30 сентября в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» состоялось испытание под названием «Открытая дискуссия». Одной из тем, вынесенных на публичное обсуждение, стала проблема школьного списывания.
Констатируя, что она имела место и в советской системе образования, и в реалиях XXI века (достаточно вспомнить утечку контрольно-измерительных материалов во время ЕГЭ-2013), ряд конкурсантов, по сути, предложил отказаться от традиционного восприятия списывания как сугубо негативного явления. «Итог дискуссии: списывание – часть социализации, а школа XXI века немыслима без живого учителя» – так был озаглавлен «горячий» репортаж на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/toy_news/191.
Абстрагируясь от конкурса и размышляя над природой списывания, хотелось бы отметить, что данная проблема имела место не всегда и не везде. Это такой же продукт конкретно-исторической культуры, как обыденное выбрасывание мусора прямо из окна или массовое нарушение правил дорожного движения. Обращаясь к опыту современных сверхдержав, мы видим, что законодательство КНР карает тех, кто поддался соблазну списать во время экзаменов, такой «драконовской» мерой, как пожизненный запрет на получение высшего образования. В школах США выявляют соответствующих нарушителей, поощряя практику доносов на воров результатов чужого интеллектуального труда. В России подобные доносы считаются зазорными: памятуя о всеобщем ложном доносительстве в период сталинизма, мы впали в обратную крайность, считая аморальным сообщать о совершённых на наших глазах правонарушениях. Для американцев никакой нравственной дилеммы в этом нет: списал – значит, украл, покушаясь занять в перспективе чужие места в вузе, в профессии, в социальной иерархии, которые ты не заслужил ни по способностям, ни по труду.
О способах преодоления списывания было уже много сказано в отечественной дидактике. Это, к примеру, использование устной зачётной формы, и, как справедливо отметили некоторые конкурсанты во время дискуссии, составление учителем индивидуальных и эксклюзивных творческих заданий (которые делают бессмысленным бездумное скачивание из Интернета шаблонных рефератов).
Между тем, списывание – это не только учебная, но и ментальная проблема. На мой взгляд, с ней нужно не заигрывать, а с малых лет прививать ребятам мысль о том, что списывание – это не шалость и пустяк, а такое же мерзкое дельце, как кража чужого кошелька. Иначе мы дойдём до того, что и коррупция – это разновидность социализации: украл, воспользовался служебным положением – значит, проявил социально-экономическую компетентность в условиях рыночной конкуренции…
Сергей Шадрин, учитель истории и обществознания средней школы №143 с углублённым изучением отдельных предметов города Казани, Республика Татарстан, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии