В Москве свои подходы к заработной плате педагогов. Она высока по сравнению с другими регионами России. Например, тарифная ставка 12-го разряда составляет 7312 рублей. Плюс система доплат за работу, не входящую в круг должностных обязанностей, и надбавок за работу в особых условиях. Однако устраивает ли такая оплата труда московских учителей и управленцев? Нет, поскольку она не позволяет решить проблемы повышения качества столичного образования. Происходит старение педагогических кадров, высококвалифицированные учителя уходят в частный образовательный сектор или выбирают высокооплачиваемую работу в коммерческих фирмах и предприятиях. Такова специфика мегаполиса. Что противопоставить этому? В Москве полагают, что только высокую зарплату, которая привлечет в отрасль молодых педагогов. Ведь молодой человек сегодня хочет зарабатывать не меньше 500 долларов в месяц, а система образования пока такой зарплаты дать ему не может. И это при том, что выпускники вузов получают после окончания учебы не 8-й, как раньше, а 10-й, 11-й и даже 12-й разряд, приближаясь по уровню оплаты труда к своим старшим коллегам.
И база, и стимул
В то время, когда в регионах шел поиск собственной, не похожей на другие, отраслевой системы оплаты труда, Москва спокойно вела свою линию, в соответствии с традициями и опытом работы в предыдущие годы. Наверное, потому, что столичное правительство никогда не ставило в образовании задач экономии средств и повышения зарплаты одним педагогам за счет сокращения других. Наоборот, власти последовательно, шаг за шагом повышали зарплату всем педагогическим работникам, а кроме того, выстраивали систему доплат и надбавок. Сегодня базовая часть фонда оплаты труда составляет 60,6 процента от ФОТ, стимулирующая – 39,4. Между тем городское правительство рассматривает предложения Департамента образования, позволяющие ввести механизм увеличения базовой части фонда оплаты труда на 10-15 процентов.
12 декабря 2006 года правительство Москвы внесло изменения в систему оплаты труда педагогов, и теперь можно рассчитывать на то, что стимулирующая часть фонда оплаты труда в 2007-2008 годах увеличится до 42,6 процента от ФОТ.
Мотивация – страшная сила
Если все так подробно расписано, если установлен столь широкий перечень доплат и надбавок, возникает естественный вопрос: а как в таких условиях подтолкнуть человека к творческому отношению к работе, к выполнению того, что напрямую не входит в перечень его должностных обязанностей? Не сделаем этого, получим длинный список школ, не отличающихся одна от другой, имеющих одинаково средний уровень. Именно поэтому, решили в Москве, необходима материальная поддержка инновационных школ.
Возникает вопрос: способствуют ли все эти надбавки повышению качества работы учителя? Подчас ситуация напоминает бег за уходящим трамваем: бежишь, потом настигаешь, проходишь в салон и дальше едешь спокойно, не напрягаясь. Также и учитель делает все, чтобы стать заслуженным или народным, но, получив звание, несет его, независимо от качества работы и ее оценки общественностью. Это не значит, что надбавки следует отменять или уменьшать, люди достойно работали и получили то, что им причиталось за хорошую работу. Это значит, что должна учитываться общественная оценка труда учителя и качество его работы для соответствующего материального стимулирования. С этой целью в Москве с 1 января 2008 года предусмотрено формирование поощрительного фонда в размере до 5 процентов от общего фонда оплаты труда. Механизм распределения поощрительного фонда будет общественно-государственным, включающим экспертные оценки аттестационных комиссий, мониторинг профессиональной деятельности, оценку управляющего совета учреждения и других общественных структур.
Чем директор хуже учителя?
Возникает еще один очень важный вопрос – о тарифно-квалификационных характеристиках. Объемные показатели по отнесению учреждений к группам по оплате труда руководителей и Требования к квалификации при аттестации, учитывающие специфику труда работников образования, уже давно были разработаны Минобразованием РФ и Госкомвузом РФ. Но в 2000 году Минюст отказался регистрировать эти документы, обосновывая свой отказ несоблюдением разработчиками установленных правил подготовки ведомственных нормативных правовых актов. Через год Минобразования РФ разработало временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям и специалистам, а также временные объемные показатели по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Однако нет ничего временного, что не стало бы со временем постоянным. За годы применения методы и алгоритмы, заложенные во временных документах, доказали на практике свою адекватность задачам комплексного учета качества труда педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, поэтому Москва успешно использует их в новой системе оплаты труда.
А теперь, собственно говоря, нужно разобраться, каким образом зарплата московских учителей возрастет к 2009 году на 240 процентов.
Дело – в сетке
Москва никогда и ни при каких условиях не отказывалась от Единой тарифной сетки, поскольку считает: такая форма расчета зарплаты может быть весьма полезной, если правильно ее использовать. Тем более что это полностью соответствует Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по разрешению трудовых споров. Комиссия в 2006 году рекомендовала не отказываться от ЕТС. В самом деле, ведь в ЕТС предусмотрено все: стаж, квалификация, образование. Дело-то, как известно, даже не в самой сетке как таковой, а в том, какова месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС.
А теперь посмотрим, какова в Москве динамика изменения величины первого разряда ЕТС за последние два года.
В 2005 году на начальном этапе внедрения новой системы оплаты труда величина первого разряда ЕТС была установлена в размере 2000 рублей, с 1 мая 2006 года она увеличилась до 2200 рублей (плюс 10 процентов), с 22 августа 2006-го – до 2530 рублей (плюс 15 процентов), с 1 мая 2007-го – до 2910 рублей (плюс 32,5 процента), с 1 сентября 2007-го – до 3638 рублей (плюс 65,4 процента). Вот с этой точки и пойдет дальнейший рост зарплаты учителей:
с 1 мая 2008 года – на 15 процентов,
с 1 сентября 2008-го – на 20 процентов,
с 1 мая 2009-го – на 10 процентов,
с 1 сентября 2009-го – на 10 процентов.
В сумме такой рост позволит увеличить среднюю зарплату московского учителя по отношению к 2006 году:
в 2007-м – на 43 процента,
в 2008-м – на 98 процентов,
в 2009-м – на 240 процентов.
Расписание на завтра
Еще один вопрос: а как быть в условиях нормативного финансирования, когда норматив утвержден и в основной своей части состоит из средств на оплату труда? И еще один: как формировать фонд оплаты труда в пределах выделенных средств и каковы будут полномочия образовательного учреждения и органов общественного управления в распределении этого фонда.
Сегодня фонд оплаты труда педагогов в образовательных учреждениях Москвы формируется из фонда заработной платы педагогических работников за часы педагогической нагрузки в соответствии с утвержденным учебным планом и тарифными ставками ЕТС, фонда заработной платы работников учреждений, исчисленного в соответствии с утвержденным учредителем индивидуальным штатным расписанием каждого конкретного учреждения, фонда заработной платы на установление доплат и надбавок в соответствии с отраслевыми условиями оплаты труда, утвержденными постановлением правительства Москвы в 2005 году. При нормативном финансировании у некоторых образовательных учреждений окажется недостаточно средств для формирования фонда оплаты труда в соответствии с этим порядком. Поэтому в Москве введут новый порядок формирования фонда оплаты труда, с помощью которого можно будет регулировать составные части ФОТ и их соотношения, соотношение фонда заработной платы педагогических работников и фонда заработной платы АУП и прочих работников, порядок проведения тарификации педработников, установления штатного расписания учреждения, формирования фонда зарплаты на доплаты за работу, не входящую в круг должностных обязанностей, формирования ФЗП на надбавки стимулирующего характера, полномочия образовательного учреждения при введении нормативного подушевого финансирования и регламент участия органов общественно-государственного управления.
Отраслевая система оплаты труда педагогических работников в Москве не похожа ни на тюменскую, ни на питерскую. Она иная, потому что в Москве иная политика, нежели в Тюмени и Санкт-Петербурге. Систематическое увеличение зарплаты позволяет вести расчеты оплаты труда не только по справедливости, но и с точным курсом на обеспечение роста качества работы педагогических работников. Остается надеяться, что все планы, выстроенные Москвой, будут реализованы.
Виктория МОЛОДЦОВА
Информация к сведению
Стимулирующие надбавки в московской системе образования составляют:
3,5% – за особые условия труда в реализации программ повышенного уровня и экспериментальных программ;
5% – за особые условия труда при работе со сложным контингентом (КРО, девиантное поведение);
12% – за реализацию целевых дополнительных образовательных программ;
3,5% – за особые условия труда при работе с этнокультурным компонентом;
5% – за особые условия труда при работе с детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении;
5% – за особые условия труда при работе с детьми-сиротами;
5,4% – молодым педагогическим работникам.
В системе образования Москвы установлены выплаты, учитывающие особенности конкретного вида общеобразовательного учреждения.
Введены коэффициенты:
1,15 – за особые условия труда в реализации программ повышенного уровня и экспериментальных программ;
1,2 – за особые условия труда при работе со сложным контингентом (КРО, девиантное поведение);
1,5 – за реализацию целевых дополнительных образовательных программ;
1,5 – за особые условия труда при работе с этнокультурным компонентом;
1,2 – за особые условия труда при работе с детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении;
1,2 – за особые условия труда при работе с детьми-сиротами;
1,25 – за работу в сельской местности (в Москве есть несколько сельских школ);
1,4 – молодым специалистам из числа педагогических работников в течение первых трех лет работы;
1,8 – за работу в условиях, опасных для здоровья, и особо тяжелых условиях труда;
1,5 – молодым специалистам, имеющим диплом с отличием;
1,5 – за звание народного и заслуженного учителя;
1,3 – отличникам и почетным работникам, а также имеющим аналогичные звания;
1,1 – имеющим ученые степени.
Комментарии