Не хочется серьезнейшую тему сводить к бесконечным спорам, в которых почти всегда теряется истина. Это заметил еще Публий Сир. Неужели за два тысячелетия, прошедших с тех пор, люди не поумнели? Этого не может быть. Уже со времен Вольтера принято, что отражающая закономерности природы «математическая истина остается в веках, а метафизические призраки проходят, как бред больных». Почти полстолетия я работаю в системе образования, более 30 лет занимаюсь исследованиями, ищу истину. Насмотрелся всякой всячины. Анализировал и обобщал, и понял, что Вольтер прав – истину находят не досужими домыслами, не голосованием, а как соответствие закономерностям. В тяжелых условиях государственной ломки наша экспериментальная площадка вывела на гимназический уровень качества обучения сотни классов, десятки школ, три муниципалитета. И, наверное, надо описать наш опыт, хотя бы эскизно прорисовывая его теоретические и практические черты.
Штрих 1. Образование и выживание государства
25 веков назад Платон утверждал, что «государство (город), которое не заботится о воспитании юношества, обречено на гибель». Недавно наша страна получила блестящее подтверждение этого. С отстранением Никиты Сергеевича Хрущева в 1964 году начали сокращать расходы на образование, в три приема их сократили с 10-12 до 3 процентов бюджета, и в 1991 году (всего через 27 лет!) СССР не стало… Ситуация может повториться с Россией, Украиной, с другими странами СНГ, если не учесть, что передовые страны тратят на образование 15-20 процентов бюджета. Законы природы не только выше всяческих амбиций, они превыше всего. Прав был Фрэнсис Бэкон, утверждая, что «побеждать природу можно, только подчиняясь ее законам».
Штрих 2. Качество образования и цель
Как известно, качество – это «степень реализации заданного свойства», и это свойство должно быть отражено в цели. Сравнительный анализ множества формулировок цели образования, существовавших в разное время и в разных странах, показал, что эта черта лучше всего была учтена в Средние века (формирование homo sapiens) и у Аристотеля (назначение человека – разумная деятельность). Последняя формулировка цели представляется нам вполне пригодной и для современных условий. Существующая весьма неопределенная формулировка цели (формирование человека, разносторонне развитого) не позволяет провести оценку ее достижения.
Штрих 3. Система основных понятий по Лобачевскому
Знаменитый математик, ректор Казанского университета и великолепный методолог Николай Иванович Лобачевский сформулировал требование минимизации системы основных понятий любых наук. Отсутствие такой системы приводит не только к появлению информационных шумов, но и к пренебрежению закономерностями – к появлению ложных путей и множества ошибок.
Для педагогики эта система должна содержать 12 понятий – признаков образованной (по Яну Амосу Коменскому – развитой, воспитанной, обладающей системой знаний) личности, необходимых для принятия правильных решений на всех четырех этапах циклов деятельности – мотивационном, информационном, алгоритмическом и творческом.
Общепринято, что признаки развития личности, последовательно доминирующие на этих этапах, – эмоции, речь, воля, мышление (обозначим Э, Р, В, М).
По мнению группы зеленодольских психологов и нашему, признаки воспитанности, выступающие в качестве регуляторов этих свойств психики, – это доброта, культура общения, трудолюбие, нравственность (обозначим Д, КО, Тл, Нр).
Наконец, составляющие обучения, позволяющие развивать и воспитывать, – это упражнения по сохранению мотивации, совершенствованию репродукции и умений, по формированию системы знаний (обозначим СМ, Рп, У, СЗ).
Тогда получим тройное соответствие – основных понятий педагогики, признаков образованной личности и образовательных задач, решаемых при достижении цели, обозначенной выше (штрих 2).
Штрих 4. Исправление ошибок устранением ложных путей
В системе образования допущены сотни ошибок. Для исправления их не хватит жизни целого поколения. Но положение только кажется безнадежным. Надо опираться на закономерность Фрэнсиса Бэкона: «Усилия на ложном пути множат заблуждения» – и устранять ложные пути, количество которых гораздо меньше.
Опустив рассуждения, назову лишь некоторые из ложных путей:
– селективный подход в организации школ и классов (см. исследования ЮНЕСКО, опубликованные в 2003 году);
– проявления частного бизнеса и псевдоэкономизма, при которых пренебрегают психолого-дидактическими закономерностями;
– мониторинг как средство усиления бумаготворчества;
– бесконтрольные инновации, ведущие в 90 процентах случаев к снижению качества образования;
– неправильное понимание управленческой обратной связи.
Штрих 5. Кольцеобразный характер управленческой обратной связи
Аристотель утверждал, что «разумный гоняется не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей». Здесь еще нет термина «обратная связь», но уже очерчен ее смысл.
По американским и питерским данным, управленческие ошибки всех уровней (министерства, региональные и муниципальные управления, школы, классы, учителя) составляют 85 процентов общего количества ошибок. Поэтому современное представление о кольцевом характере обратной связи, сформулированное американским исследователем Д.Хейсом и конкретизированное нами для условий нашей системы образования, является одним из важнейших. Обратная связь не сводится только к контролю состояния системы и полученных результатов, в каждом конкретном случае она включает в себя:
– диагностическое выделение первоочередных задач;
– учет действующих закономерностей;
– использование технологий, необходимых для решения первоочередных задач.
Пренебрежение любой из этих составляющих приводит к управленческим ошибкам и к распылению сил коллективов.
Штрих 6. Коннексионистские поиски
Термин «коннексионизм» начал применять как методологический термин известный психолог Эдвард Торндайк. Когда мы оценили связь десятков признаков с качеством обучения, то обнаружили, что сравнение корреляций позволяет выделять первоочередные задачи.
Для большинства классных коллективов требовалось совершенствование общеучебных умений. В этом не было ничего неожиданного: еще Аристотель указывал, что «развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Однако ежегодно перечень первоочередных задач обновлялся наполовину. Учебные умения вытеснялись при этом признаками воспитанности. В этом можно было видеть подтверждение мысли Сенеки, что «мудрость без нравов усваивается плохо».
Штрих 7. Оценка инноваций
Увы, более 90 процентов инноваций сопровождаются снижением качества образования. Вместе с Татьяной Евгеньевной Платоновой в Зеленодольске мы стали применять для их оценки сравнение графиков-разверток качества обучения за последние два года. В 1997 году, когда было введено селективное комплектование 8-11-х классов, этот метод позволил обнаружить отрицательное влияние селекции на качество обучения, а в 1998 году позволил дать высокую оценку применению некоторых технологий – ЗПВ, «спасательный круг».
Штрих 8. Оценка работы классных руководителей
В одном из своих интервью «Учительской газете» бывший министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов говорил, что важно не столько качество обучения, сколько его изменение. Вместе с Антониной Ивановной Рыжковой мы стали применять оценку классных коллективов по годовой сохранности качества обучения – сначала в школах Йошкар-Олы, потом и в других регионах. Вскоре нами была разработана и предложена таблица для применения этого критерия.
Штрих 9. Ложные критерии и ложные пути
Если критерий имеет разнородные составляющие, то его нельзя применять. Так, например, повсеместно применяемый критерий для оценки достигнутого значения качества обучения К состоит из суммы его начального значения Ко и изменения качества DК. Первая составляющая отражает использование селекции при комплектовании коллектива учеников, а вторая – результат работы педагогов. Обычно первая составляющая больше второй, и при таких условиях широко применяемый критерий качества обучения становится фактически критерием для оценки селекции и создает почву для очковтирательства, для давления на неугодных работников и даже для откровенного мошенничества. Да-да, наша школа становится все более селективной, а исследования ЮНЕСКО показали ложность этого пути.
В ряде случаев ложность критериев связана с их разной жесткостью. Так, для оценки скорости чтения после начального обучения разные исследователи предлагают значения 150, 120, 90 и даже 60 слов в минуту. Известный немецкий психолог К.Хекхаузен считал, что слишком низкие значения создают «иллюзию благополучия». И это так приятно, не правда ли?.. Между тем есть возможность для обоснования объективных значений и введения шкалы для дифференцированной оценки состояния общеучебных умений. Более того, такая шкала уже разработана в экспериментально-технической площадке «Преемственность».
Штрих 10. Необходимость школьных диагностических лабораторий
Уже есть критерии не только для оценки качества обучения, но и для оценки признаков развития и воспитанности. Однако освоение педагогической диагностики за 50 лет после выхода книги Карлхайнца Ингенкампа не сдвинулось с нулевой отметки. Нужны муниципальные и школьные диагностические лаборатории, и если их нет, значит, они кому-то мешают…
Нужна подготовка диагностов-технологов для этих лабораторий. Есть опыт такой подготовки, есть программы и учебные пособия. Но и эта проблема не находит понимания значительной части управленцев муниципального и регионального уровней. Уже нужна правовая защита и для тех профессионалов, кто получает благодаря диагностике хорошие результаты работы, подчас для учителей высшей категории и для руководителей школ.
Всеволод ЗАЙЦЕВ, научный руководитель экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Комментарии