Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спасти от жестокости. Наказание не метод воспитания

Учительская газета, №31 от 2 августа 2011. Читать номер
Автор:

Тема детского насилия у всех на слуху. Разобраться в его причинах мы попытались вместе с Ларисой Рудневой – директором психологического центра на Белорусской «Творческое развитие личности». Лариса Петровна – известный в Москве психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, кандидат в члены IPA (Международной психоаналитической ассоциации), основатель и ведущая «Мастерской общения» для подростков. К ней стараются попасть родители и подростки из других регионов.

– Лариса Петровна, что такое жестокость? Это биологическое свойство человека или только социальное явление? Можно ли изжить насилие в человеческих отношениях путем воспитания детей и подростков?- Жестокость связана с агрессивностью. Как известно, агрессивность, особенно в подростковом возрасте, бывает конструктивная, когда протестуют, делают все по-своему и создают что-то новое. А есть агрессивность разрушительная, деструктивная, даже самодеструктивная. Наркотики, алкоголь, нанесение себе увечий – все это относится к самодеструкции, то есть саморазрушению. И это встречается в подростковой среде. Даже музыка, она может быть очень громкой. В норме человеку ее сложно не то что воспринимать, а даже слушать. А подростки слушают. Потому что она соответствует их внутреннему ритму, состоянию. Что же это за состояние?! И вот сейчас мы можем перейти к вашему вопросу. Жестокость – это социальное или биологическое явление? Когда одно животное поедает другое, мы не называем это жестокостью. Мы говорим, что таков закон природы. Нападение и разрушение – это часть природного, биологического процесса. Так же как и защита – это тоже не жестокость, а вынужденная мера, мы называем ее самообороной. На физическом уровне все понятно и очевидно. Но когда речь идет о личности, о самолюбии, тогда это уже не столь очевидно. Подростка обидеть очень легко. Он еще не окреп и сам порой не знает, кто он и куда идет. Он требует к себе особого отношения, деликатного. То есть он находится в особом, легко уязвимом состоянии, и если взрослый небрежен, он может больно ранить и в ответ получить отпор, который превзойдет ожидания взрослого. Следовательно, у подростка, как правило, возбужденное или перевозбужденное состояние в силу возраста. И это относится к биологической составляющей. А от взрослого зависит, насколько он будет понимающим и терпеливым. И это уже социальное и относится к воспитанию. – Джек Лондон написал в повести «Белый клык»: дети жестоки. И сегодня они жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Почти ежедневно в СМИ, как с поля боя, сообщают ужасные вести о фактах жестокости среди подростков. Избивают слабого и при этом снимают на видео. Причем не только мальчики, но и девочки. Что это, порождение времени? Или какая-то неосознанная агрессия? Так было всегда или мы сталкиваемся с новым феноменом подростковой психики?- Кстати, о Джеке Лондоне. Как известно, у него подростковый возраст проходил среди портовых моряков, которые были значительно старше его. И он столкнулся с жестокостью, и недетской. Что творилось в его душе, почему его душа просила такой суровой, порой жесткой романтики? О нем известно, что он рос без отца и так и не узнал его. И в подростковом возрасте он влился в суровую мужскую среду. Его произведения проникнуты гимном мужеству и силе («Любовь к жизни»), романтикой и сентиментальностью («Маленькая хозяйка большого дома», «Конец сказки») и с особым интересом читаются в подростковом возрасте. Но после 40 лет он ушел из жизни, и даже слава и признание не сделали его счастливым. Огромное значение в жизни человека играют его корни, семья, отцовская и материнская фигуры. И переломным этапом является именно подростковый возраст. Когда идет построение себя взрослого, важно, чтобы у тебя была точка опоры, стабильная и непротиворечивая. Такой опорой являются ближайшие взрослые. Подростки будут спорить, слушать другую, свою музыку, по-своему одеваться, идти вперед и считать предыдущее поколение «отстойным». Но чтобы этот процесс не стал разрушительным или саморазрушительным, у них должен быть непротиворечивый и поддерживающий тыл. Теперь по поводу особой жестокости у современных подростков. К сожалению, сами средства массовой информации в настоящее время изобилуют криминальной, негативной информацией о чрезвычайных происшествиях. Чтобы справиться с этим потоком, нужно иметь достаточно устойчивую психику. Это не про подростков. Как известно, мы живем в эпоху перемен. Общество расслоилось, процесс не завершен. Трудно всем, а подросткам, скорее всего, особенно трудно.- Эпидемия жестокости не наша, российская, «привилегия». Подобная информация поступает из США, Германии, Израиля. Факты жестокости и насилия в среде детей и подростков стали обыденными. Может быть, в век техники и электроники нет места человечности? Не примеряют ли подростки на себя характер бесчувственного робота, героя электронных игр?- Век тотальной информации, скоростей, изменений, избыточного потока предложений, пытающегося сделать из всех нас неумеренных потребителей, действует и действует, перегружая и перевозбуждая. Современная техника как раз нам и необходима, чтобы успевать перерабатывать информацию, работать, обслуживать себя и своих близких, общаться друг с другом. Но это внешние декорации, а внутренне мы все те же. Мы хотим любить и быть любимы, мы ищем понимания и признания. Для нас и сейчас актуальны слова Конфуция, дошедшие через века: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, а настоящее счастье – это когда любишь ты». – Можно ли считать доказанным, что подростки, которые увлекаются компьютерными играми, склонны к агрессии?- Конечно, нет. Все дело в сохранении пропорции. Через компьютерные игры и дети, и подростки чаще всего осваивают компьютер, который сейчас стал неотъемлемой частью учебы, работы, жизни современного человека. Но когда компьютер занимает все время подростка, когда взамен естественному и непосредственному общению приходит виртуальное – это симптом неблагополучия и отклонения в развитии. И тогда необходима помощь специалиста, скорее всего психолога. В нашем центре вот уже более 20 лет благополучно помогают подросткам «мастерские общения» (тел. 8 (499) 250-33-56, www.centronbel.ru). Так что это не компьютерные игры делают подростка агрессивным, а подросток, у которого по разным причинам нарушены адаптация и социализация, пытается заменить себе реальность виртуальностью. Его нельзя наказывать или просто запрещать. Им надо заниматься! Это симптом, скорее всего, нарушенных в семье взаимоотношений.- В декабре 2010 года наконец-то был принят Закон «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию». Речь идет об информации, побуждающей к насилию или представленной в виде изображения или описания жестокости, которая должна быть запрещена. Закон принят, но по непонятным причинам исполнение его отложено на 2 года. Пресса в открытую пишет, что отсрочка на руку дельцам, выпускающим видеоигры для подростков, пропагандирующие жестокость и убийства. Что вы можете сказать по этому поводу? Или, может быть, такие игры и вообще информация подобного рода не так опасны для психики детей? – К сожалению, наш мир еще далек от совершенства, где правят законы гуманизма и заботы о подрастающем поколении. Конечно, государство должно оберегать детей и подростков от некачественной, а порой и наносящей вред продукции – игрушек, игр. И когда-нибудь так и будет. И есть игры, игрушки и книги, наносящие вред психике. Но и сейчас, и тогда, когда будут введены ограничения на опасную продукцию, основное – это контакт детей с собственными родителями и значимыми для них взрослыми. Необходим диалог. Диалог, в котором родитель сможет встать на сторону своего ребенка, уважая его интересы, понимая его и имея терпение разобраться и объяснить. Безусловно, границы нужны, и их расставляют родители. Когда запрет не тотальный и ему предшествует диалог, есть надежда, что его не нарушат. А при случае и сам подросток сделает правильный выбор.- Кроме печатной и игровой продукции телевидение предлагает массу сюжетов, в основе которых опять же убийства и жестокость. Какие советы можно дать педагогам и родителям и надо ли ограничивать детей в просмотре телепередач?- Конечно, надо ограничивать. И чем младше ребенок, тем больше ответственности за выбор того, что смотреть, на родителе. Делитесь с ребенком тем, что вам было интересно в детстве. Читайте вместе с ним и обсуждайте то, что сейчас выходит в прокат и издается. Высказывайте свое мнение, выслушивайте его. И к подростковому возрасту можно уже будет договориться, ведь тогда запреты сложно реализовывать. – Как все-таки уберечь детей в условиях тотальной видеоинформации? Могут ли здесь помочь какие-то тренинги или беседы в школах, в том числе и священнослужителей? – Как я уже говорила, если у подростка есть контакт с родителями и значимыми взрослыми (родственники, друзья родителей и другие неравнодушные взрослые), возможен диалог и вероятность того, что рекомендации будут услышаны, повышается. Оградить нельзя, предупредить важно и можно. Наши занятия в «мастерских общения» построены на предоставлении эфира каждому, затем предоставляется возможность самовыражения, обратная связь от ровесников и старших (как правило, это студенты-психологи). Таким образом, устанавливается зона безопасного и комфортного общения для подростков. Существует большое количество увлекательных тренингов. Но это особая тема для отдельного разговора. Беседы в школах, в том числе и священнослужителей, будут полезны и привлекут внимание, если будут построены неформально, с интересом к подростку. Ведь десять заповедей лежат в основе гуманистической морали, по которой и живет человечество. Тирания и диктат рано или поздно свергаются и осуждаются. Так произошло в Германии, Италии, так произошло и в нашей многострадальной стране. Замечательным источником человечности являются такие мудрецы, с которыми нам пришлось жить в одно время. Я имею в виду Дмитрия Сергеевича Лихачева и его книгу «Письма о добром и прекрасном».Его 46 писем наполнены естественной добротой, написаны без пафоса и нравоучения. Я в первую очередь их рекомендую учителям. Если у учителя на душе станет светлее от этих писем (а так и будет), он сможет быть услышан своими учениками.В апреле этого года в Москве прошел фестиваль практической психологии «Планета людей». Его посетили за 5 дней около 25 тысяч человек. Интерес к психологии вырастает. Это очень обнадеживает. Хочу привести слова замечательного режиссера Павла Лунгина. Все хорошо помнят его фильм о проблемах духовности «Остров». Он сказал, что 90-е годы проверяли людей на прочность и надо было выжить. Теперь стало понятно, что выжили. И встает другой не менее, а даже более важный вопрос: зачем? А это вопрос уже не о физическом, а о духовном.Хочется закончить словами Дмитрия Лихачева: «В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». Вот и мы с вами делаем свое маленькое дело этим интервью!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту