Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спасибо за урок. Как сохранить хрупкий мир ребенка

Учительская газета, №35 от 28 августа 2012. Читать номер
Автор:

«Педагог живет до тех пор, пока он учится». Именно это высказывание К.Д.Ушинского можно, пожалуй, считать девизом всей работы, а значит, и жизни учителя начальных классов средней общеобразовательной школы №1 поселка Пангоды Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Ямала-2012» Марины Павловны Вострецовой. И то, что это так, Марина Павловна не устает доказывать собственной жизнью, поскольку такова природа этой стройной, невысокой, очень молодо выглядящей улыбчивой женщины с добрыми, внимательными, умными, пытливыми темными глазами и твердым характером.

О​кончив в 1993 году педагогическое училище в своем родном Нефтекамске, Марина Павловна посвятила себя школе. А это значит, обрекла себя на постоянное учение, самообразование. Только за последние неполные три года учительница пять раз проходила курсы повышения квалификации. Кстати, Марина одна из тех, кто стал выпускником Ямальской школы риторики для педагогов. Помимо этого сегодня учительница сама студентка-третьекурсница Московского социально-психологического института и осваивает специальность «государственное и муниципальное управление».Уже почти 20 лет Марина Павловна увлеченно ведет младшеклассников по пути познания нашего безумно интересного мира. Из них 6 лет – на Ямале.Думаю, что сегодня очень немногие российские учителя могут сказать о себе, что имеют опыт работы в учебном заведении с раздельным обучением. Иными словами, в школе с гендерно однородным составом учащихся. А у Марины подобный опыт есть – это пять лет педагогического труда в женской гимназии города Нефтекамска Республики Башкортостан.Всегда приятно видеть людей истинно увлеченных. В хорошем смысле слова болеющих и своей профессией, и чем-то еще, иногда довольно далеким от области профессиональных интересов. Марину Павловну с полным правом можно отнести именно к этой когорте личностей. Учитель постоянно старается осмысливать накопленное за годы работы в школе. Результатом этой работы над собой и желания поделиться с другими, в частности, являются статьи «Интегрированный урок «Окружающий мир», «Литературное краеведение (3-й класс)», а также «Открываем знания вместе с учениками». Марина Павловна внимательно исследует проблему повышения мотивации учащихся в процессе активизации познавательной деятельности и всеми силами старается в собственной практике взращивать заинтересованность своих школяров самим трудом сооткрытия самых разных сторон окружающего мира. Недаром педагогическое кредо Марины Павловны так близко тенденциям развития образования в ХХI веке: «Открывать знания вместе с учениками». Учитель – сторонница образовательной системы «Школа 2100». И если уж Марина берется за изучение и воплощение в повседневную практическую работу чего-либо, то делает это основательно.Вроде бы за пределами любимой школы такое увлечение (впрочем, иногда уже воспринимаемое в качестве дополнительной специальности), как удовольствие вести концертные программы (или ведущий концертных программ). Или трепетное отношение и самозабвенная жизнь в танце. А так ли уж далеки эти (употребим модное нынче словечко!) хобби от школьной жизни? Да нет же: многочисленные умения, которых требуют и роль ведущего, и растворенность в танцевальных ритмах, с одной стороны, не могут не обогащать учительскую палитру в основном труде педагога (в частности, в качестве воспитателя растущих людей), с другой – не могут не вырастать из собственно педагогического труда. (Скажу больше: смею предположить, что артистизм как свойство личности и развиваемая, а в результате и развитая в ней способность должны входить в профессиограмму современного учителя.) Одно из самых любимых литературных произведений Марины – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне (и, полагаю, вам, уважаемые читатели) это может сказать о весьма значимых, сущностных свойствах человека.На вопрос, почему нравится работать в школе, Марина Павловна дает четкий ответ: «Потому что моя работа обусловлена потребностью гармонизации ценностных, духовных и практических отношений между людьми и окружающим миром». Интересен, на наш взгляд, и ответ, данный Мариной Павловной в анкете. В графе «Профессиональные и личностные ценности» учитель пишет: «Инновационная мобильность, умение работать в режиме лимита времени, толерантность, интеллигентность, креативность». Не кажется ли вам, что сегодня весьма востребованы педагоги, в полной мере обладающие (конечно, наряду со многими иными) именно этими свойствами?В далекой от земли надымской и столь милой сердцу Марины Павловны Башкирии учится в колледже ее дочь, живет мама. Именно они поддерживают учащегося, творчески реализующегося учителя пангодинской школы во всех начинаниях, дерзаниях и творениях.Многое еще можно было бы сказать о современном сельском учителе с Ямала Марине Павловне Вострецовой. Но думаю, что большую ценность для вас могут иметь некоторые высказывания самого педагога. Прочтем в тишине:1. «Школа, еще не разбуженная голосами детей… Ровными буквами на доске вывожу: «Семнадцатое декабря. Классная работа»… Я готова. К самой главной встрече. Я готовилась к ней каждый день. Двадцать лет своей жизни… Я учитель!С годами и опытом пришло то, что могу назвать своей педагогической философией: учить и учиться самой, постоянно находиться в творческом поиске, преодолевать себя, строить педагогическую деятельность, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности, а высшей ценностью считать личность самого ребенка.Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать, сопереживать. Учиться – значит идти вперед, опираясь на знания и веря в удачу, относясь к ошибкам как к точкам своего роста.Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? Будет ли такой человек счастлив, успешен, любим и уважаем? Вряд ли…А как же без доброты, любви, справедливости, честности – главных ориентиров в определении «жить по-человечески»? И мы, педагоги, должны обладать теми качествами, которые хотели бы воспитать в своих учениках» (из эссе М.П.Вострецовой «Учить и учиться…», с. 1).2. «Очень жаль, что мы, становясь взрослыми, забываем мир детства. Ребенок создает свой собственный мир ярких фантазий и воображаемых героев. И мы, взрослые, должны вести ребенка к творчеству через радость открытия нового» («Описание опыта», с. 2).3. «Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как долг, честь, ответственность, любовь, достоинство, терпимость, и расставить их по степени значимости» («Школа и родители – одна семья…», с. 5 (статья в методическом журнале).4. «Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник» – гласит восточная мудрость» (педагогический проект «Детская оздоровительная площадка «Солнышко» 2007 – 2009 гг., с. 5).5. «Со временем я поняла, что на вопросы, которые себе задавала: сумею ли я проникнуть во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смогу ли я отнестись к этому миру непредвзято и откликнуться на него? Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает? В достаточной ли степени я сама творческий человек, который в состоянии сблизить детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес? – жизнь дала утвердительные ответы: «Могу! Хочу! Готова!» (из эссе М.П.Вострецовой «Учить и учиться…», с. 1).5. «Да, радостно жить! И слышать благодарное: «Спасибо за урок». И отвечать: «Спасибо, дети, вам!» Спасибо за то, что учусь у вас открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, учусь видеть красоту и гармонию мира. И все это вместе с вами. Ищу свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе»…А завтра снова этот класс наполнится ребячьими голосами. Спадет шумок. И я увижу их глаза. В них – ожидание, готовность к познанию нового, жажда открытий… И будут вопросы… Много вопросов… И я учусь… Ищу ответы на них… Мне нужно многое знать, чтобы не разочаровать…» (из эссе М.П.Вострецовой «Учить и учиться…», с. 2).Задумаемся и поразмышляем вместе, ведь всем нам хранить и растить этот хрупкий мир детства. Детства в безудержно мчащемся и порой жестоком мире. Детства, по отношению к которому нужно стараться быть бережным и милосердным, требовательным и добрым, любящим, понимающим, прощающим и принципиальным, любознательным и неустающим, учащимся и не «обучающим». Эти черты я и вижу в Марине Вострецовой – учителе начальных классов из маленького северного поселка газовиков Пангоды, по девять месяцев в году занесенного снегами.Салехард


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту