search
main
0

Специальность «педагогика будущего». 60‑летие профессиональной деятельности отмечает в этом году народный учитель России Альбина Золотарева

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Эта народная мудрость – одно из любимых высказываний Альбины ЗОЛОТАРЕВОЙ, давнего друга «Учительской газеты», народного учителя Российской Федерации, основателя уникальной инновационной школы дополнительного образования, которую воронежцы привыкли называть школой Золотаревой. Официальное название этого учебного заведения – Воронежский центр дополнительного образования детей «Реальная школа». В этом году инициатор и создатель центра Альбина Васильевна Золотарева отмечает 60‑летие педагогической деятельности.

Даже в учительской среде, где служение детям и образованию зачастую преодолевает 40‑летнюю отметку, рубеж в 60 встречается очень редко. В случае Альбины Васильевны учебу в педвузе в педагогический стаж не приплюсовываем, потому что высшее образование на историческом факультете Воронежского госуниверситета она получала заочно. А началом своей педагогической деятельности считает работу отрядной вожатой на производстве, когда по окончании профтехучилища пришла работать в сборочный цех Воронежского шинного завода. Работала и водила по заводу экскурсии учеников из соседней школы, а потом сами молодые рабочие приходили в гости к ребятам. В итоге желание работать именно с детьми победило, поэтому после первой вожатской смены в пионерском лагере Альбина пришла работать в школу – снова вожатой.Потом будет директорская должность в районном Доме пионеров, откуда Золотарева тоже уйдет и станет методистом, а затем завучем и директором станции юных техников №2. Это окажется ее главным местом работы на все последующие годы, именно тут начнется история Реальной школы Золотаревой. В 1992 года обычная СЮТ преобразуется в Школу профессионального самоопределения, а затем в Школу дополнительного образования детей и юношества. Педагогический коллектив успешно пройдет аттестацию и аккредитацию, разработает положение, устав, новые программы. А с 1997 года школа допобразования станет центром и получит название «Реальная школа».Школа профессийНа вопрос, почему в названии появилось слово «реальная», Альбина Васильевна отвечает, что идея названия возникла, когда начала работать над кандидатской диссертацией. Тема посвящалась процессу комплементарного взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования в ходе профессионального самоопределения учащихся. Когда писала диссертацию, обратилась к опыту реальных училищ. Золотарева сама некоторое время работала в суворовском училище и там увидела настоящую реальную школу, то есть школу жизни, когда ребятам давали и теоретические, и практические знания. Мальчишки учили английский, а на следующем уроке могли изучать механику автомобилей. Система обучения, разработанная в Реальной школе, тоже помогает подросткам задуматься о своем будущем. Здесь они делают реальные, полезные вещи и знают, где их можно применить точно так же, как и свои профессиональные навыки. Занятия в секциях и объединениях центра допобразования заставляют задуматься о том, что с тобой будет за порогом школы, чем ты станешь заниматься во взрослой жизни.- Наш коллектив, – рассказывает Альбина Васильевна, – выбрал свой особый образовательный маршрут в дополнительном образовании. Мы стали первопроходцами на пути создания образовательного учреждения нового типа, способного стать альтернативой техническому училищу. В рамках комплиментарного сотрудничества с общеобразовательными школами мы даем ученикам профессию без отрыва от основной учебы. Тем самым мы помогаем детям получить чрезвычайно важный импульс – импульс созидания, творчества, профессионального самоопределения, который позволит каждому самореализоваться в дальнейшей жизни. Уже со школьной скамьи дети имеют возможность твердо стоять на ногах, а по окончании школы вместе с аттестатом они получают диплом по избранной ими профессии.Реальная школа сегодня – это около четырех тысяч детей, которые занимаются в десяти филиалах, расположенных по разным адресам, и 13 основных направлений обучения, среди них самый многочисленный – около тысячи учащихся – отдел информационных технологий. Популярны спортивно-техническое направление, авиа- и судомоделизм, конструирование и моделирование одежды, ковро­тка­чест­во и вязание трикотажных изделий, отдел народно-прикладного творчества, декоративно-прикладное искусство, изготовление макетов русского зодчества, архитектура и столярное производство, школьное телевидение, музей исторического костюма, даже есть отдел групп продленного дня. В нем занимаются самые маленькие ученики Реальной школы, получают дополнительные профессиональные знания педагоги ГПД, работающие в общеобразовательных школах района. Некоторые дети приходят сюда малышами, а обучаясь в восьмом классе, уже могут предварительно выбрать свою профессию и начать ее осваивать. Есть такие, кто к окончании одиннадцатого класса обычной школы умудряется защитить дипломы по двум, а то и по трем специальностям, освоенным в Реальной школе. Выбрать есть из чего, всего здесь более 40 специальностей: «программист», «бухучет и банковское дело», «инженерное конструирование», «веб-дизайн и графика», «робототехника», «автослесарь», «портной», «вязальщица машинного и ручного вязания», «мастер-художник резьбы и росписи по дереву», «бисероплетение», «кружевоплетение», «машинная и ручная вышивка», «художник-оформитель» и другие.В Реальной школе около 300 педагогов, из них трое имеют докторскую степень и шесть человек – кандидаты наук. Ученые работают в акмеологической лаборатории Реальной школы, помогают юным воспитанникам определиться с выбором будущей профессии. Если считать с 1992 года, свидетельства и дипломы об окончании центра и освоении профессии – иногда не одной, а нескольких – уже получили около 18 тысяч выпускников. 18 человек из этих выпускников (вот так неожиданно сошлись цифры) теперь трудятся преподавателями в центре «Реальная школа».Слово преподавателям и выпускникамМарат ТОКТАР, руководитель структурного подразделения информационных технологий:- Я пришел работать в Реальную школу, тогда еще станцию юных техников №2 Левобережного района, когда мне было 25 лет. И вот уже четверть века я работаю под руководством замечательного человека Альбины Васильевны Золотаревой. Ее роль в моей жизни можно с уверенностью назвать судьбоносной. Благодаря ее наставничеству произошло мое становление как педагога. Тогда, двадцать пять лет назад, ее харизма зажгла в сердцах и душах нас, руководителей радиокружка Петра Васильевича Суворова, Виктора Егоровича Королева и меня, идею создания компьютерной школы. Это структурное подразделение Реальной школы существует и по сей день, работая постоянно в режиме развития. Сегодня успехи его многочисленны. Но главное – то, что с тех пор более шести тысяч мальчишек и девчонок после изучения компьютерных наук в Реальной школе выбрали своей будущей профессией сферу информационных технологий. Получается, что и в судьбе этих ребят Альбина Васильевна сыграла определяющую роль.В какой-то момент я был назначен руководителем структурного подразделения информационных технологий и вновь почувствовал поддержку словом и делом со стороны Альбины Васильевны. Именно она помогла мне приобрести навыки руководящей работы. Горжусь тем, что по праву могу назвать себя ее учеником.Александр БУГРОВ, бывший ученик, а сегодня преподаватель Реальной школы:- Учиться в Реальную школу я пришел в 2006 году, тогда мне было 16 лет. После 9‑го класса поступил в техникум и дополнительно пришел сюда учиться, получать профессию. Сразу поступил на отделение компьютерных технологий, очень востребованное тогда. По этому направлению здесь были очень хорошая материальная база, сильные педагоги и интересная программа. Когда закончил учебу, решил получать высшее образование также в направлении компьютерных технологий. После вуза вернулся сюда преподавателем, так как, когда еще был учеником, мне очень понравился педагогический коллектив. В Воронежской области это вообще единственный центр, который работает в таком масштабе и с таким качеством на бюджетной основе, то есть ученики у нас учатся бесплатно. В этом большая заслуга Альбины Васильевны, благодаря ее прекрасным организаторским способностям, ее таланту мы имеем достаточно средств, материальную базу и хороших педагогов.София ПУЗАНОВА, выпускница объединений «Гильоширование» и «Конструирование и моделирование одежды»:- Здесь, в Реальной школе, нет никакого напряжения, как в обычной школе: никто ни на кого не давит, никто никого не заставляет что-то выполнять. Каждый делает то, что хочет, что ему по душе. Когда в обычной школе встречаешься с директором, даже подойти боишься. А здесь Альбина Васильевна постоянно сама к нам заходит, постоянно с нами общается, спрашивает, что нас волнует, как мы живем, как и что шьем. И создается впечатление, что директор не какой-то там небожитель, а почти вторая мама.О труде, воспитании и смысле жизниВ дополнительном образовании подросток может получить профессию. И все. Так же как и в вузе: получил диплом – иди трудоустраивайся, как хочешь и где хочешь. В центре допобразования «Реальная школа» отношение к своим воспитанникам другое. По словам Альбины Золотаревой, хороший учитель не должен стараться накормить ученика рыбой, а должен дать ему в руки удочку – пусть наловит сам. В Реальной школе детям не только дают удочку, но и учат, как «наловить рыбы» быстрее и с минимальными затратами. Например, одним из интересных направлений, на которое всегда есть спрос, особенно среди девушек, остается машинное вязание. Педагоги Галина Маслова и Надежда Дударева сначала обучают своих подопечных ручному вязанию, а потом – машинному. Тех, кто освоил специальность, зачисляют в производственные бригады, которые Реальная школа организует совместно с центром занятости. А уже он оплачивает девушкам их работу и выдает трудовые книжки.- Девочки у нас и деньги получают, – рассказывает Альбина Васильевна, – и учатся продавать свою продукцию. С ними занимаются менеджеры по экономике. Но мы стараемся, чтобы наши дети научились еще и дарить изделия, созданные собственноручно. Неоднократно с ребятами ездили в дом престарелых ветеранов войны и труда в Каширском районе. Возили в подарок шарфики, свитера, шапки. Многие дети, обучаясь в нашей школе, получив определенные компетенции, наверняка смогут в будущем открывать свои мастерские, начинать свое дело, смогут зарабатывать деньги. Но очень важно, чтобы они сначала почувствовали вкус труда, а не вкус денег, ощутили удовольствие зарабатывать своим трудом.Еще один проект, о котором рассказала Золотарева, – это создание мастерской столяров-мебельщиков. Он тоже начинался с благотворительности и подарков. По просьбе детского сада юные мастера сделали 240 детских стульчиков и столиков разной высоты, с учетом роста малышей. Всю мебель украсили художественной росписью преподаватель Елена Филатова и ее ученицы. Сейчас в столярной мастерской выполняют новый заказ – красивые белые банкетки для зала в Каширском доме престарелых.Еще одна особенность Реальной школы – быстрый отклик на конъюнктуру и актуальность профессий. Десять лет назад, когда открывали новое автотехническое направление, ориентировались на обычный ремонт автомобилей. А сегодня ребята осваивают новую специальность «компьютерная диагностика». Как говорит Золотарева, она объединяет специальности автослесаря и компьютерные технологии:- Мы все время анализируем рынок труда, пожелания родителей и самих ребят. Сегодня практически у каждого в доме есть компьютеры. Их надо ремонтировать. Если школьник получит необходимые знания, он и себе будет ремонтировать, и соседям, и всем знакомым, одновременно будет зарабатывать на своих знаниях. В подтверждение этого пример из жизни: через дорогу от нашего филиала находится небольшая мастерская по ремонту компьютеров, ее организовал наш выпускник Женя Гришко. То, чему он научился на наших занятиях, теперь стало его профессией. Пять лет назад мы открыли еще одно перспективное направление – «Робототехника». Есть у нас и «3D-моделирование», и «3D-печать» – все то, что связано с аддитивными технологиями.Сегодня наш центр выполняет определенную социальную миссию. Действуя на основе комплементарного взаимодействия с другими образовательными учреждениями, мы решаем актуальные и перспективные задачи, такие как развитие познавательных интересов у детей, создание союза обучения и производственного труда, формирование трудовых навыков, готовность трудиться там, где нужны рабочие руки, утверждать в молодом человеке его трудовое призвание!Поздравления и пожеланияГалина КАРЕЛОВА, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:- Человеческая жизнь в наше время должна стать главным социальным приоритетом, заботой всего общества и центром внимания государства. Решать вопросы организации детского профессионального образования можно по-разному: глобально и теоретически или же на месте своими силами, не дожидаясь официально признанных программ и методик. Именно так и происходит в воронежском центре дополнительного образования «Реальная школа», возглавляемом народным учителем РФ Альбиной Васильевной Золотаревой. Здесь видишь детей, которые нашли свое место в жизни. Что принципиально важно: обучаясь на данный момент, все они не ждут жизни, а учатся жить. А преподаватели не только обучают необходимой профессии, они реально участвуют в судьбе каждого ученика.Дорогая Альбина Васильевна! Я рада, что нас связывают личное знакомство и годы профессионального плодотворного сотрудничества. Ваша многолетняя работа во главе центра дополнительного образования «Реальная школа» показывает, как важны в образовании и воспитании детей нестандартный, творческий подход, вовлечение семьи в образовательное пространство школы, сотрудничество и взаимодействие с родителями ради воспитания настоящего Человека. Воронежская земля может гордиться созданной вами реальной школой реальных дел.Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:- Уважаемая Альбина Васильевна! Искренне поздравляю вас и коллектив центра дополнительного образования «Реальная школа» с 60‑летием вашей педагогической деятельности! Народный учитель РФ, почетный гражданин города Воронежа Альбина Васильевна Золотарева долгие годы возглавляет этот центр. Профессионализм преподавателей, уникальные образовательные технологии, новая концепция, предоставляющая в современных условиях обучающимся реальные возможности дополнительного профессионального образования, и богатые традиции сделали ваш центр одним из самых востребованных среди учреждений дополнительного образования для учащихся и родителей города Воронежа.Ваш центр заслуженно называют школой профессионального самоопределения. За время работы была создана действующая модель учреждения дополнительного образования нового типа – центр дополнительного образования детей «Реальная школа».Руководитель центра Альбина Васильевна Золотарева, доцент, профессор кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования, народный учитель РФ, почетный гражданин города Воронежа, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области», член Общественной палаты Воронежской области и Общественной палаты города Воронежа, награждена почетным знаком правительства Воронежской области «Благодарность земли Воронежской», медалью А.С.Макаренко.Альбина Васильевна, ваша плодотворная, интересная, насыщенная педагогическая деятельность отмечена успехами, победами и достижениями коллектива и учеников. За этим стоят ваш напряженный труд, высокий профессионализм и преданность своему делу.От всей души желаю вам и педагогам центра дополнительного образования новых творческих свершений и профессиональных побед, а вашим ученикам – успехов в учебе, профессионального старта и дальнейшей успешной реализации во взрослой жизни.Добра и благополучия вам и вашим близким!Алексей ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области:- Уважаемая Альбина Васильевна! В этом году исполняется 60 лет с начала вашей педагогической деятельности. Около четверти века из них вы посвятили центру дополнительного образования «Реальная школа». Под вашим руководством он стал важным звеном в системе регионального просвещения. Вам удалось собрать и вдохновить увлеченных педагогов, которые помогают детям осваивать новые знания и добиваться успехов. Из стен центра ежегодно выпускаются сотни ребят, получивших не только надежные знания, но и азы будущей профессии. В числе ваших выпускников немало лауреатов и дипломантов престижных конкурсов, фестивалей, премий.В современной ситуации ваши идеи об укреплении связей между базовым и дополнительным образованием приобретают особенную актуальность. Воронежская область сегодня представляет собой динамично развивающийся регион. Повышение кадрового потенциала – насущная потребность, решить которую можно, если молодежь будет высокообразованной и всесторонне развитой.Хочу выразить вам глубокую признательность за многолетний труд, за преданность любимому делу. Вы и сейчас работаете с полной самоотдачей, своей многогранной деятельностью вносите значимый вклад в развитие системы образования и формирование человеческого капитала Воронежской области. Искренне желаю вам крепкого здоровья, творческого долголетия, добра, благополучия, талантливых и успешных учеников, поддержки коллег и единомышленников!Александр ГУСЕВ, глава городского округа город Воронеж:- Уважаемая Альбина Васильевна! От всей души поздравляю вас с 60‑летием педагогической деятельности! Ваше имя хорошо известно воронежцам – почетный гражданин города, прекрасный педагог, организатор, активный общественный деятель. Вы во все свои начинания вкладываете душу, мастерство и обаяние. Сейчас вы возглавляете Реальную школу, которая, сохраняя свои лучшие традиции, динамично развивается. Основательная постановка учебного процесса, постоянно расширяющаяся связь с работодателями, использование самых последних научно-образовательных методик позволяют занимать учебному заведению лидирующие позиции среди учреждений дополнительного образования Воронежа и всего региона. Вы не только помогаете ребятам осознанно выбрать будущую профессию, но и готовите разносторонне образованных людей, умеющих мыслить широко и неординарно. Ваши выпускники обладают современными знаниями и навыками, которые позволяют с успехом продолжить обучение в вузах и достигать больших высот в самых различных сферах и областях деятельности. Особенно это важно для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.Хочу пожелать вам крепкого здоровья и благополучия, новых достижений!фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте