search
main
0

Специалисты, родители и дети имеют право выбора

12-13 апреля 2011 года в Москве прошло Всероссийское совещание руководителей дошкольных учреждений. Перед началом конференции профессор Николай ВЕРАКСА ответил на вопросы журналистов.

– Как вы оцениваете введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?- Появление федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе – свидетельство того, что система дошкольного образования перешла на новый этап развития. Сам факт введения этих требований я оцениваю положительно. Понятное дело, что любые документы требуют обсуждения среди специалистов данной области. К сожалению, ФГТ не обсуждались достаточно широко, в этом смысле в них есть некоторые недоработанные моменты. Но в целом я считаю, что это явление положительное, так как там заложены тенденции развивающего образования, заложены идеи компетенции.- Когда была предложена идея вариативного дошкольного образования? Как она соотносится с федеральными государственными требованиями?- Вариативность дошкольного образования стала развиваться после перестройки, в 90-е годы. Она отражает некоторые тенденции, которые уже созревали в рамках системы дошкольного образования в советское время. Вариативность означает, на мой взгляд, свободу творческой мысли, стремление специалистов в области дошкольного образования внести свое, новое видение детского развития. Другое дело, что всякая идея может быть неверно понята. Это происходит, когда люди занимаются не своим делом. В целом, я считаю, что вариативность – необходимый элемент развития системы дошкольного образования. От нее нельзя отказываться, потому что каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Специалисты, родители и дети имеют право выбора, а сама идея вариативности предоставляет различный набор образовательных услуг. Поэтому, мне кажется, что вариативность – это хорошо. Федеральные государственные требования вариативности не исключают.- Все ли образовательные программы и дошкольные учреждения соответствуют ФГТ?- Не все. Допустим, если учреждение работает по зарубежным программам, оно не попадает в это поле. ФГТ в значительной степени предъявляют только к тем образовательным учреждениям, которые лицензированы у нас, то есть дошкольным образовательным учреждениям, работающим в системе дошкольного образования России. Эти учреждения в большинстве своем государственные, но тем не менее принцип вариативности к ним применим. Если брать Москву, то, мне кажется, вариативность здесь представлена достаточно мощно, причем дело не только в типологии дошкольных образовательных учреждений. Есть учреждения, которые ориентированы больше на интеллектуальное развитие дошкольников. Есть учреждения, которые больше ориентированы на работу с семьей, есть учреждения, которые ориентированы на художественно-эстетическое или физическое развитие, то есть получается, что ФГТ этот момент вариативности предусматривают за счет видового компонента.- Вы научный руководитель одного из ресурсных центров в рамках программы Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», а также основной общеобразовательной программы дошкольного образования нового поколения «От рождения до школы». В чем ее преимущества перед другими программами?- Программы дошкольного образования могут быть жесткими, а могут быть мягкими. Программа «От рождения до школы» – мягкая программа. То есть она позволяет мягко выстраивать образовательный процесс в зависимости от особенностей педагогического коллектива и детей. Программа позволяет варьировать образовательный процесс. Это значит, что существует большое количество дополнительной методической литературы, которую педагоги могут использовать или не использовать в зависимости от того, как они выстраивают образовательный процесс. В этом смысле, мне кажется, это одно из безусловных достоинств программы. Она охватывает и описывает больший спектр деятельности и допускает творческую активность самих педагогов, которые вправе дополнять ее, если, допустим, кто-то чувствует потребность в дополнительном развитии одного из направлений. Для этих целей существует соответствующая методическая литература. Программа подразумевает не только знание урока №1, урока №2 и урока №3, а дает достаточно широкое поле для деятельности. За счет этого дети могут встраиваться в эту программу практически с любого момента, что очень важно, потому что есть такие образовательные программы, в которые ребенка нельзя встроить. Они более технологичны, более жестки, в этом плане они больше напоминают школьный вариант работы с ребенком.- Как вы можете охарактеризовать ситуацию с доступностью дошкольного образования? Что, на ваш взгляд, можно сделать для ее улучшения?- Мне кажется, что Правительство Москвы правильно решает вопрос о доступности дошкольного образования. Первое, на мой взгляд, что нужно сделать, – провести инвентаризацию для выявления того, что мы имеем, и насколько эффективно это используется. Ведь существуют дошкольные образовательные учреждения, которые могли бы охватывать большее число детей, а охватывают меньшее. Другое направление – включение в развитие разных форм дошкольного образования. Мне кажется, что можно вводить, допустим, дистанционные формы дошкольного образования (хотя это требует новых методических приемов, новой методологии осмысления) за счет интернет-технологий. Я думаю, что это решаемый вопрос. Кроме того, как мне кажется, имеет смысл развивать негосударственные формы дошкольного образования. Здесь есть проблема, связанная с требованиями, которые предъявляют различные организации к помещениям, где проходит образовательный процесс, и их оснащению. Эти требования нужно пересматривать. С одной стороны, они защищают ребенка дошкольного возраста, с другой – ограничивают. Если это сопоставлять с зарубежными подходами к этому вопросу, то здесь есть поле для деятельности. Все это позволит разворачивать негосударственные формы образовательных учреждений.- Как вы оцениваете уровень качества современного дошкольного образования в России? Как он соотносится с мировым опытом?- Если оценивать уровень качества дошкольного образования, то тут существует одна глобальная проблема. Она заключается в том, что образование не только у нас, а и во всем мире поставлено с ног на голову. Чем больше возраст ребенка, тем больше уделяется внимания его образованию, тем выше оплата специалистов, которые занимаются с этим ребенком. Я думаю, что со временем человечество придет к мысли, что чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее работа специалиста, который с ним занимается. Если сравнивать систему дошкольного образования России с практикой, применяемой в остальном мире, смею заверить, у нас очень приличное дошкольное образование. Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста проходила в Москве. Это тоже о чем-то говорит. Наше дошкольное образование признано во всем мире.- Насколько, на ваш взгляд, оправдано введение инклюзивного образования?- Инклюзивное образование просто необходимо. Потому что есть люди с особенностями развития. И в нашем обществе таких людей, и детей в том числе, достаточно много. Они имеют такие же права, как и все остальные. Поэтому инклюзивное образование должно быть. Другое дело, что оно не должно заменять специальное образование.- Как вы оцениваете новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и его 10-ю главу, посвященную дошкольному образованию?- Я ознакомился с этим проектом. Думаю, он будет еще как-то обсуждаться и дорабатываться. Наша система образования, дошкольная в том числе, требует нового осмысления, подхода, есть моменты, которые нуждаются в проработке. Например, не совсем понятна ситуация с негосударственными дошкольными образовательными учреждениями. Как они будут организованы, как будут поддерживаться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте