Наталья БУЗУК, учитель-дефектолог детского сада компенсирующего вида №2316 для детей с нарушением зрения: – Наш бурный и непростой век оказывает на детей влияние интенсивностью жизни, стремительным развитием техники, большим потоком информации, компьютеризацией, изменением семейных ценностей и влиянием всемирного кризиса. И тем не менее общество и система образования основной целью выдвигают доступность и обязательность повышения качества и эффективности образования для каждого ребенка.
А если этот ребенок особенный? Кто, как и когда сможет помочь ему раскрыть свои познавательные возможности, подготовить его к дальнейшей жизни и деятельности в естественном социальном окружении? Необучаемых детей нет, можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.В чем заключается специфика работы педагогов со слепым ребенком? На эти вопросы я отвечаю со своими коллегами с тех пор, как в нашем детском саду компенсирующего вида №2316 для детей с нарушением зрения района Выхино-Жулебино под руководством заведующей А.Араменко была открыта группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Эту группу посещают дети с тяжелыми нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), имеющие вторичные нарушения, с разными видами отклонений. Каждый ребенок посещает детский сад четыре раза в неделю, режим дня, расписание занятий составляются индивидуально для каждого в соответствии с возрастом и уровнем его развития.В работе с детьми используем различные формы занятий со специалистами, плавание, массаж, прогулку, совместную игровую деятельность со своими ровесниками и участие в детских утренниках. Каждый день шаг за шагом мы учимся со своими детьми и их родителями и испытываем радость тогда, когда мы чего-то достигаем. Это наше общее счастье. Счастье, когда не просто получилось, а получается. Чем дольше я работаю со слепыми детьми, тем больше я убеждаюсь в том, что независимо от того, какие у ребенка диагноз, умственные, физические и психические возможности, он в любом случае заслуживает того, чтобы его любили, понимали и помогли найти свое место в этом мире.Год за годом я приобретаю опыт и навыки общения с детьми дошкольного возраста с разными отклонениями в развитии. В результате пришла к тому, что цель моей работы как тифлопедагога – не только предупредить последствия первичного дефекта и преодолеть его, раскрыть возможности каждого ребенка и подготовить его к дальнейшей жизни в естественном социальном окружении. Чтобы достичь этой цели, надо прежде всего знать особенности познавательной деятельности незрячего ребенка, суметь заинтересовать его, создать мотивацию общения, а это будет возможно только в результате тесного сотрудничества и взаимодействия родителей и педагогов.Свою работу я планирую, опираясь на программу специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения под редакцией Л.Плаксиной, и «Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения» (Санкт-Петербург). Опыт показывает, что работа педагогов должна начинаться с ранней диагностики отклонений в развитии, выявления индивидуальных возможностей каждого ребенка, обходных компенсаторных путей.В процессе работы мы адаптируем программы по линиям развития каждого ребенка и планируем индивидуальные пути коррекции и компенсации, направленные на создание условий полноценного развития. Но успех этой работы непосредственно будет зависеть от доверительного и доброжелательного взаимодействия с семьей и ее психологического сопровождения. Поэтому пребывание ребенка в детском саду и проведение занятий-консультаций осуществляется в присутствии родителей. Такая форма работы по обучению слепого ребенка наиболее эффективна, потому что ребенок чувствует себя защищенным в новой социальной среде, легче проходит период адаптации, налаживается более тесное сотрудничество между мамой и ребенком. Выполнение сопряженных действий вместе с близким человеком и действий по аналогии способствует лучшему усвоению материала. Успешность компенсации слепоты требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять сложные мыслительные процессы обратимости.Первое, и необходимое, условие создания системы компенсации слепоты в любом возрасте – развитие мотивации деятельности и становления активной позиции, прошлый опыт, уточнение нового. Я убеждена, что обучение самой мамы, родителей основным приемам и методам общения со своим ребенком не менее важно, потому что мы нередко сталкиваемся с тем, что близкие люди не знают, как подойти к ребенку, во что и как играть, какие для этого нужны игрушки.Большую роль родители играют при налаживании эмоционального контакта педагога с ребенком. Слепой ребенок постепенно привыкает к голосу незнакомого человека, если он отказывается от контакта с педагогом, то педагог действует через маму. Например, ребенок отказывается взять ту или иную игрушку, тогда педагог предлагает маме поиграть с ним. Нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное действие через силу. Дотрагиваться до ребенка можно только после предварительного предупреждения («Миша, можно я возьму тебя за руку?»). Контакт педагога и зрячего ребенка начинается с взгляда, улыбки, и только потом возникают речевое общение, предметно-игровая деятельность. Одна из специфических особенностей общения со слепым ребенком – то, что контакт с таким ребенком предполагает поиск ситуации, которая создает мотив для общения. Чтобы заинтересовать ребенка, надо понять, через какой сохранный анализатор ему более приятно взаимодействовать с вами. Например, Мише (4 года) больше нравится взаимодействовать через слуховой анализатор, он очень любит звучащие и музыкальные игрушки, хорошо воспринимает обращенную к нему речь, с удовольствием разучивает и запоминает стихи и песни. Пластиковый стаканчик и палочка, издающие необычный звук, будут хорошим началом совместной деятельности в этом случае. А Коле (5 лет), напротив, наиболее приятно и интересно взаимодействовать через тактильные анализаторы и обоняние, любой предмет, который Коля берет в руки, он вначале нюхает, пробует на язык и уже потом начинает обследовать. Поэтому для такого мальчика я подбирала игрушки и предметы разной фактуры и материала. Используя эти наблюдения, я для каждого ребенка подбираю соответствующие игры и упражнения. И если Коле я сначала давала предмет и ждала, пока ребенок полностью обследует его и наиграется им, а только потом приступала к поставленным задачам, то Мишу надо было вначале заинтересовать звуками и действиями, которые можно было проделать с этим предметом. Все действия с предметами проговариваются и подкрепляются собственным опытом ребенка, потому что пока он сам не прочувствует и не проиграет данную ситуацию, ему будет трудно ее понять. Поэтому я считаю, что эффективность и успешность работы по формированию познавательной мотивации со слепыми дошкольниками зависит: от налаживания эмоционального контакта и формирования адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком и доверительных отношений педагога с семьей; от своевременного включения родителей в педагогический процесс; от игровой формы проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка, умения привлечь внимание и заинтересовать его; от создания ситуаций для совместных переживаний взрослого и ребенка, без которых невозможна совместная деятельность; от создания предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения; от единства требований к содержанию обучения, развития ребенка в семье и в детском саду; от правильного взаимодействия специалистов; от опоры на положительный результат, достигнутый на этапе подражания предметной деятельности ребенка. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях; от дальнейшего стимулирования ребенка на самостоятельную и продуктивную деятельность. В результате коррекционной развивающей работы и работы по формированию познавательной деятельности слепой ребенок от простых манипулятивных действий с предметами переходит к овладению навыками совместной игровой деятельности со сверстниками, навыками ручного труда и продуктивной деятельности. Это можно проиллюстрировать на примере нашей трехлетней работы с Кириллом, начиная с простых работ из пластилина – ежик, снеговик, неваляшка, картины «Осень в парке» – и заканчивая тактильной книгой «Живая шляпа» по произведению Н.Носова. Мы подошли к изготовлению тактильной книги в ходе длительной работы, которой способствовали достаточно высокий уровень познавательной деятельности Кирилла, а также его хорошие навыки ручной умелости, желание играть и общаться, делиться своими умениями и знаниями с другими.
Комментарии