После прочтения статей в «УГ» о начале эксперимента по введению основ религиозных культур в школах мне захотелось поделиться некоторыми соображениями. Татьяна Масликова в статье «Как не поссорить этику с культурой» («УГ» №13 от 30 марта 2010 г.), наверное, права в том, что подобные занятия лучше проводить учителям. Однако не за девять же дней нужно готовить преподавателей новых дисциплин!
Федор Чернов, учитель-дефектолог рыбослободской школы №2, пос. Рыбная Слобода, Республика Татарстан
Более реалистично настроены, на мой взгляд, сибирские учителя из статьи Натальи Яковлевой «Эволюция отменяется» в «УГ» №14 от 6 апреля 2010 года. В этой статье критикуется то, что знания учителям давали «спецы свежей выпечки». Разделяю сомнения насчет целей данного нововведения: «для духовного совершенствования, для нравственного воспитания детей» вводится новый предмет или «с целью получить дополнительное финансирование, показать себя инновационным лидером»?
С сочувствием читая статью, хотел бы немного поспорить с некоторыми ее положениями. Например, не согласен я с возмущением тем, что не учтены интересы католиков и протестантов, которых примерно столько же, сколько иудаистов. Недоумение это можно рассеять. Не учтены они, видимо, для того, чтобы не давать рекламу этим направлениям. Зачем наносить ущерб традиционным религиям нашей страны? В почтовых ящиках нашего дома регулярно появляются газеты появившейся откуда-то протестантской организации.
Пусть меня не поймут предвзято: я не против существования данных конфессий. Пусть их приверженцы воспитывают своих чад, как им кажется нужным, лишь бы не пополняли свои ряды за счет представителей традиционных для нашей страны религий. Почему бы тогда не учесть интересы приверженцев старообрядчества? Явление это в своем роде замечательное, его история – важная составная часть истории нашего государства. Хотелось бы также высказаться по поводу определения Бога в учебнике под редакцией протодиакона Андрея Кураева. Поймет ли его ребенок?
Сущность же самого эксперимента неясна. В указанной статье приводятся слова народного учителя, директора губернаторского Светленского лицея в Томской области Александра Сайбединова: «Мы уже 15 лет знакомим детей с религиями мира как с культурологическим, историческим явлением через историю изобразительного искусства». Великолепно! Вот факт, достойный изучения, вот чей опыт хорошо бы изучить, прежде чем проводить эксперименты.
Выход, пожалуй, один – добиваться того, чтобы толерантность соблюдалась непосредственно на каждом уроке каждого из выбранных учащимися курсов. Этому должны способствовать и учителя, и родители. Использование интегрированных уроков также поможет справиться с проблемами, о которых шла речь в названных статьях.
Комментарии