В школе №639 состоялась первая в этом учебном году встреча московского городского клуба «Дети – театр – образование», посвященная спектаклям малой формы. В показе приняли участие 11 детских театральных коллективов, еще 6 приехали в качестве гостей и участников зрительского конкурса (всего было 247 человек: 171 ребенок, 28 педагогов и 48 родителей). Маленькие зрители увидели фольклорные сказки и игры, сказки К.Чуковского, Н.Носова, современных писателей, философские притчи Ф.Кривина.
Музыкальные представления показали хозяева и театр «Детский остров» (гимназия №1526), в необычном жанре спортивной хореографии выступил театр хореографических миниатюр «Балаганчик» (ДТДМ «Хорошево»), варианты на тему литературного театра показали театрально-фольклорный кружок «Светлая криница» (школа №931), театр «Трям» (ЦО №1811 «Измайлово»), театральный коллектив «Гранд Грин Парк» (ЦО №1409). Представления с элементами кукольного театра дало творческое объединение «Класс» (ЦО №218), в традиционном драматическом жанре выдержал свою работу театральный коллектив «О-кей» театральной школы «У друзей», а передвижной театр «Софит» ДЮЦ «Пресня» показал экспериментальную работу – коллективную инсценировку народной английской сказки «Три поросенка» с элементами импровизации в стиле дель арте.«Маленький спектакль» был задуман организаторами как постоянно действующий беспризовой образовательный фестиваль, в котором участвуют начинающие: младшие школьники, студийные группы первых лет обучения или начинающие педагоги. Но любое правило в клубе не догма. Поэтому если опытному детско-юношескому коллективу очень хочется показать спектакль-малютку на 5-15 минут, это не запрещено. Для актеров и режиссеров тут все равно нет никаких наград и ранжиров. В этом фестивале конкурс устраивается только для зрителей, cреди которых выбирают самых внимательных и чутких. Поэтому после каждого спектакля организаторы встречи задают детям хитрые вопросы обо всем только что увиденном: и о сюжете, и о героях, и о музыке, и о костюмах, а может быть, и об авторе, исторической эпохе, о которой шла речь.В прошлом учебном году программа «Маленький спектакль» пользовалась в клубе очень большой популярностью и даже не могла принять всех желающих. В этом году заявок тоже немало. Не все коллективы попали в афишу первого дня просмотра и теперь с нетерпением ждут апрельской встречи. Ждут ее и хозяева площадки: директор, учителя и учащиеся школы №639. В прошлом году они были только гостеприимными хозяевами, но не решились участвовать в показе, присматривались, а в нынешнем январе на встрече, посвященной сказкам, два первых класса уже выступили с музыкально-драматическими миниатюрами, а в апреле на встрече, посвященной прозе и поэзии, собираются показать работу средней школы по рассказу А.П.Чехова.Специальные индивидуальные призы за зрительскую культуру получили 18 детей и 2 коллектива: театрально-фольклорный кружок «Светлая криница» (руководитель – Татьяна Литвинова) и музыкальный театр «Детский остров» (руководитель – Ольга Михалева), памятные подарки от различных детских издательств получили все участники встречи, честно досмотревшие программу до конца.На коротком «круглом столе» для учителей и родителей были подведены методические итоги встречи, состоялся разговор о том, какими принципами важно руководствоваться, организуя детские театральные фестивали для маленьких. Родители с благодарностью отметили доброжелательную и радостную обстановку праздника и высказали мысли о том, что встреча имела большой образовательный потенциал. «Все было организовано так, чтобы развивать не только умы, но и души наших детей», – сказала одна мама. Гость встречи – учитель музыки школы №1060 Татьяна Рокитянская обратила внимание на проблемы, которые стали видны благодаря встрече: только один коллектив обратился к современной сказке, никто – к современной детской поэзии, а между тем, как показал, например, опыт встречи клуба с детскими писателями Москвы, сегодня хорошая детская литература есть. Безусловно, она нужна современным детям, потому что отвечает на их запрос в актуальности и узнаваемости проблем и художественного языка. Очень жаль, что учителя мало знакомы с творчеством Марины Бородицкой, Григория Кружкова, Инны Гомазковой, Марка Шварца, Дины Крупской, Бориса Минаева и многих других. Однако, признавая существующие проблемы, педагоги соглашаются с необходимостью подобных встреч. Вот что написала Татьяна Литвинова, постоянная участница встреч, впервые выставившая работу свого коллектива: «Такая форма проведения мероприятий клуба позволяет окунуться в подлинную атмосферу детского творчества, увидеть воочию разнообразие возможных форм постановки детских маленьких спектаклей. Кроме того, в сравнении с другими коллективами легче осознать свои собственные ошибки и удачи, а также проверить жизнеспособность выбранной тобой формы работы и постановочного жанра. Я, например, остро ощутила (правда, на примере чужого спектакля) подлинный интерес детей к фольклорной теме. Это позволяет надеяться на то, что мой выбор жанра фольклорного театра удачен, несмотря на все мои еще существующие профессиональные ошибки. Дети, «поварившись» в общем творческом котле, осознают свое неодиночество, понимают, что их любимым делом занимается множество ребят. Им действительно интересно смотреть чужие работы, и они позитивно воспринимают ту высокую планку, которую задают более опытные коллективы. Особенной и очень приятной неожиданностью оказалось для детей то, что можно получать подарки не за выступление, а за зрительское внимание (мой коллектив был награжден специальными призами как самые внимательные зрители). Оказывается, быть зрителем – это тоже очень важное дело».Остается только сожалеть, что второй год подряд такой важный и интересный клуб, созданный по инициативе МИОО, собирающий энтузиастов-педагогов, воспитывающих детей великим театральным искусством, не пользуется поддержкой тех, кто отвечает за принятие управленческих решений в сфере воспитания.
Комментарии