Мой первый рабочий день… Я очень спешу, боюсь опоздать, но все же на несколько мгновений задерживаюсь перед дверью лицея. Вот сейчас я открою ее – и начнется новый этап моей жизни…Задумывались ли вы над тем, сколько раз за день открывается школьная дверь? Зачем ее открывают учителя и ученики? Казалось бы, ответ прост: взрослые педагоги – чтобы учить, а дети – чтобы учиться. Но тот, кто каждый день входит в школьные двери, знает: в удивительном мире «субъектов образования» действуют свои законы.
Урок первый, или О том, как я училась в гарнизонеДвери Ставропольского государственного университета за спиной, я мечтаю работать в лучшей школе краевой столицы. Но судьба не всегда пишется по нашему сценарию.Мы едем к новому месту службы. На северо-западе Азербайджанской Республики – маленький островок России. Школа в гарнизоне. Здесь учатся дети офицеров, солдат, прапорщиков. Мои ученики – уже сложившаяся семья, дружный коллектив. Примут ли они меня? Я начинаю работать и понимаю: мне есть чему у них поучиться.Сначала я училась дисциплине. Согласитесь, для педагога она важна не меньше, чем для военнослужащего. Я училась всегда быть готовой к переменам, как готовы мои ученики вместе с семьей отправиться по приказу к новому месту службы; как готовы они к тому, что, став выпускниками, вылетят из родного гнезда в большую, самостоятельную жизнь. Они должны быть готовы жить без круглосуточной опеки, принимать решения и отвечать за них. Я тоже этому училась. Принимаем решение – и создаем школьный театр. Мы ставим спектакли по своим сценариям, осмысливаем идею постановки, способы ее воплощения, оттачиваем игру на сцене. Мы знаем: спектакля ждут! А значит, нельзя уронить честь.«Честь имею!» – смысл этих слов из Кодекса чести офицера мои ученики постигают с раннего детства. Если видишь высокую цель, иди к ней достойно, не роняй своей чести.Мы читаем «Капитанскую дочку», и я понимаю, что для моих учеников Гринев прежде всего офицер. Восьмиклассники с жаром объясняют, почему он, как и капитан Миронов, идет на смерть, не допуская мысли об измене: «Он дал присягу!» Я понимаю, что тоже уже дала свою присягу. Пусть не публично, не перед строем, но каждое слово в ней закон для меня: «Я служу образованию Российской Федерации. Каждый день моей работы в школе – служение интересам ребенка, служение родной культуре, служение будущему родной страны. Я тружусь на совесть, не роняя чести педагога, не унижая достоинства ученика. Мое оружие – убеждение, нетерпимость к насилию, гуманизм. Под моей защитой дети, их обучение, воспитание и развитие. И даже когда я покину эту школу, жизненный принцип «Честь имею!» будет для меня главным».Урок второй, или О том, как я училась в СибириНовым местом моей работы стала Сибирь. «Южному» человеку этот край кажется суровым и неприступным. Но посмотри на него внимательно – откроешь красоту, величие и мудрость.«Вы никогда не были на Байкале?!» – ученики смотрят на меня удивленно и слегка снисходительно. И вот мы едем к Байкалу. Стою на его берегу, слушаю плеск волн. Дети рассказывают древние легенды о Шаман-камне, Ангаре и Енисее. Трудно представить, что этому берегу, этим волнам двадцать миллионов лет. Двадцать миллионов! А озеро по-прежнему глубокое и чистое. Менялись народы, поколения, эпохи – Байкал был готов ко всему. Мудро принимал, наблюдал, вдохновлял. Не сильно изменился за 20 миллионов лет. Может, в этом тоже секрет его силы?Дети, открывшие мне Байкал, помогли постичь еще один закон: старое традиционное нельзя отметать бездумно, в угоду инновациям. Ведь бесценное неподвластно бегу времени. Я бегу за временем и жадно осваиваю новое в системе образования: кейс-технологии, компетенции, метапредметность, универсальные учебные действия и прочее. Гордо замечаю: я современный педагог! И вдруг…Провожу урок и замечаю, как дети скучают… Как же так? Я их учу, а они не учатся – хоть плачь. На помощь пришла старая истина из очерков по методике преподавания литературы Марии Александровны Рыбниковой, советского педагога: на уроке должно быть интересно не только учителю. Этот закон будет актуален во все времена. Дети не учатся, если им не интересно. Об этом говорил и Евгений Николаевич Ильин в своей книге «Иду на урок». Жизненно необходимо понять, чем затронуть своего ученика. Не абстрактного, а конкретного, сегодняшнего, пришедшего на этот урок по «Мертвым душам» Гоголя.Дискутируем: бизнесмен Чичиков или нет? «Конечно, бизнесмен, он ведь деньги зарабатывает. Все бизнесмены зарабатывают деньги», – безапелляционно заявляет Соня. Евгений добавляет: «Да вы посмотрите вокруг: все работают только ради денег».Давайте, ребята, посмотрим вместе. Вот открылась книжная лавка, вот цветочный ларек, а дальше по улице – булочная. Вот ресторан, где на дверях объявление о бесплатных обедах для пенсионеров. Люди открывают свое дело, чтобы жизнь становилась лучше. Где же среди них Чичиков? В ответ молчание – идет работа мысли. Не знаю, как это происходит, но в поведении и взгляде детей что-то меняется. Теперь они объясняют мне, что там, куда смотрели мы вместе, Чичиковых нет. Но они есть там, где хочется легкой наживы, где деньги заглушают голос совести. И пусть сегодняшние Чичиковы продолжают именовать себя деловыми людьми, имя им – авантюристы, мошенники, жулики.Спасибо, дети! Урок мною усвоен. Аксиологический подход, проблемное обучение прекрасно сочетаются с традиционным «должно быть интересно всем» и «урок без учеников не получится». Понимаю и принимаю.Урок третий, или О том, как образование становится непрерывнымЯ работаю в школе XXI века. О том, что технологизация и глобализация есть вызовы времени системе образования, не думал, пожалуй, только ленивый. Я тоже думаю об этом. Новые дети – новое поколение. Академик Капица когда-то сказал, что каждый новый миллиард человек на планете – это совершенно новое сознание, принципиально новое отношение к миру, его основам и ценностям. Как избежать разрыва «связи времен»? Мои ученики с легкостью осваивают информационные и технологические новинки. Отстану – останусь в прошлом. Учителю так нельзя.Отправляемся на урок в электронный читальный зал Президентской библиотеки имени Бориса Николаевича Ельцина. Редчайшие издания – от летописей до современных научных исследований, диссертаций – в открытом доступе. Незнакомое слово в тексте? Создадим гиперссылку – сможем поработать с семантикой сами и поможем следующим читателям… Что вы говорите? Биткойны? Конечно, знаю. Но об этом уже после урока…Быстрое развитие технологий следует воспринимать не как угрозу, а как возможность. Современный учитель, прислушиваясь к своим ученикам, ставит ресурсы современной виртуальной реальности на службу образованию, а не развлечению и помогает подопечным открыть новый путь: от имитации читательской деятельности прийти к постижению реальной картины мира – яркой, насыщенной, все время изменяющейся. На этом пути ученик выберет сам, быть ему лишь созерцателем или полноправным создателем будущего. Я лишь покажу новую возможность.Большая перемена, или Вместо послесловияЗвонок с урока мы все воспринимаем по-разному: окончание рабочего времени, возможность отдохнуть, смена деятельности, подготовка к следующему уроку.Для учителя, на мой взгляд, перемена – это время осмысления пройденного урока и подготовка к вот-вот начинающемуся. И речь здесь не об одном школьном дне, а о принципе работы в целом. Разговоры об ИКТ-компетентности, особенностях работы с поколением Z, освоении технологии проблемного обучения – это уже почти вчерашний день. Современный педагог эти дисциплины освоил, готовится к следующему уроку. Каким он будет?Согласно теории поколений, как бы мы к ней ни относились, сегодня система образования должна готовить новый спектр методических и научно-педагогических знаний, чтобы подготовиться к компетентной работе с представителями поколения А («альфа») – того самого, что берет в руки смартфон раньше, чем книгу, ибо для получения информации чтение ему практически не нужно: в любой поисковой системе уже есть голосовой набор. Того поколения, что пока еще не заявило о себе, но поглощает информацию блогеров, соцсетей, ориентируется в разных аспектах виртуальных реальностей, формируя пока что неизвестную нам систему ценностных координат. Впишется ли в эту систему координат современное образование или придется импровизировать? Я наблюдаю, изучаю, трансформируюсь, прогнозирую. Готовлюсь к следующему уроку. И жду своих новых учителей. А вы?..О труде учителя сегодня сказано столько, что можно собрать отдельную библиотеку. Наш труд благородный, ответственный, важный. Добавлю: окрыляющий, закаляющий, обновляющий. Мы окрыляемся сами, видя, как «становятся на крыло» наши выпускники. И снова входим в класс. Окрыленные, мы «способствуем формированию» и «создаем условия», убеждаем и требуем, понимаем и жалеем. Закаляемся, принимая вызовы времени, и обновляемся с каждым новым классом. А это значит, что, пока я учусь, я учитель. И мои учителя – мои ученики.Елена ИВАЩЕНКО, учитель русского языка и литературы лицея №14 имени Героя России В.В.НургалиеваСтаврополь
Комментарии