украшение всех наших школьных мероприятий. При этом в репертуаре всегда находится такой спектр музыкального калейдоскопа, который оказывается очень созвучным тому или иному направлению деятельности, будь то традиционный «Кулинарный поединок» среди 5-8-х классов или вечер для ветеранов, поездка с концертом в госпиталь, в детский дом или вахта Памяти в День Победы, традиционный «День рождения Зимнего сада» или заседание клуба «Московская завалинка», праздник «Масленица».Наши дети, изучая в фольклорном ансамбле русскую народную песню, с восхищением осознают, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражает и хранит в памяти поколений историю нашей Родины! В песнях для них раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств. Душа сегодняшнего человека, который поет песни своих предков или хотя бы слушает их, соприкасается с суровыми думами Ермака, с разбойной удалью Стеньки Разина, с тихой грустью пряхи в низенькой светелке, с горькой долей ямщика, замерзшего в степи, с нелегкой службой солдатушек-ребятушек, с завидной любовью человека, готового отдать златые горы за «ласки-взоры». Как добрая и мудрая наставница, песня внушает им любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры», а народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.Уже более 10 лет на нашей сцене, на многих сценах столицы, в других городах и даже странах можно услышать веселую частушку или народную песню в исполнении наших участников фольклорного ансамбля «Любавушка». Ребята, получив от предыдущего поколения (от своего руководителя, дедов, родителей, учителей) не только народные песни, но и загадки, считалки, дразнилки, оставят это в своей памяти и передадут своим детям, не думая при этом, что они хранители народной музыкальной мудрости. Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни.В XIX веке не было ни телевидения, ни радио, ни даже широкого распространения печати, но достаточно было одному человеку занести в какое-нибудь дальнее захолустье любезную русскому сердцу песню, и она неизбежно и легко становилась достоянием всех. А как чрезвычайно высока была роль песни в годы войны! Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии, их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки, помогали пережить горечь утраты. Лирическая песня в годы Великой Отечественной войны была не менее могучей силой, поднимающей дух русского народа, его веру в Победу, надежду на возвращение и скорую встречу с родными и близкими людьми, с любимыми, с родной стороной, за что надо смело сражаться.Отражение нашей истории мы видим в песнях нашей «Любавушки», видим глубину нашей русской души. И пусть далеко не все из участников ансамбля свяжут свою судьбу с музыкальным творчеством. Мы хотели, чтобы наша русская народная песня жила, чтобы ее слушали наши дети, а те, кто поет, обретали истинно русский характер и могли передать любовь к русской песне следующему поколению, как стараюсь это делать и я, создавая в школе все условия для развития пропаганды русской народной песни. Все мои ученики и их родители во времена моей работы учителем много раз бывали в зале П.И.Чайковского на выступлениях хора им. Пятницкого. Это были большие коллективные посещения. Прошло много лет, мои дети-ученики выросли, но воспоминания о тех чувствах, которые они получили на этих концертах, всегда всплывают при наших встречах, любовь к русской песне они передают уже своим детям.Наш ансамбль «Любавушка» – это очень яркий и профессиональный детский ансамбль. Особое значение в работе ансамбля занимает его концертная деятельность. Список побед на фестивалях и конкурсах не только городского, всероссийского, но и международного уровня довольно обширен. Они лауреаты, победители и обладатели Гран-при многих престижных всероссийских и международных детских музыкальных конкурсов и фестивалей. Это «Открытая Европа», «Зажги свою звезду», «Майский жук», «Мир в душе – любовь в семье – мир на планете», «Красота спасет мир», «Роза ветров», «Звонкие голоса России», «Бегущая по волнам», «Таланты нового века-2012», «Музыкальная Московия» и многие другие.Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, праздниках предоставляет возможность не только закрепить певческие навыки, выразить себя, проявить свои артистические способности, но и взращивает систему человеческих ценностей: отношение к природе, к Родине, к матери, к своей истории, к людям, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем.Вера ИЛЮХИНА,и. о. директора школы №2006, заслуженный учитель РФ
Комментарии