Я открыла для себя удивительную науку – психолингвистику, которая заставила меня задуматься над многими аспектами моей педагогической деятельности. В частности, заинтересовал меня раздел «Невербальные компоненты коммуникации».
Учитель входит в класс. Начинается живое общение, и здесь очень важно умение использовать не только вербальные способы коммуникации. Важно установить первичный контакт, заставить ученика на сорок пять минут погрузиться в ту ауру, которую создает учитель. Ведь часто случается, что ученик на уроке просто отсиживает положенное время. Для меня, как для человека творческого, очень важно, чтобы каждый ученик ушел с урока одухотворенным той идеей, которую я ему предложила. Прорабатывая четвертую лекцию курса психолингвистики (автор В.В.Красных), я открыла для себя, что практически все сказанное очень близко мне и тому делу, которым я занимаюсь.Поняв, что в нашем деле нет мелочей, я проанализировала для себя, как невербальные способы коммуникации могут способствовать эффективности процесса познания.Просодика (акцентуально-ритмическое оформление речи) – темп, тембр, высота, громкость голоса. На мой взгляд, ученик воспринимает тему, если учитель подбирает невысокие тона тембра и громкости голоса. Часто наблюдаю такое явление: учитель говорит очень громко, и в классе стоит шум. Учитель пытается перекричать аудиторию. Все больше убеждаюсь, что говорить на уроке нужно спокойным, уверенным тоном, не быстро, но и не замедляя темпа. Естественно, речь учителя должна быть выразительной, логические ударения должны быть расставлены на актуальных моментах, можно использовать инверсию. Особенно это надо учитывать в момент объяснения материала. На этапе закрепления, а лучше повторения пройденного материала, можно поэкспериментировать с более быстрым темпом речи. Я практикую фронтальные опросы с огромным количеством вопросов, которые требуют мгновенного ответа. Провожу опрос на каждом уроке, отводя минимум времени на этот этап. Очень эффективно для закрепления материала. Банально, но еще Суворов говорил: «Повторение – мать учения».Следующий этап невербальной коммуникации – мимика. Стараюсь быть актрисой на уроке. Вживаюсь в материал, особенно когда преподаю литературу. Нередко устраиваю ораторские поединки и, консультируя учеников, объясняю, что мимика очень важна в подаче себя перед публикой. Гаптика – «язык касаний». Некоторых учеников необходимо подбодрить на уроке, заставить поверить в себя. Порой достаточно слегка похлопать ребенка по спине. Иногда отличный ответ заключаем рукопожатием. Я говорю: «Молодец!» – и подаю руку. Ученик чувствует себя на высоте, у него поднимается самооценка, появляются уверенность в себе, желание учиться. Окулесика – «язык глаз, взглядов, визуальных контактов». Я очень внимательна к глазам ребят. По ним с точностью могу определить уровень восприятия или невосприятия материала. Порой замечаешь пустоту в глазах, хотя ученик пытается создать впечатление восприятия. Значит, он мысленно отвлекся и соответственно что-то упустил. На мой взгляд, очень важно суметь настроить детскую аудиторию. Порой приходится прибегать к шуточному аутотренингу. Я прошу учеников закрыть глаза и погрузиться в то, о чем я говорю. А моя речь звучит примерно так: «Ни о чем постороннем не думаем. Думаем лишь о том, о чем я говорю. Не думаем о том, что вчера Месси сыграл лучше Роналдо, не думаем о том, как уговорить маму отпустить сегодня в кино…» И после этого ученики по-другому воспринимают тему и растет процент усвоения. А глаза наполняются содержанием.Порой можно, не делая замечания, просто продлить паузу, серьезно глядя на отвлекшегося ученика, чтобы он вернулся в необходимое состояние.Хронемика – невербально выраженное отношение ко времени. В школьной практике имеет немалое значение «временное поведение». «Точность – вежливость королей. А вы короли?» – часто произношу я это крылатое выражение, мотивируя учеников не опаздывать.Для меня ученик – это целый мир. И когда я вхожу в класс, то вижу не ученическую массу, а личности, в формировании которых я принимаю самое непосредственное участие. И в этом деле нет мелочей. Все актуально…Жанна ИБРАИМОВА, учитель русского языка и литературы центра образования «Президентская школа», Москва
Комментарии