Владимир ФИЛИППОВ, почетный ветеран ВОВ, Герой Социалистического Труда, заслуженный мастер профтехобразования РФ, мастер спорта СССР:
– Однажды я случайно подслушал разговор нашего учащегося со школьником, пожелавшим поступить в училище. На вопрос школьника «На какую профессию лучше пойти учиться?» учащийся, показав на одного из наших мастеров, сказал: «Иди к нему, он хороший человек». Хороший человек! Как коротко и убедительно прозвучала характеристика учителю.Многие годы учился я строить правильные взаимоотношения со своими учениками. Должен откровенно признаться, что долго не мог найти золотую середину в этой проблеме, много сделал непоправимых ошибок, которые и многому меня научили. Вначале я был слишком добрым, уступчивым, и этим порой пользовались мои ученики. Окончательно в этом убедился в туристском походе у костра, когда даже девушка позволила себе рассказать при мне самый нескромный анекдот. Тогда я понял, что мои отношения с ребятами были панибратские. Осознав свою ошибку, вскоре я изменил свои взаимоотношения с ребятами и определенно перегнул палку.Новый стиль моей педагогики стал приносить еще более крупные неприятности. Осознать это мне помог мой учащийся.На очередном собрании группы по подведению итогов успеваемости и культуры поведения я допустил грубость по отношению к Олегу. Он тут же в свою очередь ответил мне не менее весомой грубостью. Я растерялся, не зная, чем ответить ему. По глазам ребят увидел великую радость от выступления смелого парня. Мне сегодня стыдно вспоминать подробности того конфликта. Молодой человек на всю жизнь научил меня не забывать о вежливости и учительской этике.Тогда я понял, что грубость и черствость наша обязательно скажутся на воспитанниках. И наоборот, наше внимание и забота вызывают у учащихся добрые чувства к наставнику, вдохновляют его на организованность и трудолюбие.Как мастер производственного обучения, вспоминаю свою первую победу над неорганизованным учеником самым простым средством – добротой и заботой. Николай К. пришел в училище с плохой характеристикой из интерната, где он воспитывался как сирота. За первые две недели он пять раз опоздал на занятия. Опоздания позорили группу, но я не ругал его, понимая, насколько трудно живется ему одному, без родителей. В понедельник третьей недели незаметно от ребят я вручил ему будильник и сказал: «Будешь великим токарем – купишь училищу часы с боем». После этого Николай не опаздывал, и не только потому, что у него появился будильник, но и потому, что не мог ответить злом на добро. Как-то Николай вместе с двумя другими учащимися получил двойку по специальной технологии. После уроков я сказал ученикам: «Можно простить двойку только Коле, так как у него кроме учебы много домашних забот». Услышав сочувствие, Коля прослезился. Гордый и самолюбивый юноша плакал потому, что его не ругали, как обычно, а проявили понимание его нелегкой судьбы.С первых дней своей учительской карьеры я постоянно искал и придумывал педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению взаимоотношений с учащимися. Вот один из таких приемов.С одной из учебных групп у меня сложились явно не добрые отношения. Не умел я тогда прощать мальчишкам непослушание, а ребята не хотели уступать молодому учителю, отстаивая свои права на уважение личности. К счастью, я постепенно стал понимать, что где-то набираю «штрафные очки», которые лишали меня уважения. Я чувствовал, что у моих ребят было желание дружить со своим учителем. Однажды в откровенной беседе я предложил своим ученикам: «Давайте с этой минуты забудем все претензии друг к другу и завтра начнем все с чистой страницы». Мальчишкам это понравилось. Кто-то предложил это мероприятие назвать по старинке «отпущением грехов». Вскоре я убедился в целесообразности этого педагогического приема и взял его на вооружение в своей работе.Такие прощения ребячьих прегрешений и ошибок проводил один-два раза в год. Я хотел, чтобы каждый учащийся мог в этот день освободиться от гнета переживаний и унижения и на равных со всеми жить в ученическом коллективе. На общих собраниях мы разрывали дисциплинарные дневники и бросали их в урны или сжигали под бурные аплодисменты ребят. Можно привести много примеров, когда неорганизованные учащиеся после прощения им проступков становились неузнаваемыми в лучшую сторону. Надо понять, что учащийся, имеющий десять замечаний, на одиннадцатое не среагирует. До сих пор вижу радостные глаза Валерия Двойченкова в кадре телевизионного фильма в момент, когда мы с журналистом разрывали дисциплинарную тетрадь, где он был лидером по нарушениям дисциплины. Или Николай Бондарев, самый неорганизованный (это уже в другой группе), сказал мне: «Ведь я уже три месяца не имею замечаний» после «отпущения грехов» перед Новым годом! Для ребят это было радостью, для меня победой, замечательным открытием моей педагогики!Небольшая педагогическая находка, преисполненная чувством милосердия, уважения и доверия, пробуждает у детей уверенность в себе, стремление стать лучше, уважительно относиться к учителю. Каждый педагог, воспитатель и родители должны глубоко понять, что даже уголовникам прощают их преступления путем амнистии, а детям прощать сам Бог велел!Работая мастером производственного лицея «Квалитет», я старался не оставлять без внимания всех своих воспитанников, старался поднять у каждого из них уверенность в своих силах, а иногда поднять им настроение, помочь всем быть активными и уважаемыми в ученическом коллективе. Порой специально выискивал у отдельных ребят сильные черты их человеческого достоинства и в удобный момент в присутствии других учащихся сознательно вслух называл одного из них как самого умного, другого – как самого скромного и доброго, третьего – как самого честного и симпатичного, четвертого – как самого организованного и внешне аккуратного, пятого – как самого трудолюбивого и ответственного за свой ученический долг, шестого – как самого сильного и спортивного. Таким образом я стремился к тому, чтобы в ученическом коллективе не было забытых, забитых, униженных и незаметных молодых людей, за которых я нес служебную и моральную ответственность перед их родителями и государством. С тех далеких пор всегда основным моим девизом был: «Отеческая забота и внимание каждому учащемуся и непримиримость к малейшему проявлению безнравственности с его стороны».Всегда стремясь поддерживать добрые взаимоотношения в своем учебном заведении, я настойчиво напоминал учащимся и всему педагогическому коллективу мудрую мысль грузинского поэта Шота Руставели: «Кто себе не ищет друга, самому себе он враг». Считаю великим искусством и высшим пилотажем педагога умение ладить со всеми без исключения воспитанниками. Особым злом безнравственности и унижения человеческого достоинства стала дедовщина. К нашему стыду, она больше всего находит место в средних школах, учебных заведениях профессионального образования и даже в некоторых частях Российской армии. В школах и учебных заведениях профессионального образования дедовщина проявляется чаще всего в виде вымогательства денег и сигарет старшекурсниками. Зная о возможности появления случаев дедовщины во вновь организованном профессиональном училище №180, где я работал директором, мы ждали у себя этих разбойников, чтобы разоблачить их и на их примере раз и навсегда предупредить эти безобразия. Вскоре двое учащихся второго курса отняли у первокурсника 3 рубля. Это был первый и последний случай вымогательства денег в ПТУ №180.Всем коллективом сотрудников, учащихся, родителей, милиции, работников базового предприятия обрушились мы на грабителей. Мы устроили им суд чести в переполненном актовом зале училища. Два часа шло собрание, два часа стояли виновники на сцене и слушали гневные выступления своих учителей, товарищей, работников милиции. На первом ряду в зале сидели со слезами на глазах матери разбойников. Перед собранием был поставлен вопрос: возбудить против них уголовное дело? В итоге под влиянием защиты разбойников отдельными учащимися, страданий родителей и чистосердечного признания вины самих обвиняемых собрание, далеко не единогласно, постановило: «За позорный факт вымогательства денег у своего товарища объявить строгий выговор с предупреждением и поставить их на учет в милицию».На собрании присутствовали 500 учащихся, и все они запомнили суровое постановление. В начале каждого учебного года об этом мы рассказывали учащимся и родителям для предупреждения позорного факта преступности. Чтобы защитить учащихся младших курсов от унижения и оскорбления старшекурсниками, руководство училища ежегодно организовывало персональное шефство учащихся третьего курса над первым. В этом был глубокий смысл.На собраниях мы уверенно говорили родителям, что их детей никто и никогда не обидит. В то же время просили, чтобы они сообщали нам о самом незначительном случае унижения их детей. Для этого мы дали каждому родителю телефоны директора, мастера и классного руководителя. За 25 лет после того суда в нашем учебном заведении не было ни одного случая дедовщины.Меня часто раньше спрашивали молодые педагоги: «С чего лучше начинать работу с новой учебной группой, классом?»Я всегда отвечал: организуйте в первое воскресенье загородную прогулку, пока без ночевки, и вам сразу станет ясно, с чего начать воспитательную работу. В первой прогулке за город учащиеся узнают друг друга, выберут себе друзей по группе, быстрее войдут в контакт с педагогом. В неофициальной обстановке учащиеся проявляют черты характера, которые можно не заметить в классе в течение всего учебного года.Считаю необходимым, чтобы все педагогические училища, техникумы и институты давали своим студентам вместе с основными знаниями педагогики, психологии, методики обучения и воспитания еще знания по одному из направлений внеклассной работы с перспективой использования их в практической работе с детьми. Вовлекая своих воспитанников в спортивную жизнь, я одержал много побед над сложными учащимися! Решающим, на мой взгляд, условием для подлинной массовости физкультуры и спорта стало наличие в достаточном количестве дворовых и пришкольных спортивных площадок. На улице, где сейчас находится комбинат «Правда», еще до войны никто из ребят не занимался спортом. Взрослые парни, как малыши, катались на санках, цеплялись на коньках за автомашины, рискуя жизнью, хулиганили – и только. Но однажды добрый и, как сегодня я понимаю, умный и прозорливый работник домоуправления залил небольшой каток всего 30х10 метров, осветил его тремя лампами, и все мы с утра до позднего вечера собирались на этом катке. Этого было достаточно, чтобы пробудить у нас интерес к хоккею. Здесь мы научились кататься на коньках, играли в хоккей дом на дом, перестали хулиганить в подъездах и рисковать жизнью. Именно с этой площадки я пришел в хоккейную команду «Динамо» и успешно выступил в основном составе у первого своего тренера Михаила Васильевича Чуркина.Небольшая, материально ничего не стоящая площадка, где не нужны ни раздевалки, ни буфеты, ни туалеты, где всего один заботливый взрослый человек смог отвлечь ребят от хулиганства и приобщить целую улицу к спорту. Дворовая площадка – это стадион под окнами родителей. Чтобы попасть на него, не надо детям ездить далеко, переходить улицы. Сюда любая мама охотно отпустит ребенка. За ним легко проследить из окна, а в нужное время окликнуть, напомнить об обеде и уроках. Психологическое преимущество дворовой спортивной площадки в том, что она позволяет впервые выйти на старт неумеющим. На дворовой площадке самые маленькие невольно тянутся за старшими, стремятся перенять у них игровые приемы, во всем подражать им. Кстати, ребятам микрорайонов «Масловка» и «Вятская» повезло значительно больше: здесь для любителей футбола и хоккея были стадионы «Динамо», «Пищевик» и лужайки «Петровского парка», выросли знаменитые спортсмены, известные всему миру заслуженные мастера спорта СССР, такие как гений хоккея Анатолий Тарасов и его брат Юрий, погибший в авиакатастрофе под Свердловском, Владимир Юрзинов, Владимир Меньшиков, Александр Альметов, Вениамин Александров, Николай Хлыстов, Виталий Давыдов, Александр Кашаев, Юрий Золотов, Михаил Родин. По другую сторону Масловки не было ни одной спортивной площадки, и на всех пяти улицах Ямского Поля не выросло ни одного мастера спорта по футболу и хоккею. Убежден на все 100%, что лучше в большом городе иметь на один большой стадион меньше, но в каждом дворе иметь небольшую спортивную площадку. Многолетний опыт показывает, что дети приобщаются к физкультуре и спорту до 8-12 лет, и если они до этого возраста ничему не научатся в физкультуре, позже они будут стесняться своей неуклюжести, их не будут принимать ребята в свои команды.Мне не нравится молодой человек с некрасивой походкой, еще хуже, когда он некрасиво бежит, и, наоборот, любуюсь, когда любимый актер или актриса к своему актерскому таланту добавляет талант спортивный. Помню, в Лондоне, на стадионе Уэмбли, во время футбольного матча на беговой дорожке появилась полностью обнаженная бегущая девушка лет пятнадцати. Она грубо нарушила общественный порядок, это был ее безнравственный проступок, позорящий честь англичанина, но как красиво она бежала! Я ей мысленно все простил, так же как мы многое прощали нашим любимцам – Владимиру Высоцкому и Эдуарду Стрельцову, которые тоже немало чудили по молодости. Сколько хорошего они сотворили за всю жизнь!Я благодарен своей первой учительнице за то, что она научила меня доброте, элементарной морали, человечности, а я это в свою очередь добросовестно передавал более полувека своим воспитанникам в профтехшколе.Первой моей учительницей в начальной школе была Варвара Августиновна. Она относилась, как я сегодня понимаю, к лучшей части школьных учителей. Варвара Августиновна жила в нашей школе вместе со своей мамой, милой интеллигентной бабушкой, которую все мы любили за ее доброту. Их крошечная, всегда красиво убранная комнатка с печкой-буржуйкой находилась за смежной стенкой нашего класса, и мы на переменах невольно заглядывали туда, где, к нашему удивлению, на полу на мягкой подстилке постоянно лежали, обнявшись, их собака и кошка. Всегда и во всем аккуратная, внешне красивая Варвара Августиновна строго по школьному звонку-колокольчику входила в класс и говорила: «Доброе утро, дорогие дети!» Варвара Августиновна называла нас только по именам. Не помню, чтобы она повысила голос. В то же время никто из учеников никогда не посмел ослушаться ее, обидеть или тем более нагрубить.Когда я учился во втором классе, неожиданно умер мой папа. Кто-то из ребят сказал об этом учительнице. Варвара Августиновна вывела меня из класса, обняла по-матерински и сказала: «Иди Вова домой, помоги маме, успокой ее». Услышав сочувствие учителя, я заплакал.В осеннюю пору, когда лес особенно красивый, Варвара Августиновна водила нас в Петровский парк (сегодня здесь Центральный стадион «Динамо»). Я видел, как она сама любовалась природой. В Петровском парке тогда было чем любоваться: три чистых пруда, вековые деревья, красивые лужайки, где мы собирали желуди и приобщались к футболу. Много лет спустя, когда я сам уже был опытным педагогом, неожиданно встретил Варвару Августиновну на улице Марины Расковой. Растерявшись, я не остановил ее. Не остановил – и до сих пор жалею, что не высказал в тот раз самые добрые слова благодарности любимому учителю.Вторым моим любимым учителем был мастер производственного обучения Семен Васильевич Антонов. Познакомился я с ним 1 декабря 1940 года, когда вместе со своими друзьями пришел учиться на токаря в московское ремесленное училище №21.Хорошо помню первые дни в училище: незнакомые станки, тесноватые классы, первую деталь, сделанную своими руками, и, конечно, своего мастера.Его, как одного из лучших производственников авиационного завода, наделенного не только профессиональным, но и жизненным опытом, направили в училище для работы мастером производственного обучения.Сегодня, когда я прошел большую школу профессионального образования, могу сказать, что Семен Васильевич успешно справился с работой мастера производственного обучения – учителя, воспитателя и организатора ученического коллектива. Он был для нас прежде всего великим токарем. Мы любовались его филигранной техникой работы на станке и старались во всем ему подражать.Много воды утекло с тех пор, сам я уже научил более 700 молодых токарей для предприятий нашего города, но Семен Васильевич и сегодня остается для меня замечательным примером учителя.Я безгранично благодарен ему за то, что он на всю жизнь привил мне любовь к профессии, увлек рационализацией и постоянно привлекал к поиску новых технологий в токарном деле.Иногда после вечерней смены мы с ним шли по пути домой. Он со мной разговаривал, как со взрослым человеком. А однажды, прощаясь, он подал мне руку и бросил: «До завтра, Володя». Этот жест уважаемого учителя был для меня наградой!По особому оценили мы достоинства и заслуги Семена Васильевича в суровые годы Великой Отечественной войны, когда мы, его ученики, уже в сентябре 1941 года заменили у станков своих старших братьев, отцов и дедов и работали по 12 часов без выходных, без праздников, в холодных помещениях, на самом скудном питании, успешно выполняя ответственные правительственные задания по выпуску боеприпасов для фронта.Мы успешно трудились потому, что нас научили работать и воспитали патриотами нашей Родины такие учителя, как Семен Васильевич Антонов.
Комментарии