search
main
0

«Сплетенье живой мечты и трезвого ума». Тема «Развитие литературы и искусства во второй половине ХVIII века». 7-й класс

Задачи: 1) показать различные направления литературы и искусства; 2) познакомить ребят с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства и их авторами. Оформление: на доске и на стенах развешаны картины с изображением архитектурных памятников, на переносных досках – репродукции картин.

Опрос. Проведение игры «Крестики-нолики».

Класс делится на две команды: «крестики» и «нолики», чтобы определить, кто будет начинать игру, предложить ребятам ответить на вопрос. Кто первый поднимет руку и правильно ответит на вопрос, та команда и начнет игру.

Вопрос. Кто из русских императоров отправился за границу обучаться мастерству?

Итак, начинаем игру.

1. В каком году была открыта Академия наук?

2. Какую главную задачу ставила Академия наук?

3. Кто доказал существование пролива между Азией и Америкой?

4. Кого называли гордостью русской науки и культуры?

5. Как называлось мозаичное панно, автором которого был Ломоносов?

6. Кто называл Ломоносова нашим «первым университетом»?

7. В каком году был открыт первый русский университет?

8. Чем отличался первый русский университет от зарубежных?

9. Как называлась первая общественная газета, которую начал издавать Московский университет?

10. Назовите фамилию журналиста, возглавившего издательства Московского университета.

11. Кто был автором паровой машины?

12. Что такое «кулибинский фонарь»?

13. Кто был изобретателем одноарочного неразводящегося моста?

14. Кто написал труд «Описание земли Камчатской»?

15. Как звали гениального математика-иностранца, преподававшего в Академии наук?

16. Кто называл Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?

Сегодня мы познакомимся с выдающимися литераторами, живописцами, скульпторами, архитекторами, которые творили во второй половине ХVIII века.

Русская культура ХVIII века, продолжая традиции века ХVII, сделала решительный поворот от древнерусской культуры к общеевропейской, сохранив при этом яркое национальное своеобразие. Во второй половине ХVIII века возросла роль литературы. Большим успехом пользовались оды Гавриила Романовича Державина. До того как стать поэтом, Державин 10 лет занимал пост губернатора в Петрозаводске и в Тамбове. Но находясь на службе в Сенате и при дворе Екатерины Второй, он продолжал оставаться независимым и прямолинейным. О себе он писал: «Горяч и в правде черт». В своих одах он пишет о большой любви к Родине, послушайте отрывок оды «На взятие Измаила»:

О, росс! О род великодушный!

О, твердокаменная грудь!

…Когда и где ты досягнуть

Не мог тебя достойной славы!

А слава тех не умирает,

Кто за Отечество умрет.

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет.

Совершенно иной характер произведений Дениса Ивановича Фонвизина. Его комедии «Бригадир», «Недоросль» высмеивают невежество и ограниченность привилегированного класса – дворянства. Писатель нарисовал типичные образы помещиков-крепостников, тупых, жестоких и корыстных. По мнению одного из героев «Бригадира», выдать дочь замуж нужно за человека, имеющего не менее двух тысяч крепостных душ, других качеств у жениха не должно быть. Главный герой «Недоросля» – Митрофанушка не желает учиться, считая, что географию учить не нужно, так как кучер куда надо, туда и отвезет. Слово «дверь» может быть как существительным, так и прилагательным, в зависимости от того, где эта дверь находится.

Сатирические журналы выпускал уже знакомый нам Николай Иванович Новиков. В своих журналах он с иронией писал о нежелании некоторых дворян учиться, а также об их пристрастии ко всему заграничному. Но как гром среди ясного неба стала книга Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Посмотрите, о чем судачили в книжной лавке после выхода этой книги.

Действующие лица: дама 1 и дама 2, а также купец Зотов.

Дама 1. Господин Зотов, что у вас новенького из напечатанного?

Купец Зотов. Из нового только книга о путешествии из Петербурга в Москву.

Дама 2. А кто же автор сей книжицы?

Зотов. Могу сказать только под большим секретом – Александр Радищев.

Дама 1. Это тот, кто закончил в Лейпциге в Германии университет?

Зотов. Он, он.

Дама 2. А не та ли это книга, которую наша матушка Екатерина Алексеевна читать изволила?

Купец. Именно он.

Дама 1. Позвольте, но ведь Екатерина Алексеевна назвала эту книгу вредной, а про его автора сказала, что он бунтовщик хуже Пугачева. Мне такая книга не нужна!

Дама 2. А я возьму эту книгу, слышала, что книгу данную приказали не продавать, а все, что напечатано – изъять. А я ее спрячу, ведь там написано о жизни в нашей стране, автор народ наш защищает. Возьмите за нее деньги.

(Дамы уходят, одна из них качает неодобрительно головой, другая прячет книгу.)

Купец. Да и я от греха подальше книги уберу.

В книге Радищев описывает жизнь простого народа, перед нами проходят картины проводов в армию, безрадостной жизни крестьян, автор предупреждает, что наступит время, и терпение крестьян лопнет. Вот почему Екатерина Великая так испугалась этой книги. Она очень боялась нового восстания.

Книга Александра Николаевича представлена очерками, каждый из которых посвящен одному населенному пункту, расположенному по дороге из Петербурга в Москву.

А сейчас давайте и мы совершим небольшое путешествие. Не забудьте делать записи в тетрадях.

Обратите внимание на прекрасные здания, которые были построены во второй половине ХVIII века. Как вы думаете, почему именно в этот период ширится каменное строительство?

Российская империя крепнет. Россия одерживает победы на море и на суше. Представители царской семьи и царского двора стали строить прекрасные здания, чтобы показать свое могущество.

Одним из крупнейших архитекторов ХVIII века был Варфоломей Растрелли. Он приехал в Россию в 16 лет вместе с отцом, известным скульптором. Здесь он нашел свою вторую родину, поэтому в строительство зданий он вкладывал свою душу. О Зимнем дворце он писал, что строил его для одной славы – Российской. Большинство его зданий построено в стиле барокко, для которого характерны торжественность, величавость, четкость пропорций, ритм колонн и обилие декоративного убранства. Наиболее знаменитым является Екатерининский дворец, построенный в Царском Селе.

Ломоносов писал об этом дворце:

Кто видит, всяк дивится.

Художество славных сила

Возможность всю свою

И хитрость истощила.

Можно отметить яркую раскраску фасада, дворец сверкает золотом – вызолочены лепные детали наличников, вазы, статуи, капители колонн и пилястр. Золоченые детали выступают на фоне двух цветов – лазоревого, в который окрашена сама стена, и белых колонн. А вам понравился Екатерининский дворец во время экскурсии в город Пушкин?

Восемь лет работает Растрелли над Зимним дворцом. 176 скульптур и ваз, медальоны, маски показывают неистощимую фантазию архитектора. Особенно прекрасен дворец в лучах солнца. Словно в медленном танце, колонны расходятся, сближаются, сгущаются в букет, все включено в движение – игра света и тени, солнечных лучей. У Всеволода Рождественского есть строки:

Он русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

Он верил, что их пышное цветенье

Убережет российская зима.

Они росли – чудесное сплетенье

Живой мечты и трезвого ума.

Великолепны здания, построенные в Павловске, посмотрите на эти рисунки.

Если Растрелли творил в Петербурге, то в Москве многие здания построены Василием Ивановичем Баженовым. Он творил в стиле классицизма, для которого характерны строгость внешнего облика зданий, четкость вертикальных и горизонтальных линий, симметричность построек с выделением центра. Здание украшает большое количество колонн, венчает его купол. Замечательный памятник классицизма – Дом Пашкова. Баженов не случайно выбрал место на холме, здание, выстроенное именно здесь, создает ощущение легкости и свободного полета. Центральные колонны стоят на высоком пьедестале. Украшено здание великолепными скульптурами, в целом архитектура и скульптура очень связаны. Галерею прекрасных бюстов создал Федот Иванович Шубин. Выходец из крестьян-поморов, земляк Михаила Ломоносова. Среди его работ – высшие сановники и даже император Павел. Но больше всего он ценил бюст своего земляка. Выполнен он был по памяти в 1792 году. Перед нами лицо, полное мысли. Открытый, чуть тронутый печальной улыбкой взгляд. В улыбке Ломоносова и печаль, и мудрая ирония. Федот Иванович изобразил своего земляка не в парадном блеске орденов и в пышном парике, а в будничной одежде. Он хотел показать внутренний облик Ломоносова, ну как тут не вспомнить слова Пушкина:

«Он был везде тот же – дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в Академии, которая не смела при нем пикнуть. Со всем тем он был добродушен и деятельно сострадателен».

Величайшим памятником ХVIII века является памятник Петру Великому работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Над этим памятником автор работал 12 лет. Главная цель – показать патриотический характер деятельности Петра I, величие его свершений.

Фальконе писал:

«Я ограничусь статуей героя и его изображу не в качестве полководца и победителя… Гораздо выше личность созидателя, законодателя, ее-то и надо показать».

Скала весом 80 пудов, на которую поднялся всадник, – символ тех трудностей, которые пришлось преодолеть Петру. Форма пьедестала в виде волны олицетворяет борьбу Петра за выход в Балтийское море. Змея, которую топчет конь Петра, – это коварство и злоба, которые были вызваны нововведениями императора. Петр I облачен в античный плащ и в русскую рубаху, восседает он не в богатом седле, а на звериной шкуре (символ медвежьей Руси).

Красиво уложенные волосы венчает лавровый венок, короткий меч у пояса свидетельствует о том, что перед нами воин-победитель. Пристален взгляд, чуть сдвинуты брови, лицо одухотворено глубокой мыслью и устремленностью вперед. У Пушкина есть строки: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!»

Памятник поражал новизной решений – всадник, взлетев на скалу, поднял коня на дыбы. Об этом тоже есть у Пушкина: «Не так ли ты над самой бездной… Россию поднял на дыбы».

Посмотрите внимательно на памятник, что вам в нем понравилось? Какие чувства вызывает этот памятник?

Вспомните, что в условиях средневековья свободное художественное творчество сковывалось и даже осуждалось. Изображение человека, рисование с натуры считались греховными. Но в ХVIII веке все меняется, роль светской культуры резко возрастает, особенно развивается портретная живопись.

Я приглашаю вас в картинную галерею на экскурсию.

Перед вами картина Левицкого «Портрет Урсулы Мнишек». Этот портрет называли гордостью галереи Левицкого. Она считалась идеалом красоты тех времен. Но как пуст и лишен мысли холодный взор ее голубовато-зеленых глаз. Да и весь облик, кукольно-фарфоровый, подчеркивает поверхностность взгляда на жизнь, на те поступки, на которые способна светская красавица. В своих портретах, а Дмитрий Григорьевич Левицкий писал портреты многих известных людей, он подчеркивает не чины и богатство, а ум, благородство и доброту.

Талантливым учеником Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский. Родился он на Украине, родственники занимались церковной живописью. Юноша-самоучка расписал специально построенный для Екатерины второй дворец. Роспись очень понравилась не только императрице, но и известному архитектору Н.Львову, после чего Боровиковского пригласили в Петербург. За свою творческую жизнь Владимир Лукич создал 400 картин.

Одна из известных – парадный портрет князя Куракина. Он изображен в одежде из золотой парчи. Горят драгоценные камни, переливаются орденческие ленты, что доказывает: перед нами важный сановник, это подчеркивают и бумаги, разбросанные на столе. За плечами князя мраморный бюст его покровителя – императора Павла. Куракин очень доволен собой, на его лице высокомерная улыбка. За несметные богатства князя называли бриллиантовым, а за спесь и высокомерие – павлином. Но самое поэтическое произведение Боровиковского – портрет Марии Ивановны Лопухиной. Задумчивый грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка. Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы, мягкая воздушная дымка – все это образует единство природы и человека. Жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и она умерла совсем молодой. Но спустя 100 лет после написания этой картины поэт Яков Полонский, увидев образ Лопухиной, создал стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданья – тень любви, и мысли –

тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать,

молчать.

А вот перед вами картины Федора Степановича Рокотова. В его портретах увековечены неповторимые черты современников художника, выражен их внутренний мир. Глядя на портреты, написанные Рокотовым, ты проникаешь в душевные переживания каждого. Персонажи его работ умны, сердечны, полны самоуважения и благородства. Самое известное и наиболее удавшееся Рокотову произведение – это портрет Струйской. Александра Петровна прожила долгую и непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них за время своего сорокатрехлетнего вдовства. О характере этой поэтичной, загадочной, полной обаяния и душевного богатства женщины Николай Заболоцкий писал:

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок –

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Грусть и печаль можно заметить и в полотнах Аргунова. В семье Аргуновых чуть ли не все были архитекторами или художниками, но все они были крепостными и принадлежали графам Шереметевым. Труды Аргуновых приносили их хозяевам славу, а сами мастера оставались рабами. Живописец Иван Петрович Аргунов называл себя «всенижайшим рабом». Чтобы заниматься любимым делом, художник должен был просить милостивого согласия. Чаще всего он изображал знатных особ, а однажды даже написал портрет Екатерины II. Тайком от графа он изобразил молодую женщину в русском костюме. Она такая же крепостная, как и он сам, но она не кажется робкой и униженной. Иван Петрович изобразил ее сильной, гордой, доверчивой и открытой. А кокошник на ее голове похож на корону.

Антон Иванович Лосенко был сыном крестьянина. Он рано остался сиротой. Однажды чиновник придворного хора услышал чудесный голос мальчика, и Антона увезли в Петербург в певчии. Но вскоре у мальчика пропал голос, и его отправили учиться живописи. Лосенко в основном писал картины о прошлом и стал первым историческим художником. Его картины похожи на театральные представления. Перед вами картина «Прощание Гектора с Андромахой». Это полотно возвращает нас во времена античности. Лосенко дружил с лучшими артистами и оставил нам портрет Федора Волкова, которого называли отцом русского театра.

Федор Григорьевич Волков вырос в Ярославле, был приемным сыном купца, который не мешал своим сыновьям заниматься театральными постановками. Впоследствии он основал театр, который стал доступен для всех. Об этом узнала Екатерина II и пригласила его с труппой в Петербург, где вскоре Волков завоевал любовь публики. Он был не только прекрасным артистом, но и стихотворцем, искусным живописцем и хорошим музыкантом. К сожалению, он умер в самом расцвете творческих сил.

Наша экскурсия на сегодня завершена, но знакомство с произведениями искусства мы продолжим на следующих уроках.

Светлана ЗВЕРЕВА, учитель истории и граждановедения, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте