Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спасительный костер. Сценарий внеучебного мероприятия «Поведение в условиях автономного выживания»

Дата: 15 ноября 2011, 11:13
Автор:

Цель разработки внеучебного мероприятия по ОБЖ для студентов 2 и 3 курсов учреждений НПО или СПО – формирование навыков выживания в автономных условиях. Основные задачи: закрепление полученных знаний на практике в условиях автономного выживания, отработка практических умений по устройству укрытия, разведению костра, приготовлению пищи в условиях, приближенных к реальному автономному выживанию. Ребята также учатся анализировать, сравнивать, логически мыслить, действовать как самостоятельно, так и в коллективе, выделять главное, самостоятельно принимать решения. Кроме того, мероприятие направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для выживания в различных жизненных ситуациях.

Цель:

формирование навыков выживания в автономных условиях.

Задачи

Образовательные:

1. Закрепление полученных знаний на практике в условиях автономного выживания.

2. Отработка практических умений по устройству укрытия, разведению костра, приготовления пищи в условиях, приближенных к реальному автономному выживанию.

Развивающие:

1. Учить анализировать, сравнивать, логически мыслить, действовать как самостоятельно, так и в коллективе.

2. Развивать практические умения, выделять главное, и самостоятельно принимать решения.

Воспитательные:

1. Формирование умения работать в коллективе.

2. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Участники: Учащиеся в количестве 20 – 25 человек группы 2 или 3 курса (16 – 17 лет) учреждения начального или среднего профессионального образования.

Место поведения: Площадка в лесу размером около 1 кв. км. Место проведения выбирается преподавателем-организатором ОБЖ и утверждается ди­ректором с учетом времени года и местных условий.

Форма проведения: Игра на местности.

Срок проведения: Лето или ранняя осень.

Время проведения: 4 часа.

Сопровождающие: 2 педагога и 4 студента старших курсов.

Предварительная подготовка:

– выбор двух площадок с хорошей видимостью размером 2 кв. км каждая;

– установка на деревянных опорах, вкопанных в землю, табличек с названиями городов условного маршрута (Сургут, Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень);

– установка деревянного щита с листом ватмана с таблицей для занесения результатов выполнения заданий командами;

– подбор учащихся, годных по состоянию здоровья;

– распределение для проведения игры оборудования и снаряжения, необходимого взять заранее из дома;

– проведение инструктажа по правилам безопасного поведения во время передвижения к месту игры и обратно, технике безопасности во время участия в конкурсах, при разведении костров, добывании пищи, и другим вопросам, связанных с охраной здоровья и жизни студентов.

2. Оснащение:

–         неприкосновенный (аварийный) запас продуктов и воды;

–         ткань или столовая клеенка;

–         двуручные пилы – 2 шт., топор – 2 шт., сухой спирт – 4 таблетки, коробок спичек; разовая посуда, секундомер;

–         кружки, чашки, ложки;

–     предметы для участия в конкурсах по отдельному списку;

–     аптечка;

–     карточки – подсказки – 15 шт.

г. Сургут

Образец таблички с названием города

Суть игры

Две команды, выйдя в одно и то же время из одной точки (условно г. Муравленко), параллельно должны пройти условный маршрут (Сургут – Нефтеюганск – Тобольск – Тюмень) за 4 астрономических часа и встретиться в г. Тюмень. Контрольное время встречи – 14 часов. По маршруту движения команды выполняют по 3 задания.

Маршрутная карта

Ход игры

Организационный момент

Сбор учащихся во дворе колледжа в 9 часов 30 минут. Проверка преподавателем наличия учащихся, группового и личного снаряжения, одежды согласно сезону и температуре воздуха. Проведение краткого инструктажа – напомина­ние о технике безопасности и сохранности жизни учащихся. Разбивка участников игры на две команды, выдача маршрутной карты с условным маршрутом Муравленко – Сургут – Нефтеюганск – Тобольск – Тюмень.

Территория площадки перед колледжем условно считается городом Муравленко. Учащиеся в двух направлениях выходят с территории колледжа и следуют к месту игры каждый своим маршрутом. В каждой команде один преподаватель и два помощника – студенты старших курсов. Выдвижение по маршруту в 10 часов. Время перехода к месту игры в норматив не входит.

Преподаватель: Ребята, сегодня вы покажите умения применять на практике полученные знания. Работаете вы в команде, можете подсказывать друг другу, помогать выполнять задания. Но, помните: каждый из вас должен уметь самостоятельно делать то, что сегодня вы будете делать вместе, командой. Мы пройдем условный маршрут Муравленко – Сургут – Нефтеюганск – Тобольск – Тюмень, одну часть которого – Муравленко – Сургут – мы уже прошли. Оценивать поэтапное выполнение заданий мне помогут студенты старших курсов. За каждое нарушение условий выполнения заданий начисляется 10 минут штрафного времени, которое можно сократить досрочным приходом к месту общего сбора в г. Тюмень.

Передвижение участников игры по маршруту Муравленко – Сургут. По прибытии условно в Сургут участники игры отдыхают 5 – 10 мин.

Преподаватель: Итак, I этап – выбор места отдыха и установка временного укрытия «Хижина дяди Тома». Время выполнения задания – 1,5 часа.

Чтобы защитить себя от неблагоприятных природных факторов, надо построить хотя бы временное простейшее укрытие. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

Временное жилище необходимо для сохранения здоровья и жизни, и это единственное оправдание ломки и рубки деревьев и кустарников. В этом случае мы отнимаем их жизнь, чтобы спасти себя. При выборе места для лагеря надо учитывать, что главное правило – безопасность. Если у вас возникнут затруднения, можете обращаться к рисункам-подсказкам.

Задание: выбор места отдыха и установка временного укрытия – двух палаток. Одна из стандартного материала, а другая из подручного материала.

Участникам игры раздаются инструменты для установки укрытия. В случае затруднений участники могут обратиться к рисункам-подсказкам.

Условия выполнения задания

Выбор места:

–         учет времени суток;

–         учет особенностей природных зон (место максимально сухое, на возвышении, обдуваемом со всех сторон, в отдалении от болот, на речных террасах, каменистых или песчаных почвах);

–         отсутствие рядом звериных троп;

–         отсутствие рядом подрубленных, гнилых деревьев;

–         наличие рядом воды и дров.

Установка укрытия:

–         расчет оптимальной площади укрытия (2 х 0,75 м на одного человека);

–         выбор оптимального вида укрытия;

–         проявление изобретательности при подборе подручных средств;

–         соблюдение правил установки укрытия (60 угол между стенками, 1,5 м. – высота);

–         четкая организация и слаженность в работе;

–         соблюдение нормы времени выполнения задания.

Возможные ошибки:

–         несоблюдение правил выбора места;

–         несоблюдение правил установки укрытия;

–         превышение нормы времени выполнения задания;

–         обращение за помощью к рисунку.

Дальнейшее передвижение участников игры по маршруту (участок Сургут – Нефтеюганск). По прибытии условно в Нефтеюганск – выполнение задания второго этапа.

Преподаватель: В практике нередки случаи, когда заблудившиеся в тайге люди погибали только потому, что не умели подать сигнал бедствия. В наши дни костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации, призывом о помощи. Кроме того, костер в условиях автономного существования – это источник тепла, на костре можно сушить одежду и обувь, готовить пищу и разогревать воду. Костер – это защита от мошек и комаров. И главное, костер – аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности. Поэтому второй этап – устройство и разжигание костров.

II этап – устройство и разжигание костров «Гори, костер, гори…»

Задание: Для первой группы – устройство и разжигание костра для подачи сигнала спасателям. Для второй группы устройство и разжигание костра для приготовления пищи и обогрева. Время выполнения задания – 1 час.

Условия выполнения задания:

–         выбор места для костра (отсутствие свисающих ветвями деревьев, сухого мха и торфа);

–         выбор вида костра в зависимости от его назначения;

–         соблюдение правил техники безопасности;

–         соблюдение правил охраны природы;

–         наличие НАЗ (носимого аварийного запаса: таблеток сухого спирта, огарка свечи, зажигалки, спичек);

–         использование не более трех спичек при разжигании костра.

–         несоблюдение правил выбора места для костра;

–         неправильный выбор вида костра;

–         несоблюдение правил техники безопасности;

–         несоблюдение правил охраны природы;

Преподаватель: Одна из главных опасностей, угрожающих человеку, оставшемуся один на один с природой, – это голод. Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием – собирать дикорастущие съедобные растения, рыбачить, охотиться, т.е. использовать все, что дает природа. Конечно, растительная пища не столь вкусна или сытна, как животная, но может в течение дли­тельного времени поддерживать силы терпящего бедствие. Поэтому III этап посвящен приготовлению пищи из дикорастущих растений и грибов. За 15 ми­нут вы должны предложить как можно больше рецептов из грибов и дикорастущих растений.

III этап – Приготовление пищи из грибов и дикорастущих растений «Ням, ням…»

Задание: условное приготовление пищи (предложение рецептов) из грибов и дикорастущих растений.

–          правильное название гриба и дикорастущего растения;

–          количество блюд из грибов или дикорастущих растений, которые можно приготовить в условиях автономного выживания.

Учащиеся называют гриб или дикорастущее растение и блюда из них, которые можно приготовить в условиях автономного выживания.

Дальнейшее передвижение участников игры по маршруту (участок Нефтеюганск — Тобольск). По прибытию условно в Тобольск – выполнение задания четвертого этапа.

Преподаватель: Известно, что дымом костра люди издавна пользовались как призывом о помощи. И в наши дни костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Чтобы своевременно подать сигнал поисковому вертолету, костер заготавливают заранее. IV этап – подача сигнала бедствия для спасателей. Время выполнения задания -30 мин.

IV этап – подача сигнала бедствия для спасателей «SОS, SОS».

Задание: подача сигнала бедствия для группы спасателей.

–         выбор дерева для подачи сигнала бедствия;

–         правильный выбор вида костра.

–         быстрота выполнения задания.

–         неправильное выкладывание сигнального знака;

–         не закрепление сигнального знака;

Дальнейшее передвижение участников игры по маршруту (участок Тобольск – Тюмень). По прибытии условно в Тюмень заполняется таблица результатов выполнения заданий, определяются победители, группа участников игры, показавшая умение выживать в автономных условиях.

Этап

1 группа

2 группа

Штрафное время

Сумма баллов

После подведения итогов все участники игры достают свой «неприкосновенный запас» продуктов, располагаются кружком, весело уничтожая припасенные домашние заготовки, обсуждают итоги игры.

Литература

1. Аксенова М., Храмов Г. Энциклопедия для детей. Дополнительный том «Личная безопасность». – М.: Аванта+, 2001.

2. Богоявленский И.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. – Издание второе, исправленное и переработанное. – М.: АСТ, 1999.

3. Богоявленский И.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений. – Издание второе, исправленное и переработанное. – М.: АСТ, 1999.

4. Гоголев М.И., Гайко Б.А. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1991.

5. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. – М.: Российская академия медицинских наук, 1994.

6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

7. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.

8. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

9. Цвилюк Г.Е. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальной ситуации. – М.: НПО Образование, 1997.

Галина Левина, преподаватель-организатор ОБЖ Муравленковского многопрофильного колледжа, Ямало-Ненецкий автономный округ

Иллюстрация с сайта http://www.ugo.com


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt