search
main
0

Спасите черчение! Графическое образование не предусмотрено проектом БУПа

Реформаторская деятельность Министерства образования Российской Федерации, связанная с переходом на 12-летний срок обучения в средних общеобразовательных учреждениях, имеет не только созидательную, но и, к сожалению, разрушительную тенденцию. В частности, она направлена на вытеснение предмета “Черчение” из учебного плана. Первыми шагами к этому стали сокращение времени на изучение и связанный с этим отказ от подготовки учителей черчения в педагогических учебных заведениях, что нашло отражение в новом классификаторе специальностей. Ряд педагогических учебных заведений уже в этом году принял студентов только по специальности “учитель изобразительного искусства”.

Cледующим шагом становится уничтожение черчения как самостоятельного учебного предмета, что отразилось в проекте БУПа.
Реализация этих “нововведений” будет иметь следующие социальные, экономические и педагогические последствия:
1. Сотни работников графического образования (преподавателей, учителей, учебно-вспомогательного персонала) будут уволены.
2. Уничтожение предмета “Черчение” приведет к дефициту технической мысли и технического интеллекта, несформированности качеств личности, необходимых для технического творчества; а также графической безграмотности всего нового поколения граждан России, что в свою очередь крайне отрицательно скажется в экономике страны. В этой связи авторы новых реформ в образовании по неведению или продуманно наносят невосполнимый вред экономическому росту Российской Федерации, так как восстановление экономики страны и дальнейшее ее развитие невозможны без технически грамотных людей.
3. Ученики теряют один из мощных средств освоения окружающего мира и всего культурного наследия – когнитивную графику.
По подсчетам ученых-экономистов, доля информации в выпускаемой в мире продукции уже сегодня составляет 80%. Они также утверждают, что если мощь государства в недалеком прошлом оценивалась сначала запасами недр, затем энерговооруженностью, то сейчас она зависит от объема информации, которая становится важным национальным ресурсом, особым видом продукта, товаром. Устанавливаемый на Земле информационный мир, не знающий государственных границ, требует от каждого гражданина владения информационными технологиями.
Буквенно-цифровая форма представления информации превращается в тупиковое направление информатики. “Суперкомпьютерная технология обработки информации находится в грубом дисбалансе с существующей технологией визуализации данных: суперкомпьютеры производят слишком много цифр для того, чтобы их можно было понять и осмыслить. В то же время визуализация, трансформируя тела в компьютерные картинки, дает возможность наблюдать, взаимодействовать и манипулировать с данными, порожденными компьютером” (Зенкин А.В. Когнитивная компьютерная графика. – М., 1991).
Сказанное выше требует дальнейшего развития графического образования в стране. Однако из-за непродуманных действий некоторых функционеров российских органов управления образованием и их помощников на общественных началах, преследующих собственные корпоративные интересы, графическое образование свертывается под видом снятия перегрузки учащихся. В действительности перегрузка детей лишь увеличивается, так как прежний объем учебного материала надо усвоить за наполовину сокращенное время. Разгрузка содержания во столько же раз невозможна, так как неоднократный пересмотр программ с целью уменьшения часов на изучение этого предмета в последние годы довели его до предельного минимума. Перенос части учебного материала в другие предметы – нонсенс. Подобно всем другим учебным дисциплинам графика имеет свой предмет изучения, свою историю, свои источники и механизмы развития, свои законы. Они не могут быть отражены в некоторых отрывочных сведениях, разбросанных по всем учебным предметам. Подмена единого учебного предмета обрывками фактов или изучение их в ознакомительном порядке приводит учеников к функциональной неграмотности.
4. С уменьшением количества учебных часов до 34 по всей стране ликвидируется подготовка школьников к освоению технических специальностей, так как:
черчение – своеобразный, условный, знаковый язык техники, на усвоение которого необходимо достаточное количество учебного времени. Основная сложность – формирование умения читать чертежи, т.е. умение воспринимать объемную форму изображенного предмета по его плоскому двухмерному изображению. Достижение этого умения возможно только при наличии у ребенка развитых пространственных представлений и воображения;
исследования психологов свидетельствуют, что пространственные представления, воображение и мышление являются базой для развития и формирования технических способностей и творчества;
психологи подчеркивают, что процесс развития пространственных представлений человека завершается к 15-16 годам. Следовательно, если средняя школа не решит проблемы развития пространственных представлений своевременно, они уже не смогут быть развитыми в более поздние сроки.
5. Отсутствие в средней школе полноценного изучения курса черчения, т.е. языка техники, явится тормозом в диалоге выпускников школы с компьютером на технические и другие темы, а также достижения основной цели обучения “Технологии” – разработке проектов.
Мы, работники графического образования Башкирии, Удмуртии и Свердловской области, просим ввести в проект Базисного учебного плана предмет “Черчение и графика” в 9-10-х классах, в которых отсутствует “Технология”. В этом случае предмет “Черчение и графика”, кроме выполнения своих общеобразовательных функций, станет связующим звеном между курсами технологии в 1-8-х и 11-12-х классах, обобщая и систематизируя изученное ранее и основательно подготавливая учащихся к проектной деятельности в старших классах, а также создавая хорошую базу для начальной, средней и высшей профессиональной подготовки молодого поколения.
Мы просим также восстановить подготовку учителей в педвузах по специальности “Изобразительное искусство и черчение”.

Всего более 120 подписей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте